ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4728/17 от 25.05.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

31 мая 2017 года

№ дела

А46-4728/2017

Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2017.

Решение в полном объёме изготовлено 31.05.2017.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширяй И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных, публичного акционерного общества «Карачаровский механический завод»,

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 28.11.2016 № МСЖК-17860,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 11.01.2017 № 10-05/ГФ,

от третьих лиц – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения о признании жалобы обоснованной и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) от 21.03.2017 по делу № 05-04.1/36-17.

Определением суда от 27.04.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - РФКР МКД) и публичное акционерное общество «Карачаровский механический завод» (далее - ПАО «КМЗ»).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.

Представитель антимонопольного органа просил в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения спора по существу по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с правилами статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.

09.02.2017 на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru и на электронной площадке https://www.sbcrbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены извещение и документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

В пункте 13 Документации к участникам Предварительного отбора предъявлено требование на наличие у участника Предварительного отбора, выданного саморегулируемой организацией действующего свидетельства о допуске к работам, перечень которых установлен нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. При этом в состав разрешённой деятельности должны входить следующие работы: монтаж лифтов, включая пусконаладочные работы, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части замены лифтов в многоквартирных домах. Документацией также установлено требование на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, согласно приложению № 2 к Документации.

21.03.2017 на участие в Предварительном отборе подано 13 заявок, в том числе заявка ПАО «КМЗ».

Предварительный отбор был проведён в соответствии с Положением и Документацией.

ПАО «КМЗ» обратилось в Управление с жалобой (вход. от 21.03.2017 № 1943э) на действия Министерства при проведении Предварительного отбора.

21.03.2017 антимонопольным органом вынесено решение № 05-04.1/36-17 о признании обоснованной жалобы ПАО «КМЗ» на действия Министерства по проведению предварительного отбора на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещение о проведении предварительного отбора № 5-С/ПР 2017 размещено на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru в сети «Интернет»).

Также Министерству выдано предписание об устранении выявленных нарушений, путём:

- внесения изменений в Приложение № 2 Документации в части изменения квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю с учётом выводов, указанных в настоящем решении;

- продления срока подачи заявок на участие в Предварительном отборе.

Полагая, что данные ненормативные правовые акты не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, Министвнрство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд считает требования заявителя подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий (бездействия)) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий (бездействия)).

В силу Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённого Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольная служба наделена полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении таких жалоб антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры проведения торгов требованиям действующего законодательства.

Как следует из части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учётом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Положением о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение) и Положением о Министерстве, утверждённым Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72, заявителем объявлен Предварительный отбор подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, утверждены извещение и Документация о его проведении.

Подпункт «о» пункта 23 Положения устанавливает требования к участникам предварительного отбора на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешённой деятельности.

В соответствии с пунктом 24 Положения орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23.

Согласно подпункту «б» пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, в том числе штатное расписание, штатносписочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Как следует из раздела 1 Документации предметом Предварительного отбора является отбор подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт согласно подпункту «в» пункта 8 Положения.

В рамках выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт, в том числе, необходимо осуществить монтажные и пусконаладочные работы, что следует из пункта 10.1 Документации.

Работы «Монтаж лифтов» и «Пусконаладочные работы лифтов» включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (пункты 23.2 и 24.2 соответственно).

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Минимально необходимые требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены в части 8 статьи. 55.5 указанного кодекса:

1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определённых видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определённых видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства, установлены частью 8.2 приводимой нормы:

1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определённых видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными I пункте 1 настоящей части лицами с проведением их аттестации.

Как ранее отмечалось, в пункте 13 Документации к участникам Предварительного отбора предъявлено требование на наличие у участника Предварительного отбора, выданного саморегулируемой организацией действующего свидетельства о допуске к работам, перечень которых установлен нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. При этом в состав разрешённой деятельности должны входить следующие работы: монтаж лифтов, включая пусконаладочные работы, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части замены лифтов в многоквартирных домах. Также Министерством установлено требование на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, согласно приложению № 2 к Документации, в соответствии с которым подрядная организация должна иметь в штате следующий квалифицированный персонал:

Состав специалистов

Количество человек, не менее

Стаж работы по специальности

Образование

Дополнительное образование за последние 5 лет

Индивидуальный предприниматель / руководитель юридического лица или его заместитель

1

не менее 7 лет

высшее образование соответствующего профиля

Одна из программ повышения квалификации по направлению строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства

Работник индивидуального предпринимателя / работник юридического лица

5

не менее 5 лет

Указанное полностью соответствует части 8.2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако, в рассматриваемом случае имеет место не организация строительства (часть 8.2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт, т.е. выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, заявителю следовало руководствоваться частью 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Суд соглашается с доводом антимонопольного органа о том, что установление Министерством требования к минимальному количеству квалифицированного персонала участника Предварительного отбора, установленные в Приложении № 2 Документации, в части обязательных квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю, является необоснованным.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований бремя несения судебных расходов возлагается на заявителя.

По правилам части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными решения от 21.03.2017 № 05-04.1/36-17 и предписания от 21.03.2017 № 05-04.1/36-17, отказать.

С момента вступления решения суда в законную силу, считать отменёнными обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области от 04.04.2017 по делу №А46-4728/2017.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Яркова