ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4516/2021 от 19.05.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2021 года

№ дела

А46-4516/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2021.

Решение в полном объёме изготовлено 21.05.2021.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Москвиной Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промтранс» (ИНН 5507243828, ОГРН 1135543054041)

к инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184)

о признании незаконными решений №№ 5,  406 от 05.11.2020,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – конкурсный управляющий Манько И.Н. паспорт,

от заинтересованного лица – Савиных С.Б. по доверенности от 18.01.2021 № 01-18/00415, удостоверение, диплом, Переваловой О.Ю. по доверенности от 14.01.2021 № 01-18/00240, удостоверение, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Промтранс» (далее – ООО «Промтранс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области к инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений №№ 5,  406 от 05.11.2020.

В открытом судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.

Представители налогового органа требование не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы участвующих в деле  лиц, суд установил следующие обстоятельства.

29.04.2020 заявителем была подана уточнённая налоговая декларация за 2 квартал 2017 года, в соответствии с которой Обществом было дополнительно предъявлено к возмещению НДС из бюджета.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточнённой налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2 квартал 2017 года, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 10.09.2020 № 2784 и приняты решения от 05.11.2020 № 5 и № 406, которыми налогоплательщику отказано в возмещении НДС в размере 52 253 руб., отказано в привлечении к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ) и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 159 393 руб.; кроме того, уменьшена сумма НДС, излишне заявленного к возмещению, в размере 52 253 руб.

Основанием для принятия указанных решений и доначисления НДС послужил вывод Инспекции о неправомерном заявлении Обществом права на налоговый вычет по НДС, ввиду нарушений статей 143, 165, 167, 171, 172 НК РФ, в результате чего по уточнённой налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года неправомерно отнесён к налоговым вычетам НДС за 2 квартал 2017 года.

Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС по Омской области, Управление) с апелляционной жалобой.

Решением Управления от 16.12.2020 № 16-22/19451@ апелляционная жалоба ООО «Промтранс» оставлена без удовлетворения.

Полагая, что указанные решения не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суд находит требование заявителя подлежащим отказу в удовлетворении, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Из положений главы 21 НК РФ следует, что НДС представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ экспорт товаров представляет собой объект налогообложения по НДС. Вместе с тем у экспортных операций имеется своя специфика, обусловленная применением нулевой ставки НДС, на что указывает подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которому налогообложение товаров, вывезённых в таможенной процедуре экспорта, производится по нулевой ставке.

Согласно пункту 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации следующих товаров:

- вывезенных в таможенной процедуре экспорта;

- помещённых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

- вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров  (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

- вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещённых под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещённых под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьёй 165 Кодекса.

Как следует из пункта 1 статьи 165 Кодекса, при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 статьи 165 Кодекса, в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 165 Кодекса, представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее в Кодексе - таможенная территория Таможенного союза) и (или) припасов за пределы Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

- таможенная декларация (её копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под её юрисдикцией (далее в статье 164 Кодекса - российский таможенный орган места убытия).

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учётом следующих особенностей.

Согласно пункту 9 статьи 165 Кодекса указанные документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта.

Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса.

Учитывая, что на сбор документов, подтверждающих нулевую ставку налога, закон отводит экспортёру 180 календарных дней, считая с даты помещения сырьевых товаров под таможенную процедуру экспорта, подать документы в налоговую инспекцию следует одновременно с налоговой декларацией по НДС, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее - Приказ № ММВ-7-3/558@).

При реализации товаров на экспорт у российской организации налогоплательщика НДС возникает объект налогообложения по НДС. Однако сумма налога фактически не уплачивается, так как исчисление налога производится по ставке 0%. В отличие от льготных операций нулевая ставка налога даёт право налогоплательщику НДС воспользоваться налоговыми вычетами по суммам «входного» налога, относящимся к экспортной реализации.

Экспортным операциям в налоговой декларации по НДС выделены три раздела, а именно:

раздел 4 – «Расчёт суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена»;

раздел 5 – «Расчёт суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)»;

раздел 6 – «Расчёт суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена».

Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Промтранс» 26.07.2017 представлена первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017 года с отражением в Разделе 4 «Расчёт суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена» по коду операции 1010421 налоговой базы в размере 1 217 238 руб. и налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена в размере 55 007 руб. В период проведения камеральной налоговой проверки первичной декларации по НДС, ООО «Промтранс» 31.08.2017 представлена уточнённая (корректировка №1) налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017 года с «нулевыми» показателями. 24.10.2017 ООО «Промтранс» представлена уточнённая (корректировка №2) налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017 года с отражением в Разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена» по коду операции 1010421 налоговой базы в размере 1 217 238 руб. и налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена в размере 0 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки уточнённой (корректировка №2) за 2 квартал 2017 налоговым органом подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в размере 1 217 238 руб. по счетам-фактурам экспортной реализации:

-  № 6 от 11.05.2017 на сумму 593 394 руб. (в рамках контракта от 13.10.2014 № 15 с ТОО «РМ ТЕХНОЛОДЖИ», Республика Казахстан);

- № 7 от 05.06.2017 на сумму 623 304 руб. (в рамках контракта от 13.10.2014 № 15 с ТОО «РМ ТЕХНОЛОДЖИ», Республика Казахстан).

В уточнённой (корректировка №3) налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года от 27.05.2020 ООО «Промтранс» неправомерно (повторно) отразило в разделе 4 «Расчёт суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена» по коду операции 1011423 налоговую базу в размере 623 304 руб. (счёт-фактура № 7 от 05.06.2017 на сумму 623 304 руб., выставленную в рамках контракта от 13.10.2014 №15 с ТОО «РМ ТЕХНОЛОДЖИ», Республика Казахстан) и налоговые вычеты по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена в размере 52 253 руб.

Т.к. обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по коду операции1010421 по налоговой базе в размере 1 217 238 руб. подтверждена налоговым органом ранее (по уточнённой (корректировка №2)), то налоговые вычеты ООО «Промтранс» следовало отразить в разделе 5 декларации «Расчёт суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена в строке «Сумма налога, принимаемая к вычетам по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена в предыдущих налоговых периодах в размере 52 253 руб.

Согласно пояснениям налогового органа и представленным в материалы дела документам ООО «Промтранс» во 2 квартале 2017 года был реализован на экспорт пиломатериал по следующим счетам-фактурам:

- № 5 от 26.04.2017 на сумму 732 392 руб. (в рамках контракта от 04.04.2017 № 9/1 с ЧП РАХМАНОВ ФАРХОД ДАВРОНОВИЧ, Республика Узбекистан, грузовая таможенная декларация № 1061120/260417/0008476);

- № 6 от 11.05.2017 на сумму 593 394 руб. (в рамках контракта от 13.10.2014 №15 с ТОО «РМ ТЕХНОЛОДЖИ», Республика Казахстан);

- № 7 от 05.06.2017 на сумму 623 304 руб. (в рамках контракта от 13.10.2014 №15 с ТОО «РМ ТЕХНОЛОДЖИ», Республика Казахстан);

- № 8 от 20.06.2017 на сумму 443 421 руб. (в рамках контракта от 13.10.2014 №15 с ТОО «РМ ТЕХНОЛОДЖИ», Республика Казахстан),

итого реализованы пиломатериалы, по неподтверждённому экспорту, во 2 квартале 2017 года на сумму 1 175 813 руб. (732 392 + 443 421).

Основным видом деятельности ООО «Промтранс» является торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. Общество реализовало на экспорт лесопродукцию, которая относится к сырьевым товарам (пункт 10 статьи 165 НК РФ). При экспорте сырьевых товаров «входной» НДС принимается к вычету на момент определения налоговой базы, т.е. на последнее число того квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0 процентов (пункт 1 статьи 165 НК РФ).

Поскольку правомерность применения нулевой ставки налога экспортёр обязан подтвердить, что даёт право на применение налоговых вычетов по суммам «входного» НДС, суд соглашается с доводами налогового органа, что для этого ООО «Промтранс» одновременно с представлением налоговой декларации должен был представить документы для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов (пункт 10 статьи 165 НК РФ).

Однако документы представлены не были.

ООО «Промтранс» 15.07.2020 выставлено требование № 6702 о представлении документов (информации), в котором указывалось о необходимости исчисления НДС по экспортным операциям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ (раздел 6 декларации по НДС за соответствующий период), т.к. в установленный срок (180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами, 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров) налогоплательщик не представил пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (п. 9 ст. 165, пп. 1 п.1, п.9 ст. 167 НК РФ, п.5 Протокола).

Вместе с тем, пакет документов для подтверждения обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиком в нарушение пункта 10 статьи 165 НК РФ, пункта 4 Протокола представлен не был.

В ходе проверки установлено, что у общества пропущен срок (180 дней) для подтверждения экспорта, однако операции по реализации товара на экспорт в разделе 6 декларации «Расчёт суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг) обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, по которым не подтверждена» за 2 квартал 2017 г. не отражены.

На выставленное обществу требование от 15.07.2020 о пояснении, о причине не отражения реализации продукции на экспорт в разделе 6 декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, Обществом пояснения не представлены.

В разделе 6 «Расчёт суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг) обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, по которым не подтверждена» не отражена налоговая база в размере 1 175 813 руб. Суммы НДС, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 2 статьи 164 НК РФ, составили 211 646 рублей (1 175 813 х 18%). Сумма налоговых вычетов по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена, составила 0 руб. Итого сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по Разделу 6 составила 211 646 руб.

Поскольку к моменту представления уточнённой (корректировка №3) декларации 180-дневный срок, установленный налогоплательщику для подтверждения право на применение ставки 0%, истёк, ООО «Промтранс» в силу пункта 9 статьи 165 Кодекса обязано исчислить и уплатить с заявленных экспортных операций НДС (211 646 руб.).

С учётом принятых налоговых вычетов по разделу 5 декларации (52 253 руб.) сумма доначисленного налога составила  259 393 руб.

   Пунктом 1 статьи 52 Кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

   Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.

   Вопреки доводам заявителя о бездействии налогового органа, последним в адрес Общества 26.02.2018 было направлено требование № 44831 о представлении пояснений в связи с выявленными противоречивыми сведениями, содержащимися  в документах  при подаче декларации за 4 квартал 2017 года.

При указанных обстоятельствах суд считает решения налогового органа № 406 от 05.11.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; № 5 от 05.11.2020 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, законными и обоснованными, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований бремя несения судебных расходов возлагается на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Промтранс» (ИНН 5507243828, ОГРН 1135543054041) к инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184) о признании незаконными решений №№ 5,  406 от 05.11.2020, отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промтранс» (ИНН 5507243828, ОГРН 1135543054041) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.В. Яркова