АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omskarbitr.ru
РЕШЕНИЕ
город Омск Дело №
16 мая 2008 года А46-4488/2008
Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2008.
Полный текст решения изготовлен 16.05.2008.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи С.В. Ярковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Ярковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.05. - 15.05.2008 делопо заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Антенна-7»
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.01.2008,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 28.12.2007,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченно ответственностью «Телерадиокомпания «Антенна-7» (далее по тексту ООО «ТРК «Антенна-7») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту - Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
В открытом судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объёме, указав, что организацией в Управление был представлен полный пакет документов, подтверждающий факт создания спорного объекта недвижимости.
Представитель заинтересованного лица требования не признала, пояснив, что при обращении общества с заявлением не были представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации права.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
06.07.2004 заявителем в Управление были представлены документы за номером 55-01\00-23\2004-224 для государственной регистрации права собственности на телевизионную мачту, расположенную по адресу: <...>. Письмом от 19.07.2004 за номером №23/2004-224 организация была извещена об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости по причине отсутствия актов «приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией объекта производственного назначения, утвержденного Постановлением Мэра г.Омска о вводе в эксплуатацию данных объектов».
09.11.2007 организация повторно обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации возникновения права собственности на объект недвижимого имущества (№55-55-01/160/2007-597). К документам было приложено Письмо Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее по тексту – ГУ ГСН и ГЭ) от 26.06.2007 №01-13-01/1624, из содержания которого следует, что телевизионная мачта (металлоконструкция для размещения антенны) является вспомогательным объектом. Таким образом, не требуется получение разрешения на строительство данного объекта и разрешения на ввод его в эксплуатацию в соответствии со статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Сообщением Управления от 28.01.2008 №01/160/2007-597 общество было поставлено в известность об отказе в государственной регистрации права собственности на телевизионную мачту – сооружение площадью по наружному обмеру 172,9кв.м., инвентарный номер 160000233, литера Б, расположенную по адресу: <...>.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы в суд.
Считая отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - телевизионную мачту - незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «ТРК «Антенна-7» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением за защитой нарушенного права.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства в совокупности и взаимной связи, суд находит требования общества подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статьям 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацу 3 статьи 1, статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 названного закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 означенного нормативного правового акта право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 №113, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в том числе на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (подпункт 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим уполномоченному органу рекомендовано при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, проверить наличие прав заявителя на земельный участок. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке.
В техническом паспорте сооружения - телевизионной мачты по проспекту Королева, 25, составленному по состоянию на 18.06.2004 и выданному 28.06.2004 Государственным учреждением «Центр технической инвентаризации Омской области», указан год постройки телевизионной мачты – 1997 год (раздел VI). Согласно акту приемки в эксплуатацию объекта Телерадиопередающей станции 7 ТВК ООО ТРК «Антенна-7» проектные и монтажные работы по антенно-фидерным устройствам и монтажу передатчика осуществлялись с 1 по 24 сентября 1999 года (пункт 6 акта).
При этом в заявлении о государственной регистрации возникновения права собственности от 09.11.2007 в качестве основания (правоустанавливающего документа) представителем организации указан договор аренды №75-ТУ земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 07.12.2006. Данное обстоятельство позволило Управлению утверждать о не подтверждении обществом права на пользование землей в период осуществления строительства телевизионной мачты (страница 1 сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от 28.01.2008 №01/160/2007-597).
Тем не менее, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.
При обращении 06.07.2004 с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости обществом было приложено Постановление Главы администрации города Омска от 25.09.1995 №1098-п о предоставлении Телерадиокомпании «Антенна-7» в бессрочное пользование земельного участка под строительство телемачты в районе СибНИИСХоза в Первомайском районе. Данное же постановление указано в техническом паспорте строения в качестве землеотводного документа (раздел II- экспликация площади земельного участка).
Определениями об истребовании доказательств от 25.03.2008, 15.04.2008 судом были запрошены копии дела правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества - телевизионную мачту – сооружение площадью по наружному обмеру 172,9кв.м., инвентарный номер 160000233, литера Б, расположенную по адресу: <...>. С сопроводительным письмом от 25.04.2008 №07/17852 в адрес Арбитражного суда Омской области представлены копии документов на 39 листах (вход. от 29.04.2008 №15974/2008), в том числе и названное Постановление, которое, по мнению суда, является допустимым и достаточным подтверждением права пользования земельным участком в период осуществления строительства телевизионной мачты.
Распоряжение первого заместителя главы администрации города Омска от 27.09.1999 №1072-р в материалах дела не значится, однако на данный правовой акт ссылается ГУ ГСН и ГЭ в письме от 26.03.2007 №01-13-01/755 и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме от 08.12.2007 №07/21413 (вход. от 11.12.2007 №36700).
Статья 19 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 46 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 №184, государственная регистрация может быть приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 означенного закона, в частности, в случае непредставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, какого-либо из документов, необходимых для проведения государственной регистрации в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
При этом пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, получение дополнительной информации, подтверждающей достоверность указанных сведений, является обязанностью государственного регистратора. При возникших сомнениях в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества названная обязанность исполнена не была.
Приостановление государственной регистрации прав в удовлетворение ходатайства представителя правообладателя (заявление от 07.12.2007, регистрационный номер №55-55-01/178/2007-365) не исключает приостановления государственной регистрации прав по инициативе государственного регистратора, что следует в том числе из пункта 45 Регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 №293.
Отказ в государственной регистрации возникновения права собственности, изложенный в сообщении Управления от 28.01.2008 №01/160/2007-597, мотивирован в том числе трудностями регистрирующего органа при установлении факта принятия в эксплуатацию спорного объекта недвижимости (страница 1 сообщения).
Так, при подаче документов для государственной регистрации права собственности на телевизионную мачту заявителем были представлены Акты приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта Телерадиопередающей станции – 7 ТВК ООО ТРК «Антенна-7» от 21.01.2000. В пункте 1 указано: «предъявлена к приемке в эксплуатацию Телевизионная мачта, 172,9кв.м. после завершения работ по монтажу г.Омск, ФИО3, ул.Королева, 25, р-н СибНИИСХоза». При этом в решении приемочной комиссии указано: «предоставленный объект телерадиопередающая станция 7 ТВК ООО ТРК «Антенна - 7» принять в эксплуатацию».
Осуществляя правовую экспертизу названного документа, Управление посчитало невозможным установить, принята ли в эксплуатацию означенным актом телевизионная мачта. Тем не менее, данный вывод заинтересованного лица представляется суду не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Так, в соответствии с заявкой на назначение (присвоение) радиочастот для передающей телевизионной (радиовещательной) станции, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 12.01.2000 №4 «Об утверждении формы заявления на разработку радиочастотного канала для целей телерадиовещания», мачта (а именно её высота) является одной из технических данных передающей станции.
Из чего следует, что телевизионная мачта представляет собой один из объектов, охватываемых понятием «передающей телевизионной (радиовещательной) станции». Таким образом, принятие в эксплуатацию телерадиопередающей станции в целом свидетельствует и о принятии в эксплуатацию в том числе и телевизионной мачты.
Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 7 рассматриваемого Акта зафиксированы основные показатели представленного к приемке объекта: высота подвеса антенны над уровнем земли 21.01.2000 составляла 127м. Согласно разделу V технического паспорта сооружения высота мачты равна 120м., при том, что высота реконструированного здания водонапорной башни – всего 22,15м. Таким образом, приведенные характеристики с достоверностью свидетельствуют о принятии в эксплуатацию телевизионной мачты означенным документом от 21.01.2000.
Учитывая фактическое целевое использование спорного строения исключительно для обслуживания действующей телепередающей станции – 7 ТВК ООО «ТРК «Антенна-7» - и невозможность самостоятельного использования мачты для иной хозяйственной деятельности, следует исходить из доказанности того факта, что возведенное заявителем строение относится к объектам вспомогательного назначения. (Данный вывод также согласуется с позицией ГУ ГСН и ГЭ, изложенной в письмах от 26.03.2007 №01-13-01/755, от 26.06.2007 №01-13-01/1624, Департамента строительства Администрации города Омска, отраженной в письме от 20.11.2007 №06-12/4026.)
По этой причине и в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство телевизионной мачты не требуется. Как следствие, не требуется и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что явствует из совокупности признаков, приведенной в статье 55 названного кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Документом, с достоверностью свидетельствующим о создании объекта недвижимости, является акт (решение) о вводе (приемке) в эксплуатацию.
В силу статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты Совета Министров СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и постановлением Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР», действуют на территории РСФСР (ныне - Российской Федерации) непосредственно.
Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
На момент приема в эксплуатацию объекта – Телерадиопередающей станции 7 ТВК ООО «ТРК «Антенна - 7» действовало Постановление Совета Министров СССР от 23 января 1981 года №105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и строительные нормы и правила «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (СНиП 3.01.04-87), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года №84.
Следовательно, для определения правоустанавливающего документа вышеназванные акты подлежат применению в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 означенного Постановления Совета Министров СССР прием в эксплуатацию объектов производственного назначения, построенных на средства кооперативных и иных общественных организаций, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций.
В соответствии с пунктом 4.24 СНиПа 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Согласно пункту 4.27 СНиПа 3.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию.
Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи позволяет признать документ, утвержденный руководством самой организации, достаточным доказательством факта приема объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства на собственные средства юридического лица.
Строительство телевизионной маты велось за счет собственных средств заявителя, без привлечения капиталов инвесторов, что подтверждается справкой от 15.10.2007. Тем не менее, приложенный акт подписан представителями контролирующих органов: начальником отдела Областной санитарно-эпидемиологической станции ФИО4, начальником Управления Госсвязьнадзора по Омской области ФИО5, инженером – инспектором отдела электросвязи Управления Госсвязьнадзора по Омской области Артель И.А.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, имеющийся в материалах дела акт приемочной комиссии от 21.01.2000 является достаточным доказательством, подтверждающим факт создания спорного объекта недвижимости.
На странице 2 сообщения Управления от 28.01.2008 №01/160/2007-597 об отказе в государственной регистрации возникновения права собственности в качестве одного из оснований указано отсутствие сведений о правах на земельный участок под водонапорной башней и телевизионной мачтой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Приложенным Постановлением Главы администрации города Омска от 25.09.1995 №1098-п о предоставлении Телерадиокомпании «Антенна-7» в бессрочное пользование земельного участка под строительство телемачты в районе СибНИИСХоза в Первомайском районе (пунктом 3) на Главомскархитектуру была возложена обязанность по оформлению и выдаче землеотводных документов (план и акт отвода).
В соответствии с пунктом 3.1. Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства города Омска (Главомскархитектура), утвержденного Постановлением Главы администрации города Омска от 19.01.1995 №50-п, и действовавшего на момент предоставления заявителю земельного участка в бессрочное пользование, в функции названного структурного подразделения городской администрации входили, в том числе подготовка предложений администрации города по отводу земельных участков для всех видов строительства (жилищно-гражданского, коммунального, энергетического, транспортного и др.) на основе утвержденной проектно-планировочной документации с учетом проектов районной планировки, генерального плана и проектов планировки и застройки города; разработка и выдача застройщикам архитектурно-планировочных заданий, исходных данных, строительных паспортов на отведенные участки для проведения проектно-изыскательских работ на все виды строительства, комплексную реконструкцию и капитальный ремонт, осуществляемые застройщиками независимо от их ведомственной подчиненности.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Главы администрации города Омска от 25.09.1995 №1098-п, означенный правовой акт подлежит регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок.
Согласно пункту 3.4. Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Омска, утвержденному Постановлением Главы администрации города Омска от 20.10.1994 №936-п и действовавшему на момент предоставления заявителю земельного участка в бессрочное пользование, указанный территориальный орган осуществлял оформление и регистрацию правоустанавливающих и землеотводных документов на право собственности, пользования землей.
Таким образом, Главомскархитектура и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Омска во исполнение возложенных на них функций и в рамках установленных полномочий осуществляли оформление землеотводных документов в рассматриваемый период времени.
По смыслу пункта 5.1. Временного положения «О единой системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Омска», утвержденного Постановлением Главы городского самоуправления – Мэром города Омска от 3 марта 1997 №66-п, государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними производилась комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Омска.
10 января 1999 было принято Распоряжение Главы администрации (Губернатора) Омской области №2-р «О работе учреждения юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Омской области». В соответствии с пунктом 2 которого Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Омской области, Центру технической инвентаризации Омской области, департаменту недвижимости администрации города Омска надлежало прекратить регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выдачу платной информации о зарегистрированных правах. Для приведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствие с требованиями Федерального закона вышеперечисленным организациям необходимо было направить в областное учреждение юстиции по регистрации прав имеющуюся информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества.
Из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что вся информация о правах на земельные участки, находившаяся в распоряжении Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области, должна была быть передана в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, права на земельный участок под водонапорной башней и телевизионной мачтой не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав по причинам, не зависящим от ООО «ТРК «Антенна - 7».
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно пункту 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, в силу приведенных норм права, бремя доказывания в рамках производства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возложено законодательством на контролирующий орган.
Доказательств, свидетельствующих о виновности ООО «ТРК «Антенна - 7» в отсутствии записи о правах на земельный участок под водонапорной башней и телевизионной мачтой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в судебное заседание не представлено.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о правах на земельный участок под спорным объектом недвижимости при наличии правоустанавливающего документа – Постановления №1098-п – не может являться основанием для отказа в государственной регистрации возникновения права собственности на телевизионную мачту.
Отсутствие сведений о правах на земельный участок под водонапорной башней и телевизионной мачтой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним явилось также причиной упоминания регистрирующим органом положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (страница 2 сообщения от 28.01.2008 №01/160/2007-597). Тем не менее, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент строительства спорного объекта недвижимости) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялось гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Статья 269 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливала, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Постановлением Главы администрации города Омска от 25.09.1995 №1098-п Телерадиокомпании «Антенна-7» предоставлен в бессрочное пользование земельный участок в районе СибНИИСХоза в Первомайском районе. Пункт 1 названного правового акта определяет цели использования земельного участка - под строительство телевизионной мачты для передающей антенны и использования здания недействующей водонапорной башни под размещение технической службы.
Таким образом, ООО «ТРК «Антенна - 7», осуществляя строительство телевизионной мачты, действовало в рамках законодательства и негативные правовые последствия, предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае неприменимы.
Особо необходимо отметить, что в силу части 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные лицом, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, для себя, являются его собственностью.
На страницах 2 - 3 сообщения Управление, со ссылкой на Письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.12.2007 №07/21413, приходит к выводу об обязанности ООО «ТРК «Антенна - 7» обратиться в орган местного самоуправления за получением соответствующего разрешения на строительство и о не соблюдении организацией требований статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Необходимо заметить, что пункт 1 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 №73-ФЗ, действовавшего на момент осуществления строительства спорного объекта недвижимости, определял разрешение на строительство как документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Постановлением Главы администрации города Омска от 25.09.1995 №1098-п на Телерадиокомпанию «Антенна-7» была возложена обязанность, в том числе и по выполнению строительства мачты в соответствии с разработанным и согласованным в установленном порядке проектом (пункт 2.1). Данное обстоятельство позволяет характеризовать названный документ в качестве разрешения на строительство.
Также необходимо учитывать, что разрешения, выданные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, признаются действительными (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 №73-ФЗ, действовавшим в рассматриваемый временной промежуток, не предусматривалось.
Заявителем не могли быть представлены документы о соблюдении при строительстве требований статьей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (страница 3 сообщения), поскольку данный акт законодательства на момент осуществления строительства ещё не был принят.
Также не ясны причины, по которым регистрирующим органом при отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества учитывается Письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.12.2007 №07/21413 и не принимаются во внимание письма ГУ ГСН и ГЭ от 26.03.2007 №01-13-01/755, от 26.06.2007 №01-13-01/1624 и письмо Департамента строительства Администрации города Омска от 20.11.2007 №06-12/4026, в соответствии с которыми получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию телевизионной мачты не требуется.
Здание недействующей водонапорной башни, переоборудованное под телерадиопередающую станцию, числится в реестре федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества на 27.09.2005, выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области. На данный объект недвижимости зарегистрировано право оперативного управления Государственного научного учреждения Сибирский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее по тексту – ГНУ СибНИИСХ СО РАСХН).
Поскольку «здание водонапорной башни и телевизионной мачты расположены на одном земельном участке, связаны общим назначением и не имеют конструктивной взаимосвязи», Управление посчитало (страница 3 сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности от 28.01.2008 №01/160/2007-597), что данные объекты подпадают под действие статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Кроме того, регистрирующий орган сослался на пункт 2 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, суд не может согласиться с подобным выводом по следующим причинам.
Договор аренды водонапорной башни №Н-150 между ООО «ТРК «Антенна - 7» и ГНУ СибНИИСХ СО РАСХН заключен 01.07.2006, то есть после осуществления строительства телевизионной мачты. Таким образом, на момент производства проектных и монтажных работ по антенно-фидерным устройствам арендных правоотношений между юридическими лицами не существовало. Следовательно, в рассматриваемом случае имеет место не улучшение арендованного имущества, а создание новой вещи.
Земельный участок под строительство телевизионной мачты был предоставлен ООО «ТРК «Антенна - 7» Постановлением Главы администрации города Омска от 25.09.1995 №1098-п в бессрочное пользование.
В пункте 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен первоначальный способ приобретения титула собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. При первоначальных способах право собственности у субъекта возникает впервые или самостоятельно, независимо от прав предшествующего собственника на данную вещь.
В силу части 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные лицом, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, для себя, являются его собственностью. То есть вещное право изготовителя обусловлено фактом создания «для себя новой вещи», право на которую он приобретает в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации как лицо, создавшее эту вещь.
Поэтому вывод регистрирующего органа о соотношении телерадиопередающей станции и телевизионной мачты как о главной вещи и принадлежности ограничивает правовые возможности заявителя и не может быть признан соответствующим закону.
Также представляется весьма непоследовательной позиция Управления, согласно которой, говоря о принадлежности вещей, регистрирующий орган принимает во внимание письмо ГУ ГСН и ГЭ от 26.06.2007 №01-13-01/1624 о вспомогательном назначении телевизионной мачты. В то же время, при истребовании у заявителя разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, игнорирует означенное письмо и содержащуюся в нем информацию.
При названных обстоятельствах у Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области отсутствовали в данном конкретном случае основания для отказа ООО «ТРК «Антенна – 7» в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - телевизионную мачту – сооружение площадью по наружному обмеру 172,9кв.м., инвентарный номер 160000233, литера Б, расположенную по адресу: <...>. Такой отказ по существу исключил принятый в эксплуатацию объект недвижимости из гражданского оборота, в связи с чем в отношении этого объекта возникла правовая неопределенность.
Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – телевизионную мачту – явился результатом анализа правоустанавливающих документов, которые были представлены заявителем на государственную регистрацию.
Предметом исследования настоящего судебного разбирательства является вопрос обоснованности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права на конкретный объект недвижимости.
Акт приема законченного строительством объекта от 10.12.1997 иРаспоряжение первого заместителя Главы администрации города Омска от 27.09.1999 №1072-р не были представлены регистрирующему органу при подаче заявления на государственную регистрацию права, следовательно, не были положены в основу сообщения Управления от 28.01.2008 №01/160/2007-597.
Поскольку отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества принят без учета указанных документов, суд, руководствуясь статьями 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принимает во внимание названные документы.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена в том числе и государственная пошлина.
По смыслу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с удовлетворением требования организации, носящего нематериальный характер, в полном объеме, расходы по уплате заявителем государственной пошлины в размере 2 000руб. подлежат отнесению на Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Антенна - 7» удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Антенна - 7» на объект недвижимого имущества – телевизионную мачту – сооружение площадью по наружному обмеру 172,9кв.м., инвентарный номер 160000233, литера Б, расположенное по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Антенна - 7» на объект недвижимого имущества – телевизионную мачту – сооружение площадью по наружному обмеру 172,9кв.м., инвентарный номер 160000233, литера Б, расположенное по адресу: <...>.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, расположенного по адресу: <...> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Антенна - 7» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течениеуказанного срока может быть обжаловано путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья С.В. Яркова