ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4686/17 от 29.06.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

июля 2017 года

№ дела

А46-4686/2017

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2017  года.

Полный текст решения изготовлен 05 июля 2017 года.

Арбитражный суд Омской областив составе:

председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: г. Омск, ул. Учебная, 51,

дело по заявлению Религиозной организации "Омская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 5504033815, ОГРН 1035500010985)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),

с указанием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Местной религиозной организации "Приход храма Архистратига Михаила города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 5503115335, ОГРН 1105500000605), Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003 ОГРН 1025500748613),

о признании незаконными действия по аннулированию в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке кадастровый номер 55:36:080101:3304,

об обязании восстановить аннулированные сведения в государственном кадастре недвижимости,

взаседании суда приняли участие:

от заявителя – Фролов А.А. по доверенности от 25.02.2017,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области – Бобровник Ю.А. по доверенности от 29.12.2016,
отФедерального государственного бюджетного учреждения "федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской областиЖилинская О.И. по доверенности от 10.10.2016 № 2016-51,

от Местной религиозной организации "Приход храма Архистратига Михаила города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" – не явились, извещены,

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – не явились, извещены,

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Степанов Е.С. по доверенности от 22.07.2016,

У С Т А Н О В И Л:

Религиозная организация «Омская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо) о признании незаконными действий органа кадастрового учета - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по аннулированию (снятию с государственного кадастрового учета) в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке кадастровый номер 55:36:080101:3304, обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» восстановить аннулированные сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка (восстановить на кадастровом учете земельный участок) земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3304, площадью 3 650 кв.м., расположенный по адресу: местоположение которого установлено в 120 м восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Завертяева, д. 23, разрешенное использование: для строительства культового здания.

Определением от 01.06.2017  суд по ходатайству заявителя произвел замену заинтересованного лица с Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области на Управление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

В судебном заседании представитель заявителя не поддержал ходатайство, поступившее в арбитражный суд 07.06.2017 (вход. № 59794), об уточнении заявленных требований и замене заинтересованного лица с Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Вместе с тем, представитель заявителя в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просил привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, освободить Заинтересованных лиц от оплаты судебных расходов в пользу Заявителя в случае вынесения Решения суда в его пользу.

Суд определил: ходатайство удовлетворить, привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области.

Кроме того, представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования уточнил, просил восстановить аннулированные сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3304, площадью 3 650 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено в 120 м восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Завертяева, д. 23, разрешенное использование: для строительства культового здания, путем внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Уточнения судом приняты.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что на дату аннулирования (снятия с государственного кадастрового учета) в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:3304 у заявителя имелось право безвозмездного срочного пользования указанным земельным участком, в связи с чем аннулирование сведений о земельном участке нарушает права заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя требования полностью поддержал.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» не возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что с 01.01.2017 государственный кадастровый учет, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Представитель Управления Росреестра по Омской области возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебных заседаниях представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства. 

Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 06.08.2010 года № 4289-р «О предварительном согласовании места размещения культового здания (православного храма в честь Архангела Михаила) по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска», Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства от 21.07.2010г. № 657-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска»,  Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 23.12.2010г. № 5745-р «О предоставлении Омской и Тарской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) в безвозмездное срочное пользование земельного участка для строительства культового здания» заявителю для строительства культового здания - Храма Православной Церкви был предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3304, площадью 3 650 кв.м., расположенный по адресу: местоположение которого установлено в 120 м восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Завертяева, д. 23.

В целях реализации своего права на осуществление строительства на указанном земельном участке Церковью была создана Местная религиозная организация «Приход храма Архистратига Михаила города Омска Омской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее - Приход храма), которая в свою очередь в установленном законом порядке обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры) за выдачей разрешения на строительство объекта «Православный храм в честь Архангела Михаила в микрорайоне «Первокирпичный по ул. Завертяева».

Разрешение на строительство № 55-1379 было выдано Приходу храма 20 апреля 2012 года и неоднократно продлевалось до 12 апреля 2015 года.

19 июня 2012 года Приходом храма на кадастровый учет был поставлен объект недвижимого имущества, согласно которому на вышеуказанном земельном участке был возведен объект незавершенного строительства с площадью застройки 190 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом от 09.11.2016г. № 55/201/16-484211, кадастровый номер возведенного объекта 55:36:080101:3584.

22 декабря 2016 года Приход храма обратился в Росреестр по Омской области с заявлением о регистрации права собственности на указанный выше объект незавершенного строительства, на что 12.01.2017 года было получено Уведомление   о   приостановлении   государственной   регистрации,   одним   из оснований для отказа было сообщение о том, что 10 сентября 2012 года указанный выше земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3304 с кадастрового учета был снят.

Посчитав, что снятие указанного земельного участка с кадастрового учета не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, Религиозная организация «Омская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»  обратилась в суд с настоящим требованием.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд  находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.

Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент снятия земельного участке с кадастровым номером 55:36:080101:3304 с кадастрового учета).

Снятие с учета объекта недвижимости, как следует из части 2 статьи 16, части 6 статьи 20, 23 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета.

В части 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.

К внесенным в ГКН сведениям при постановке на учет земельного участка, имеющим временный характер, в силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Данной нормой предусмотрено, что внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

С учетом приведенных норм, без заявления собственника допускается снятие с кадастрового учета, во-первых, преобразуемого земельного участка с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки, во-вторых, по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет и при отсутствии государственной регистрации права на него.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации отсутствие в ЕГРП сведений о правах на спорный земельный участок не является свидетельством отсутствия законных прав заинтересованных лиц, в частности Религиозной организации «Омская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»  на данный объект недвижимости.

Право безвозмездного срочного пользования в отношении спорного земельного участка возникло у заявителя на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 23.12.2010г. № 5745-р «О предоставлении Омской и Тарской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) в безвозмездное срочное пользование земельного участка для строительства культового здания», а также заключенного во исполнение данного распоряжения договора безвозмездного срочного пользования № ДГУ-Ц-35-224 от 27.12.2010г. и, соответственно, с этого момента сведения о земельном участке утратили временный характер.

Следовательно, орган кадастрового учета при аннулировании сведений о земельном участке не вправе был руководствоваться указанными выше положениями о временном характере сведений об образованном земельном участке и снимать земельный участок с кадастрового учета на этом основании, так как в отношении земельного участка у заявителя уже возникло право безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, земельный участок для целей строительства храма был предоставлен Главным управлением по земельным ресурсам Омской области в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 и пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование и регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не подлежал.

Следовательно, законодательство Российской Федерации не предусматривает в данном случае необходимость поступления в орган кадастрового учета каких-либо данных о зарегистрированных правах (обременениях) в отношении земельных участков, предоставленных в безвозмездное срочное пользование для того, чтобы сведения о земельном участке утратили «временный» статус.

Таким образом, положения об аннулировании кадастровых сведений в отношении земельного участка по истечении двухлетнего срока согласно указанной выше нормы закона (в редакции, действовавшей на момент аннулирования сведений о кадастровом учете земельного участка – 10.09.2012) применяются только в отношении земельных участков, права (обременения) на которые подлежат государственной регистрации и не могут применяться в отношении земельных участков, права на которые возникают с момента заключения договора безвозмездного срочного пользования, кадастровые сведения о которых в силу закона утрачивают временный статус с момента возникновения права безвозмездного срочного пользования.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком предусмотрено гражданским (статьи 689 – 701 ГК РФ) и земельным (статьи 24, 30 ЗК РФ) законодательством Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения).

Договор безвозмездного срочного пользования может быть прекращен или изменен лишь при наличии определенных законом оснований (в частности, предусмотренных статьей 47 ЗК РФ).

Снятие с кадастрового учета земельного участка означает безосновательное (незаконное) прекращение кадастровым органом прав заявителя на безвозмездное срочное пользование земельным участком. Так, данные действия привели к утрате предмета договора безвозмездного срочного пользования земельным участком. Однако, законодательство Российской Федерации не содержит (и не содержало на момент принятия оспариваемого решения) такого основания для прекращения прав безвозмездного срочного пользования земельным участком, как аннулирование кадастрового номера ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка.

Следовательно, аннулирование сведений о земельном участке нарушает права заявителя по использованию земельного участка для целей строительства храма, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 и пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).

Кроме того, 19 июня 2012 года Приходом храма на кадастровый учет был поставлен объект недвижимого имущества, согласно которому на вышеуказанном земельном участке был возведен объект незавершенного строительства с площадью застройки 190 кв.м., кадастровый номер возведенного объекта 55:36:080101:3584.

При таких обстоятельствах, исходя из статуса спорного земельного участка, основания его использования заявителем, а также учитывая, что были аннулированы сведения о земельном участке, предоставленном в безвозмездное срочное пользование, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Статьей 3 Закона о регистрации определено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2)   проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5)    выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6)  ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7)  принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Часть 4 вышеуказанной статьи устанавливает, что предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.  Положения настоящего Федерального закона применяются к такому    федеральному    государственному    бюджетному    учреждению    постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Таким образом, в настоящее время государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации прав - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. На территории Омской области - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области).

В связи с заявленным Религиозной организации «Омская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ходатайством об отнесении на нее расходов по уплате государственной пошлины, сумма государственной пошлины в размере 3 000 рублей взысканию с заинтересованных лиц не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

Требования Религиозной организации «Омская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (ИНН 5504033815, ОГРН 1035500010985) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) удовлетворить.

Восстановить аннулированные сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3304, площадью 3 650 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено в 120 м восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Завертяева, д. 23, разрешенное использование: для строительства культового здания, путем внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья          В.В. Пермяков