АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Упрощенное производство
город Омск
30 апреля 2020 года
№ дела
А46-4937/2020
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г., рассмотрев в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области (Управление Россгвардии по Омской области) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «ИРТЫШ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области (далее – заявитель, Управление Россгвардии по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «ИРТЫШ» (далее – заинтересованное лицо, ООО «ЧОП «ИРТЫШ») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 18.03.2020 указанное заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Управления Росгвардии по Омской области в период с 4 по 26 февраля 2020 года в отношении ООО «ЧОП «ИРТЫШ» на основании распоряжения Управления Росгвардии по Омской области от 22.01.2020 № Р-21 в соответствии с положениями ст. ст. 11.2, 20 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации», ст. 7, п. 9 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. 34, 37 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утвержденного приказом ФСВНГ РФ от 30.11.2019 № 395, проведена плановая выездная проверка.
По окончании проверки установлен факт несоблюдения ООО «ЧОП «ИРТЫШ» Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498, а именно:
- исполнение сотрудником ООО «ЧОП «ИРТЫШ» ФИО1 (на объекте охраны ООО «Рандеву», расположенном по адресу: <...>) служебных обязанностей на объекте без личной карточки охранника (с учетом требований ч. 2 ст. 1.1, ч. 1 ст. 11.1 Закона об охранной деятельности не имеющие правового статуса частного охранника);
- оказание охранных услуг на объекте антитеррористической защищенности Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», расположенного по адресу: <...> (лицензией на осуществление частной охранной деятельности ООО «ЧОП «ИРТЫШ» от 05.05.2015 № 1061, выданной УМВД России по Омской области, вид деятельности по охране объектов (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, не предусмотрен);
- несоответствие руководителя лицензиата требованиям статьи 15.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 2487-1) (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО «ЧОП «ИРТЫШ» является ФИО2, при этом согласно данным СЦУО «Росгвардия» не имеет удостоверения частного охранника).
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 12.1 Закона N 2487-1, на объектах охраны ООО «Рандеву» и «кафе «Калинка» расположенных: <...> отсутствуют должностные инструкции охранника, разработанные в соответствии с требованиями типовой формы, утвержденной приказом МВД России от 22.08.2011 № 960.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, старший инспектор ОЛРР Управления Росгвардии по Омской области лейтенант полиции ФИО3 12.03.2020 составил протокол об административном правонарушении № 55ЛРР20120031200359.
На основании данного протокола Управление Росгвардии по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением о привлечении ООО «ЧОП «ИРТЫШ» к административной ответственности.
Проанализировав представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд находит требование Управления Росгвардии по Омской области подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона состоит в нарушении требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.
Согласно статье 1 Закона N 2487-1, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
К числу нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, относится Закон N 2487-1 и Положение о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498.
В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 2 (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», являются:
- соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 11 Закона N 2487-1 установлено, что оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Из системного анализа приведенных положений статей 3, 11 Закона N 2487-1, подпункта «г» пункта 2 (1) Положения следует, что оказание частными охранными организациями услуг, не предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1, является нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Из положений части 2 статьи 12.1 Закона N 2487-1 следует, что действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
Копия должностной инструкции, заверенная подписью руководителя и печатью частной охранной организации, должна находиться на объекте охраны, согласно пункту 4 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденных приказом МВД РФ от 22.08.2011 г. N 960.
Частью 7 статьи 15.1 Закона N 2487-1 установлено, что руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.
Как указывалось ранее ООО «ЧОП «ИРТЫШ» осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 1061, выданной 05.05.2015 УМВД России по Омской области, сроком действия до 05.05.2020.
Проведенной проверкой установлено, что Федеральное казенное предприятие Российская государственная цирковая компания» (адрес объекта охраны: <...>) прошло категорирование как объект, относящийся к сфере деятельности Министерства культуры РФ, и имеет паспорт безопасности по антитеррористической защищенности объекта культуры, при этом, указанной лицензией № 1061 оказание такого вида деятельности не предусмотрено.
Также, 01.04.2017 между ООО «ЧОП «ИРТЫШ» и ООО «Рандеву» заключен договор № 1.1 на оказание охранных услуг объекта, расположенного по адресу: <...>.
01.04.2017 между ООО «ЧОП «ИРТЫШ» и ООО «ЕКАТЕРИНА» заключен договор № 1.3 на оказание охранных услуг объекта, расположенного по адресу: <...> кафе «Калинка».
В ходе проверки указанных объектов должностными лицами Управления установлен факт: исполнения сотрудником ООО «ЧОП «ИРТЫШ» ФИО1 служебных обязанностей без личной карточки охранника (на объекте по адресу: <...>); отсутствия должностной инструкции охранника на объектах охраны, расположенных по адресам: <...> кафе «Калинка» и <...>.
Кроме того, в ходе проверки выявлено несоответствие руководителя лицензиата требованиям статьи 15.1 Закона N 2487-1. Директор ООО «ЧОП «ИРТЫШ» ФИО2 не имеет удостоверения частного охранника.
Выявленные нарушения подтверждены материалами административного дела и не оспорены по существу ООО «ЧОП «ИРТЫШ».
Таким образом, ООО «ЧОП «ИРТЫШ» осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившихся в несоблюдении лицензионных требований.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «ЧОП «ИРТЫШ» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9. КоАП РФ судом не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.
Учитывая, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным статьей 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, исходя из баланса публичных и частных интересов, принимая во внимание наличие отягчающих обстоятельств в виде повторности (решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2019 по делу № А46-414/2019, решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2018 по делу № А46-19501/2018 – вступило в законную силу, но доказательств оплаты штрафа суду не представлено), суд, привлекая ООО «ЧОП «ИРТЫШ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, считает возможным применить к нему административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «ИРТЫШ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644011, <...>, дата регистрации: 01.12.2003) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам:
Банк получателя Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Омск г. Омск), УФК по Омской области (Управление Росгвардии по Омской области), счет 40101810100000010000, ИНН получателя 5501177992, КПП получателя 550301001, БИК 045209001, код бюджетной классификации 18011601141019000140, ОКТМО 52701000, УИН 18036955200312003592.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судом также разъясняется, что в случае ненаправления лицом, привлеченным к административной ответственности, в суд документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева