ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4192/19 от 27.05.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

июня 2019 года

№ дела

А46-4192/2019

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2019 года.

В полном объеме изготовлено решение 03июня 2019 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривцовой А.В.,

рассмотрев материалы дела  по заявлению Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области (ИНН 4001360 , ОГРН 5502555121 ) к Главному управлению финансового контроля Омской области (ИНН 5503237823, ОГРН 1125543050654) о признании незаконными и подлежащими отмене представления от 28.02.2019 № 290, уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166 и №2167,

при участии:

от заявителя – Грегель Д.И. (паспорт) по доверенности от 26.03.2019 № 13/19, Саляева Н.А. (паспорт) по доверенности от 26.03.2019 № 11/2019, Касаткин В.Н. (паспорт) по доверенности от 26.03.2019 № 12/19,

от заинтересованного лица - Кауров А.А. (удостоверение), Клепцова А.В. (удостоверение) по доверенности от 05.02.2019 № 10,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными принятых  Главным управлением финансового контроля Омской области представления от 28.02.2019 № 290, уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166, 2167.

В судебном заседании представители Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области требования поддержали. Представители Главного управления финансового контроля Омской области настаивали на законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Главным управлением финансового контроля Омской области проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, целевого и эффективного использования средств областного бюджета, распределенных Нижнеомскому сельскому поселению Нижнеомского муниципального района Омской области  на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации Государственной программы  Омской области «Развитие транспортной системы Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п.

По результатам вышеуказанной проверки Главным управлением финансового контроля Омской области был составлен акт от 29.12.2018, ознакомившись с которым Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области представила свои возражения на изложенные в нем обстоятельства от 21.01.2019.

Представленные Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области разногласия на акт проверки от 29.01.2019 Главным управлением финансового контроля Омской области после их рассмотрения были отклонены.  При этом,  в целях корректировки суммы нецелевого использования  бюджетных средств, должностными лицами контролирующего органа  составлен акт визуального осмотра  от 15.02.2019, на основании которого письмом Главного управления финансового контроля Омской области сообщено,  что сумма нецелевого использования бюджетных средств  изменилась сторону уменьшения.

В соответствии со статьей 292.2 Бюджетного кодекса РФ по результатам указанной проверки в отношении Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области вынесено представление от 28.02.2019 № 290.

В представлении зафиксирован факт нецелевого использования Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области бюджетных средств на общую сумму 1319,5 тыс.руб., из которых 1253 тыс.руб. – средства областного бюджета, а именно:

- в нарушение цели и задач подпрограммы Модернизации автодорог,  наименования объекта ремонта, отраженного в строке 8 приложения №3 постановлению №67-п, средства субсидии направлены на ремонт площадки мемориала, не являющейся элементом обустройства автомобильной дороги общего  пользования, что согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием  бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог  общего пользования в сумме 203,44 тыс.руб., в том числе 193,27 тыс.руб. – средства софинансирования из областного бюджета, 10,17 тыс.руб. – средства местного бюджета (пункт 1 представления),

-  в нарушение цели и задач подпрограммы Модернизации автодорог,  наименования объекта ремонта, отраженного в строке 8 приложения №3 постановлению №67-п, средства субсидии направлены на ремонт объекта, расположенного на земельном участке, предоставленном для размещения объекта физкультуры и спорта, не являющегося элементом обустройства автомобильной дороги общего пользования  по ул.П.Ильичева, что согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в сумме 1116,06 тыс.руб., в том числе 1060,26 тыс.руб. – средства софинансирования из областного бюджета, 55,80 тыс.руб. – средства местного бюджета  (пункт 2 представления).

В представлении Главного управления финансового контроля Омской области от 28.02.2019 № 290 зафиксировано нарушение Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области  условий предоставления субсидии  вследствие предоставления недостоверного перечня автомобильных дорог, а также  вывод о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 2387,9 тыс.руб. (пункт 4 представления), допущенном вследствие  использования для ремонта автомобильной дороги тротуарной плитки.

По результатам проверки Главным управлением финансового контроля Омской области в Министерство финансов Омской области были направлены уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166, 2167.

Полагая, что представление Главного управления финансового контроля Омской области от 28.02.2019 № 290, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166, 2167, не соответствуют закону, нарушают права и охраняемые законом интересы, Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя  подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

По смыслу статей 1, 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.

В силу статей 34, 38 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета осуществляется, в частности, с учётом принципов адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств. То есть бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использования и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объёмом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определённым объёмом средств).

Согласно Постановлению Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определённых в 2017 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области предоставлена субсидия в сумме 49 998,995 тыс.руб. на осуществление капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования  в с.Нижняя Омка, перечень которых определен данным постановлением.

С целью выполнения работ по ремонту автомобильных дорог по улицам  Кооперативная (от ул.Ленина до ул.Трудовая), ул. 30 лет Победы (от ул.Трудовая до ул.Парковая), Парковая (от ул.30 лет Победы до ул.П.Ильичева), парковая от ул.Ильичева, Транспортная (от ул.Почтовая до автовокзала), Транспортная (от автовокзала до ул.Романенко), Трудовая (от ул.30 лет Победы до ул.Почтовая), П.Ильичева (возле спортивного комплекса), Ленина (от ул.Почтовая до  Кооперативная) Администрацией заключен муниципальный контракт от 05.06.2017 № 13/1 с ООО «АРТ РемСтрой» на сумму 22294,2 тыс.руб.

В рамках проверки Главным управление финансового контроля Омской области было установлено, что  в ходе исполнения муниципального контракта  № 13/1 от 05.06.2017  при ремонте тротуара по ул.Парковая замощена тротуарной плиткой находящаяся на возвышении в месте сопряжения ул.30лет победы с тротуаром ул.Парковой площадка мемориала, на которой установлена  скульптурная группа – фигуры солдат  и тружеников  тыла.  На основании данных  исполнительной схемы, акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 10.06.2017 №5, акта визуального осмотра от 15.02.2019 площадка мемориала занимает площадь 119,3 кв.м., расчетная ведомость ремонтных работ составляет 203,44 тыс.руб.

Поскольку площадка мемориала, не является элементом обустройства автомобильной дороги  общего пользования, контролирующий орган пришел к выводу о нецелевом использовании Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области средств субсидий, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в сумме 203,44 тыс.руб. – средства софинансирования из областного бюджета, 10,17 тыс.руб. средства местного бюджета.

Исходя из положений  пункта 5 статьи 3 Федерального закона  от 06.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации»,  пункта 1.2 Правил дорожного движения  РФ, утвержденных постановлением  Совета Министров  - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, пункта 3.14 национального стандарта  РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 269-ст, следует признать обоснованным довод Главного управления финансового контроля Омской области о том, что площадка мемориала, единственным функциональным назначением которой является  размещение скульптурной группы, не отвечает признакам тротуара как элемента обустройства  автомобильных дорог.

Вместе с тем, согласно муниципальному контракту № 13/1 от 05.06.2017 цена  подрядных работ составила 20910000 руб. (пункт 2.1). Из них предполагалось к оплате 19864500,00 руб. за счет средств областного бюджета, 1045500,00 руб. – за счет средств местного бюджета.

В соответствии с локальным сметным расчетом  на ремонт тротуара  по ул.Парковая (от ул.30 лет Победы до ул.П.Ильичева) общая сумма оплаты ремонтных работ составила 3562253,6 руб., доля софинансирования работ по объекту ремонта по ул.Парковая (от ул. 30 лет Победы по ул.П.Ильичева) за счет местного бюджета – 178112,68 руб., что также отражено в акте проверки от 29.12.2018 б/н на стр. 5.

Как видно из материалов дела, в ходе осуществления ремонтных работ сторонами контракта были увеличены объемы подрядных работ, в том числе по ремонту участка по ул.Парковая (от ул. 30 лет Победы по ул.П.Ильичева). В связи с чем были заключены дополнительные соглашения к муниципальному контракту б/н от 29.06.2017, от 25.07.2017, а также был утвержден дополнительный локальный сметный расчет №7 на ремонт участка по ул.Парковая (от ул. 30 лет Победы до ул.П.Ильичева, в том числе на устройство покрытия из тротуарной плитки на возвышении площадки, на которой установлена скульптурная группа) на сумму 534632,04 руб.

Ремонтные работы, предусмотренные дополнительным и соглашениями, на сумму 1384200,18 руб., в том числе на устройство покрытия из тротуарной плитки на возвышении площадки – 534632,04 руб., были полностью оплачены на счет средств местного бюджета, что следует также из представленных в материалы дела платежных поручений.

Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и Главным управление финансового контроля Омской области не были опровергнуты.

По итогам проверки Главное управление финансового контроля Омской области, делая вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в сумме 267,91 тыс.руб., расчет произвело исключительно на основании исполнительной схемы асфальтобетонного покрытия  (ремонт тротуарной плитки по ул.Парковая от ул. 30 лет Победы до ул.П.Ильичева, ул. 30 лет Победы по ул.Трудовая до ул.Парковая).

Однако, как обосновано указывает заявитель, исполнительная схема является документом, на основании определяется соответствие объемов выполненных работ проектно-сметной документации, и не является документом, на основании которого может быть определен источник финансирования оплаченных работ. 

При указанных обстоятельствах, учитывая, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта возложена на орган, принявший данный акт, а также принимая во внимание то обстоятельство, что выводы заинтересованного лица о направлении средств субсидий на ремонт площадки мемориала опровергается материалами дела, требования Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области о признании недействительным представления Главного управления финансового контроля Омской области от 28.02.2019 № 290 в рассматриваемой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В оспариваемом представлении Главным управлением финансового контроля Омской области от 28.02.2019 № 290 был сделан вывод о  нецелевом использовании бюджетных средств Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области в размере 1116,06 кв.м., выделенных на ремонт автомобильной дороги общего пользования по ул.П.Ильичева, так как направлены были на ремонт объекта, расположенного на земельном участке, внутренней асфальтированной площадки спортивного комплекса, которая не подпадает под определение автостоянки, содержащимся СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утв. Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 (Приложение Б), поскольку не имеет свободного доступа  транспортных средств неограниченного круга лиц,  расположена на части земельного участка, предоставленном для размещения объекта физкультуры и спорта, являющегося составной частью автомобильной дороги общего пользования по ул.П.Ильичева, имеющим кадастровый номер 55:16:020130:105.

Как было указано выше и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определённых в 2017 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области предоставлена субсидия в сумме 49 998,995 тыс.руб. на осуществление капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования  в с.Нижняя Омка, в том числе на ремонт ул. П. Ильичева (возле спортивного комплекса).

В материалы дела представлены: свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности за Нижнеомским муниципальным районном Омской области (55 АА 009444 от 16.08.2010) на земельный участок с кадастровым номером 55:16:020130:105 (на который ссылается контролирующий орган) площадью 37701 кв.м., местоположение: Омская область, Нижнеомский район, с.Нижняя Омка, ул.Петра Ильичева, установлено относительно ориентира культурно-спортивный комплекс, а также перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Главой Нижнеомского  сельского поселения от 10.04.2008 № 22-П-1, в состав которого в том числе входит указанная автомобильная дорога. 

Автомобильная дорога, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Субсидии местным бюджетам из областного бюджета, были предоставлены в соответствии с приложением 3 к постановлению Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2017 году министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области». При этом в качестве цели указаны лишь улицы, на которых подлежал осуществлению ремонт. Данным актом (как и иным, его дополняющим) не были предусмотрены количественные и (или) качественные показатели, обязательные для достижения получателем субсидии.

Направление средств субсидии на ремонт внутренней асфальтированной  площадки спортивного комплекса, по мнению суда, не может быть признано нецелевым использование бюджетных средств, поскольку спорная площадка является элементом обустройства автомобильной дороги по ул.П.Ильичева.  При подачи заявки на получение субсидии, прохождении отбора и предоставлении субсидии данная площадка четко была обозначена (автомобильная дорога по ул.П.Ильичева (возле спортивного комплекса).  В постановлении Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п одним из объектов (мероприятия) указана  именно ул.П.Ильичева (возле спортивного комплекса). Проектно-сметная документация , в том числе на спорный объект была представлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на стадии распределения субсидии, при этом не соответствия заявленного объекта целям государственной программы не было выявлено. Вопреки мнению контролирующего органа спорная площадка используется равно для заезда автомобильного транспорта и как пешеходная зона (что следует из представленных в материалы дела фотографий).

Доводы Главного управления финансового контроля Омской области о том, что спорная площадка, являющаяся частью земельного участка с кадастровым номером 55:16:020130:105, не подпадает под понятие автостоянка, содержащееся в СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", не принимаются судом во внимание, поскольку исходя из представленных в материалы дела фотографий, а также пояснений представителей заявителя, спорный участок дороги (несмотря на то, что как утверждает контролирующий орган, не имеет свободного доступа  транспортных средств неограниченному кругу лиц) не противоречит понятию автостоянки, содержащимся в другом СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9,  которые трактуют данное понятие шире, чем то, на которое ссылается контролирующий орган.

Кроме того, проверяющим органом не были приняты во внимание пояснения представителей заявителя о том, что данная площадка ввиду того, что расположена в сельской местности, имеет многофункциональное назначение.

Ссылка проверяющего органа на то, что спорная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:16:020130:105, имеющим вид разрешенного использования: для размещения объекта физкультуры и спорта, также подлежит судом  отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является основанием, ограничивающим в получении субсидии, в противном случае на стадии  получения субсидии в её выдаче было бы отказано. Условием предоставления и получения субсидий местным бюджетам в сфере дорожного хозяйства, установленных подразделом 10.1 подпрограммы Модернизация автодорог, является наличие соответствующих муниципальных объектов в перечне автомобильных дорог общего пользования  местного значения в случае их реконструкции, капитального ремонта, ремонта, что в данном случае, как указывалось выше, было соблюдено.

Таким образом, изложенные в оспариваемом представлении от 28.02.2019 № 290 выводы Главного управления финансового контроля Омской области о  нецелевом использовании бюджетных средств Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области в размере 1116,06 кв.м., выделенных на ремонт автомобильной дороги общего пользования по ул.П.Ильичева, являются недоказанными. Представление проверяющего органа от 28.02.2019 № 290 в рассматриваемой части также подлежит признанию судом недействительным.

В ходе проверки Главное управление финансового контроля Омской области пришло к выводу о том, что Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области совершено бюджетное правонарушение, за которое статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Как следует из акта проверки, в приложении к заявке Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в перечне  автомобильных дорог общего пользования Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная указан с идентификационным номером 52-239-807 ОП МП-60. Между тем,  в представленной на проверку копии Перечня, а также копии, приложенной к заявке Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в Минстрой от 11.09.2017 № 01-22/1435 на участие в отборе предоставления субсидий в рамках государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства  и регулирование  рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» на ремонт автомобильной дороги по ул.3Космодемьянской в сНижняя Омка, проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная с идентификационным номером 52-239-807 ОП МП-60 отсутствует.

В реестре автомобильных дорог общего пользования, представленном Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области в ходе проверки, под идентификационным номером 52-239-807 ОП МП-60 указана автомобильная дорога сНижняя Омка, ул.Ленина от жд №57 до жд№105».

На основании изложенного, проверяющим органом был сделан вывод о том, что Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области при подаче заявки в Минстрой от 17.08.2017 № 01-22/1285 для участия  в отборе предоставления субсидии на ремонт  автомобильной дороги по проезду  ул.Трудовая до ул.Кооперативная неправомерно был изменен утвержденный в 2008 году Перечень.  По результатам отбора (протокол от 25.08.17 заседания Комиссии Минстроя по подведению итогов отбора муниципальных образований Омской области для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета) Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области была признана прошедшей отбор, были выделены средства областного бюджета 500000 руб.

Таким образом, в результате представления недостоверных данных Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области, получившей в 2017 году межбюджетный трансфер в сумме 500000 руб., допущено было нарушение условий  предоставления (расходования) межбюджетных трансферов.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В главе 30 Бюджетного кодекса РФ определены виды бюджетных нарушений, в числе которых нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств (статья 306.8 Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, по мнению суда, при вышеуказанных обстоятельствах, в целях выяснения факта совершения получателем субсидии бюджетного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ, подлежит установлению вопрос о том, находится ли автомобильная дорога «Проезд  от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» фактически в собственности муниципального образования. Данные обстоятельства при заключении вывода о совершении бюджетного правонарушения Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области как видно из акта проверки не устанавливались.  Выводы проверяющего органа основаны исключительно на сравнении имеющихся в наличии Перечней автомобильных дорог муниципального образования. Таковой подход, по мнению суда, не может быть признан достоверным. Кроме того, выводы проверяющего органа были сделаны без учета нижеследующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела, автомобильная дорога «Проезд  от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» на момент проведения отбора входила в состав автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования Нижнеомского сельского поселения. В связи с чем, в Минстрой была подана заявка с актуальной информацией о наличии  в собственности Нижнеомского муниципального образования автомобильной дороги «Проезд  от ул.Трудовая до ул.Кооперативная». Наличие  указанной автомобильной дороги в собственности муниципального образования подтверждается в том числе выпиской из Единого банка данных объектов собственности и муниципальной программой «Развитие экономического потенциала Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (2014-2020)». Обстоятельства, установленные в ходе проверки, были связаны с технической ошибкой, обусловленной в том числе ликвидацией Администрации Нижнеомского муниципального сельского поселения и передачей полномочий в Администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области.

Несостоятельность вывода проверяющего органа о неправомерном изменении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения со стороны Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области подтверждается также  положениями Закона № 257-ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации», Устава Нижнеомского муниципального района, в соответствии с которыми именно Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области наделена полномочиями утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, равно как и по внесению изменений в такой перечень. Вносить изменения в перечень автомобильных дорог Администрация вправе неограниченное количество раз.

Кроме того, как следует из заявления, в результате проведения конкурентных способов закупки по средствам областного бюджета Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области произведена экономия бюджетных средств в сумме 510000 руб., которая была возвращена в областной бюджет (уведомление об изменении показателей бюджетной росписи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов от 16.08.2017 № 0154-014). В этой связи Минстроем инициирован был отбор предоставления субсидий  на ремонт автомобильной дороги (проезд  от ул.Трудовая  до ул.Кооперативная) в с.Нижняя Омка. Администрацией предоставлены все необходимые документы для получения субсидии.  Со стороны исполнителя мероприятия претензий к заявке не поступило. Средства в сумме 500000 руб. доведены до Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области уведомлением об изменении показателей бюджетной росписи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов от 19.09.2017 № 0170-014.

Учитывая, что в рассматриваемом случае автомобильная дорога «Проезд  от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» находилась и находится в собственности Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, предоставление и расходование субсидии в том числе на ремонт автомобильной дороги «Проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» согласуется с задачами Государственной программы, а выявленная «недостоверность сведений» ничем иным как технической ошибкой не является, и не повлекла  (не могла) повлечь негативных последствий ни для одной из сторон, суд приходит к выводу  также об удовлетворении заявленных требований в данной части и признании оспариваемого акта недействительным.

Как следует из акта проверки и установлено проверяющим органом, при ремонте автомобильных дорог при исполнении контракта № 13/1 замощены тротуарной плиткой  проезжие части  улиц Кооперативная и 30 лет Победы в с.Нижняя Омка.

Согласно разъяснению Федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный автомобильно – дорожный университет» от 21.12.2018 № 18-4399 применение в качестве покрытия для автомобильных дорог общего пользования плитки тротуарной, соответствующей  Межгосударственному  стандарту ГОСТ 17608-91 «плиты бетонные тротуарные. Технические условия», утвержденному постановлением Государственного строительного комитета СССР от 03.04.1991 № 14, не допускается.

Таким образом, в нарушение принципа эффективности, отраженном в статье 34 Бюджетного кодекса РФ, замощенные тротуарной плиткой отремонтированные проезжие части участков  ул.Кооперативная и ул.30 лет Победы в с.Нижняя Омка не могут без несоразмерного ущерба использоваться в качестве автомобильных дорог общего пользования, что свидетельствует о неэффективном использовании средств субсидии в общей сумме 2387,9 тыс.руб.

Выслушав участников процесса, оценив обстоятельства дела в рассматриваемой части в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд отклоняет доводы проверяющего органа о нарушении Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.02.2009 № 17 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесс достигнуть лучшего результата.

Отклоняя выводы проверяющего органа, суд исходит из того, что в Государственной программе Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п, в постановлении Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п, не содержится обязательных требований для получателей субсидий об осуществлении ремонтных работ исключительно с применением установленных материалов (асфальтобетонной смеси).  Как было указано выше и следует из данных актов, условием получения и расходования субсидий являются наличие в собственности объектов, в отношении которых подлежат выполнению в том числе ремонтные работы. В локальных сметах, предоставленных в Минстрой на стадии проведения отбора на предоставление субсидий, было предусмотрено устройство тротуарной плитки. Исполнительная документация прошла проверку в Сибирском центре ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике и имеют об этом соответствующую отметку, что не оспаривается заинтересованным лицом.

В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 5 части 1 статьи 14)  органы местного самоуправления самостоятельны при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог. Использование автомобильных дорог в с.Нижняя Омка, ремонт на которых выполнен с применением тротуарной плитки, также осуществляется с учетом их особенностей. Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области в рамках своих полномочий приняты необходимые для этого меры (установлены ограждения, предписывающие знаки).

Как отмечено в акте проверки, подпрограмма Модернизация автодорог предусматривает субсидии местного бюджета на ремонт автомобильных дорог местного значения в целях решения задачи улучшения состояния автомобильных дорог и повышения безопасности дорожного движения.  Заинтересованным лицом не опровергнут довод заявителя о том, что осуществление ремонтных работ  улиц Кооперативная и 30 лет Победы в с.Нижняя Омка улучшило состояние указанных автомобильных дорог и повысило безопасность движения по ним.

Как было указано выше и следует из пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.02.2009 № 17 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса эффективности (результативности) использования бюджетных средств, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации постановленных перед ними задач и в пределах выделенных определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность конкретной расходной операции.

На основании изложенного, ссылка проверяющего органа на вышеуказанные разъяснения ФГБОУВО «Сибирский государственный автомобильно – дорожный университет» от 21.12.2018 № 18-4399, без учета вышеизложенных обстоятельств, сама по себе не свидетельствует о нарушении Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области  требований статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. Выводы Главного управления финансового контроля Омской области в указанной части, по мнению суда, о неэффективном использовании заявителем бюджетных средств общей сумме 2387,9 тыс.руб., также следует признать недоказанными.

Поскольку в рассматриваемом случае заинтересованным лицом в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказаны факты нецелевого (неэффективного) использования бюджетных средств, равно как не доказано обстоятельств нарушения бюджетного законодательства со стороны Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, требования заявителя о признании

недействительными представления Главного управления финансового контроля Омской области от 28.02.2019 № 290, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166, 2167 являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 168-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными принятые Главным управлением финансового контроля Омской области представление от 28.02.2019 № 290, уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166 и №2167.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         М.А. Третинник