ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4213/2022 от 03.08.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

10 августа 2022 года

№ дела

А46-4213/2022

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва - секретарем судебного заседания Бубенцовой Д.Л.,   после перерыва - помощником судьи Рыбаконенко В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «Музыка и кино» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными ненормативных актов,

при участии в заседании суда:

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 11.01.2022 (паспорт, диплом),

от Администрации – ФИО3, по доверенности от 30.08.2021 (служебное удостоверение, диплом),

от ООО «Музыка и кино» – ФИО4, по доверенности от 05.04.2022 (паспорт, диплом).

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением  к Администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Музыка и кино» (далее – ООО «Музыка и кино») о признании недействительными ненормативных актов,

Определением суда от 23.03.2022 указанное заявление принято к производству.

Рассмотрение дела откладывалось судом: сторонами представлялись дополнения, предпринимателем уточнялись заявленные требования.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала. Представители заинтересованных лиц требования не признали, высказались в соответствии с доводами, изложенными в отзывах на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

05.05.2021 администрация Центрального административного округа г. Омска на основании Распоряжения № 713 выдала предпринимателю ФИО1 разрешение на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: - часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:040117:3093, площадью 183 кв.м. Разрешение выдано под размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ним трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Срок использования земель установлен распоряжением с 19.05.2021 по 18.05.2024.

Распоряжением Администрации от 27.12.2021 № 2319 признано утратившим силу первоначальное Распоряжение от 05.05.2021 № 713 «в связи с предполагаемым строительством ТП-2254 на земельном участке согласно предоставленному проекту реконструкции  объекта  электросетевого  хозяйства,   что   противоречит  Регламенты,   а также с отсутствием документов на предоставление услуг поставки электроэнергии в административное здание («Летур»).

По мнению заявителя, у администрации не было оснований для отмены ранее выданного распоряжения от 05.05.2021 № 713 о разрешении заявителю на использование земли.

Вследствие этого, по утверждению заявителя, 01.12.2021 Администрация незаконно выдала разрешение другому лицу на использование этого же участка - ООО «Музыка и Кино» для размещения контейнерной площадки под сбор ТКО (оспариваемое распоряжение администрации от 01.12.2021 № 2145).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя с заявлением  в суд

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего

Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законом. Согласно абзацу 14 названной статьи права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.

Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что 05.05.2021 издано распоряжение о предоставлении ИП ФИО1 о предоставлении запрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:040117:3093 (земли общего пользования, под улицу) сроком с 19.05.2021 по 18.05.2024 для размещения линий электропередач классом напряжения до 35кВ согласно прилагаемой схеме заявителем.

При поступлении в ноябре 2021 года в администрацию округа заявки от ООО «Музыка и кино» для размещения контейнерной площадки было издано распоряжение администрации округа от 01.12.2021 № 2145.

Администрация в отзыве ссылается на то, что подготовка документов для рассмотрения их на комиссии осуществлялась начальником отдела архитектуры, строительства и земельных отношений администрации округа, главным архитектором ФИО5, с которым в настоящее время трудовые отношения расторгнуты.

При назначении на должность начальника отдела архитектуры, строительства и земельных отношений администрации округа, главного архитектора округа ФИО6 была проведена ревизия распорядительных актов по вопросам предоставления земельных участок для размещения объектов в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300).

При поступлении заявки от ООО «Музыка и кино» для размещения контейнерной площадки Администрацией были рассмотрены предыдущие заявки на заявленную территорию: был осуществлен выезд на место, где установлено, что участок не реализовывается заявителем ФИО1. Также были рассмотрены повторно документы, предоставленные ФИО1, в том числе рассмотрен проект «Реконструкции объекта электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция с диспетчерским наименованием ТП-2254 и кабельными линиями от ТП-22-54 до распределительных устройств торгового комплекса «Летур», расположенного по адресу: г. Омск, угол ул. Гагарина/К. Либкнехта, д.3/12, к.1) », в результате чего установлено следующее:

В отношении вышеуказанного проекта обнаружены следующие замечания:

-  территория, для строительства ТП-2254 указана по схеме в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040117:3093 (земли общего пользования, под улицу) а не земельный участок, неразграниченный, указанный на схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, которая была предоставлена в пакете документов заявителем; проект имеет по графике разночтения со схемой (в схеме указан кадастровый номер земельного участка, что не соответствует сведениям Публичной кадастровой карты);

-   в проекте отсутствует информация по материалам строительства ТП-2254, подтверждающая что объект некапитальный. На основании эскизов фасада объект имеет статус капитального объекта;

-   в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 №1816 (ред. от 15.11.2021) "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" указан перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, в данном случае заявителем ФИО1 не предоставлена информация в отношении какого объекта строительства будут возводиться инженерные сооружения, в том числе вышеуказанная ТП.

Наличие признаков капитальности объекта свидетельствует о возможности постановки на кадастровый учет указанного объекта и регистрации его как объекта недвижимости, что повлечет изъятие земельного участка из муниципальной собственности, что противоречит условиям постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 - без предоставления земельного участка и установления сервитута.

В письме от 25 декабря 2015 г. N ОГ-Д23-1526 Министерство экономического развития Российской Федерации разъясняет следующее.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплены случаи, в которых использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Анализ таких случаев позволяет выявить определенные признаки, послужившие основанием для подобного использования земельных участков.

Так, объединяющим критерием для случаев, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, является временность использования земельных участков. Случай, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, обусловлен необходимостью оказания поддержки традиционному образу жизни отдельных категорий граждан. При этом указанные выше случаи не предполагают создания и размещения объектов недвижимости.

Случаи, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, напротив, предполагают использование земельных участков, связанное с размещением отдельных видов объектов, виды которых в том числе указаны в Перечне. Так, пунктом 11 Перечня к числу таких объектов отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Объекты, включенные в Перечень, либо не обладают признаками объектов недвижимости и объектов капитального строительства и в силу своих конструктивных особенностей имеют временное или вспомогательное значение (например, пункты 4, 8, 16 Перечня), либо представляют собой некапитальные сооружения, т.е. объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется получение разрешения на строительство, предназначенные для технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (например, пункты 2, 3, 5, 11 Перечня).

Таким образом, объекты, включенные в Перечень, обладают определенными признаками, послужившими основанием для возможности размещения их на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Учитывая изложенное, предусмотренный ЗК РФ порядок использования земельных участков ограничен определенными условиями, пресекающими возможность размещения в указанном порядке объектов капитального строительства.

Используемое по тексту Перечня, в том числе в пункте 11, уточнение "для размещения которых не требуется разрешения на строительство" следует применять по отношению ко всем объектам, в отношении которых в Перечне предусмотрено соответствующее условие.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации от 11 июля 2018 г. № 30418-АС/08 указывается, что согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

Администрация, усмотрев в представленной проектной документации признаки капитальности предполагаемого к размещению объекта - ТП, на комиссии по рассмотрению заявлений о выдаче разрешения на использование земельных участков без их предоставления на каком либо праве приняла решение о предоставлении неразграниченного земельного участка ООО «Музыка и кино» для размещения контейнерной площадки.

Таким образом, при наличии выявленных Администрацией в ходе повторной проверке документов нарушений, Распоряжение Администрации от 27.12.2022г. № 2319 «О признании утратившим силу распоряжения Администрации ЦАО г. Омска»» вынесено в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Заявителем не представлены доказательства несоблюдения Администрацией требований закона, нарушения его прав и законных интересов вынесением в отношении иного лица оспариваемого распоряжения от 01.12.2021 № 2145.

На основании вышеизложенного требования ИП ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ввиду того, что в удовлетворении требований отказано, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 148, статьями 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)  оставить без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 400 руб., уплаченную платежным поручением № 192 от 16.03.2022.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой