ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4976/16 от 18.10.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

21 октября 2016 года

№ дела

А46-4976/2016

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 21 октября 2016 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черемных Е.В., рассмотрел в судебном заседании исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к товариществу собственников жилья «УЮТ-2007» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 11 256 руб. 11 коп.,

в заседании суда приняли участие:

от истца – ФИО1 по доверенности от 26.07.2016 № 00/239/55/364, личность удостоверена паспортом РФ; ФИО2 по доверенности от 26.07.2016 № 00/239/55/367, личность удостоверена паспортом РФ;

от ответчика – председатель ФИО3, на основании выписки из ЕГРЮЛ от 14.08.2015, личность удостоверена паспортом РФ; ФИО4 по доверенности от 15.05.2016 № 2, личность удостоверена паспортом РФ;

слушатель ФИО5, личность удостоверена паспортом РФ,

У С Т А Н О В И Л:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ПАО «МРСК «Сибири», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «УЮТ-2007» (далее – ТСЖ «УЮТ-2007», ответчик) 11 256 руб. 11 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию в период с 01.02.2013 по 28.02.2014.

Определением Арбитражного суда Омской области от 04.05.2016 отказ ПАО «МРСК Сибири» от иска принят, производство по делу прекращено.

05.05.2016 в материалы дела от ТСЖ «УЮТ-2007» поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что в отсутствие заключенного договора между истцом и ответчиком договорные отношения сложились между ПАО «МРСК «Сибири» и потребителями, с которыми производились расчеты истца.

Одновременно ТСЖ «УЮТ-2007» ходатайствовало об истребовании у истца детализации оплат за электроэнергию, произведенных за период с 01.02.2013 по 01.03.2014 собственниками жилых и нежилых помещений, находящихся по адресу: <...>, - и привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц названных собственников.

ПАО «МРСК Сибири», не согласившись с указанным определением, обратилось с суд апелляционной инстанции с жалобой.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 определение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Определением арбитражного суда от 01.07.2016 настоящее дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 26.07.2016, которое было отложено на 09.08.2016.

28.07.2016 в материалы дела от ПАО «МРСК Сибири» поступили возражения на отзыв ответчика, в которых истец, обосновывая заявленные требования к ТСЖ «УЮТ-2007», как к исполнителю коммунальных услуг, поясняет следующее.

За период с 01.02.2013 по 28.02.2014 от потребителей поступили денежные средства в счет оплат за потребленную электрическую энергию, поэтому расчет индивидуального потребления по показаниям приборов учета производился ПАО «МРСК Сибири» по данным потребителей, указанным им при оплате за потребленную электроэнергию.

Данные сведения получены от платежных агентов на основании заключенных с ПАО «МРСК Сибири» договоров, в которых предусмотрена передача информации о перечисленных денежных средствах, о предоставленных физическими лицами показаниях в электронной форме в виде реестра переводов без предоставления его соответствия на бумажном носителе либо с использованием программного продукта в соответствии с требованиями к технологии информационного обмена.

В Приложении № 5 договора № 49 (18.5500.544.13) от 21.02.2013 установлено, что передача информации о перечисленных денежных средствах физических лиц от публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк) в адрес ПАО «МРСК Сибири» осуществляется в электронной форме в виде реестра переводов без предоставления его соответствия на бумажном носителе, передача которых осуществляется с использованием специальной системы Банк Клиент посредством модемной связи и USB ключа.

Договором № 10-55/43 от 20.02.2013 (18.5500.531.13) установлено, что передача информации о перечисленных денежных средствах физических лиц от общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр - Финансовая логистика» в адрес ПАО «МРСК Сибири» осуществляется посредством системы платежей и переводов «Стрим» (далее - СППС), являющейся программно-аппаратным комплексом Операционного центра, в соответствии с Приложением № 5 к данному договору через веб-интерфейс СППС.

Договором № 9610-1 от 25.02.2013 (18.5500.568.13) установлено, что передача информации о перечисленных денежных средствах физических лиц от закрытого акционерного общества Банка «Новый Символ» в адрес ПАО «МРСК Сибири» осуществляется посредством СППС в соответствии с Приложением № 3 к данному договору через веб-интерфейс СППС.

Организация информационного-технологического взаимодействия по СППС обеспечивается открытым акционерным обществом «Новосибирскэнергосбыт» по договору об оказании услуг № 1-55/42 от 20.02.2013 (18.5500.521.13).

Соглашением № 31.5500.1781.13 от 01.02.2013 к агентскому договору № 09.213.255.09 от 04.03.2009 (55.18-08/1361 от 22.05.2009), заключенному между Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» и открытым акционерным обществом «Омскэнергосбыт», произведена замена стороны договора - открытого акционерного общества «Омскэнергосбыт» - на ПАО «МРСК Сибири», соответственно, электронная база платежей передана в формате Приложения № 4 к указанному договору (пункт 2.1.2 названного договора).

Договором № 18.5500.53213 от 20.02.2013 общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» обязано обеспечить возможность осуществления платежей на интернет-ресурсе исполнителя: www.vseplatezhi.ru.

Учитывая, что отрывная часть квитанции, которую заполняет потребитель самостоятельно, хранится у него, платежный агент фиксирует только конечные показания и оплачиваемый расход без анализа на соответствие расхода, получаемый за разницей между начальными и конечными показаниями. В случае, если потребитель оплачивает потребленную электроэнергию через банкоматы, платежные терминалы или через интернет-ресурсы, то вся квитанция остается на руках у потребителя и платежный агент может передать только ту информацию, которую потребитель ввел самостоятельно.

Таким образом, платежный агент передает ПАО «МРСК «Сибири» в электронном виде сведения о конечных показаниях и о произведенном платеже, полученными от потребителя с его согласия.

В предварительном судебном заседании 09.08.2016 ответчик предоставил в материалы дела дополнение к отзыву, поддерживающее изложенную ранее позицию.

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.08.2016 ходатайство ответчика о привлечении к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданина ФИО6 отклонено в связи с его необоснованностью, дело признано подготовленным и назначено к рассмотрению в судебном заседании на 23.08.2016.

В судебном заседании 23.08.2016 представитель ТСЖ «УЮТ-2007» предоставил письменные возражения, указав, что реестры оплат со стороны истца оформлены не в полном объеме: сальдо задолженности всех квартир не включено, в реестре оплат жильцов многоквартирного дома № 9, корпус 1, расположенного по ул. Коммунальная в г. Омске, имеются противоречия.

Одновременно ответчик ходатайствовал запросить у истца сведения о ежемесячных начислениях по электроэнергии и ОДН по всем квартирам за период с 01.02.2013 по 01.03.2014; ежемесячных оплатах по всем квартирам по электроэнергии и ОДН с 01.02.2013 по текущий момент; реестрах снятых показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета с 01.02.2013 по 01.03.2014; ежемесячных начислениях и перерасчете ОДН по жилому дому № 9, корпус 1, расположенному по ул. Коммунальная, с 01.02.2013 по 01.03.2014; перечне квартир многоквартирного дома № 9, корпус 1, расположенного по ул. Коммунальная в г. Омске, в отношении которых ПАО «МРСК «Сибири» подало иск о взыскании задолженности за потребленную электроэнергии в целях исключения двойного взыскания сумм задолженности.

В судебном заседании 23.08.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 29.08.2016, информация о котором размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Картотека арбитражных дел».

Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 29.08.2016 судебное заседание отложено на 27.09.2016.

15.09.2016 в арбитражный суд от ПАО «МРСК «Сибири» поступили возражения на отзыв.

В судебном заседании 27.09.2016 ответчик предоставил отзыв на возражения истца, в котором ранее изложенная позиция поддержана.

В судебном заседании 27.09.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 04.10.2016.

Информация об объявлении перерыва размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Картотека арбитражных дел».

30.09.2016 в материалы дела от ПАО «МРСК «Сибири» поступили возражения на отзыв.

Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2016 судебное заседание отложено на 18.10.2016.

07.10.2016 в материалы дела от истца поступили дополнительные возражения на отзыв, в которых указано следующее.

Несмотря на предоставленную ТСЖ «УЮТ-2007» квитанцию по жилому помещению, расположенному по адресу: <...>, - о произведении платежа на расчетный счет истца в размере 1 511 руб. 41 коп., денежные средства, согласно сведениям ПАО Сбербанк, по указанному платежу не поступали.

По квартире № 70, расположенной по адресу: <...>, - произведен перерасчет по представленным собственником жилого помещения квитанциям по фактическим показаниям, однако расчет объема по исковым требованиям за период с 01.02.2013 по 28.02.2014 в рамках заявленного иска ПАО «МРСК «Сибири» определен по показаниям общедомовых приборов учета в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В связи с изложенным истец поясняет, что при расчете объема отпущенной электрической энергии объем потребления индивидуальных приборов учета собственниками жилых помещений спорного многоквартирного дома ПАО «МРСК «Сибири» не использовался, соответственно, оснований для принятия произведенных изменений в расчетах в отношении каждой квартиры у истца не имеется.

Также ПАО «МРСК «Сибири» для ТСЖ «УЮТ-2007» разъясняет имеющиеся в реестрах оплат населения по многоквартирному дому и в расчете исковых требований сокращения.

«Возврат КЗ» - это денежные средства, поступившие от собственников многоквартирного дома в период после 01.03.2014, распределенные на отдельном расчетном счете и подлежащие возврату потребителю, исходя из данных по показаниям индивидуальных приборов учета, которые представлены самим потребителем. Таким образом, данные денежные средства не могут быть определены в погашение дебиторской задолженности ТСЖ «УЮТ-2007» перед ПАО «МРСК «Сибири» без согласия лиц, переплативших их в адрес ПАО «МРСК «Сибири».

«Списание» - это денежные средства, которые были списаны в убыток ПАО «МРСК «Сибири».

В судебном заседании 18.10.2016 представитель истца заявленные требования поддержал, на возражения представителей ответчика высказался, согласно ранее изложенной позиции.

Представители ответчика возражали относительно удовлетворения требований истца и предоставили для приобщения к материалам дела копии документов: заявление ФИО7; обращения ТСЖ «УЮТ-2007» в государственную жилищную инспекцию по Омской области от 12.10.2016, прокуратуру Омской области от 14.10.2016, Управление федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17.10.2016.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из существа искового заявления, в период с 01.02.2013 по 28.02.2014 ПАО «МРСК Сибири» поставляло электрическую энергию в многоквартирный жилой дом № 9, корпус 1, расположенный по адресу: <...> - в котором исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ «УЮТ-2007».

Ответчик, не возражая против потребления электрической энергии, фактически осуществлял ее потребление для электроснабжения жилого дома, обслуживаемого ТСЖ «УЮТ-2007» в целях оказания коммунальных услуг собственникам помещений.

Таким образом, в отсутствие договора энергоснабжения между ПАО «МРСК Сибири» и ТСЖ «УЮТ-2007» фактически сложились отношения по поставке и потреблению электрической энергии на объект, находящийся в управлении ответчика.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, оборудован общедомовыми приборами учета.

Размер исковых требований рассчитан ПАО «МРСК Сибири», исходя из показаний общедомовых приборов учета, за вычетом электропотребления энергоустановок юридических лиц, подключенных после общедомового прибора учета и находящихся в указанном многоквартирном доме. При этом расход по данным общедомовым приборам учета подтверждается сведениями о показаниях общедомовых приборах учета и обходными листами со снятием контрольных показаний в которых указаны начальные и конечные показания, которые содержатся в материалах дела.

Расчет стоимости оказанных услуг по энергоснабжению произведен ПАО «МРСК Сибири» на основании сведений о показаниях общедомовых приборов учета электрической энергии в соответствии с тарифом, утвержденным в спорном периоде.

Оплата за потребленную электрическую энергию не была произведена в полном объеме, поэтому истец, учитывая частично произведенную населением оплату, обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Оценив предоставленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

23.10.2006 Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – РЭК Омской области) № 124/35 «О согласовании статуса гарантирующего поставщика и зоны его деятельности» открытому акционерному обществу «Омская энергосбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика, согласованы границы деятельности и рамках административных границ Омской области.

24.01.2013 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 24 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири») присвоен статус гарантирующего поставщика с 01.02.2013 и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса в отношении указанной зоны деятельности гарантирующего поставщика, но не более чем на 12 месяцев.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.12.2013 № 884 «О признании заявителя победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Омской области» победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Омской области признано акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» (далее - АО «Петербургская сбытовая компания»).

Приказом РЭК Омской области от 19.12.2013 № 469/71 на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Омской области. Для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками утвержден одноставочный тариф 2,08 руб./кВт.ч.

19.02.2014 Приказом Министерством энергетики Российской Федерации № 76 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика, в соответствии с выпиской ФСТ России от 12.12.2013 № 561 из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности границами зоны деятельности ОАО «МРСК Сибири» к исполнению обязанностей гарантирующего поставщика АО «Петербургская сбытовая компания» приступило с 01.03.2014.

ОАО «МРСК Сибири» изменило наименование на ПАО «МРСК Сибири» в связи с приведением учредительных документов в соответствие с положениями Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», о чем 10.07.2015 в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

В период с 01.02.2013 до 01.03.2014 истец осуществлял продажу электрической энергии потребителям (физическим и юридическим лицам) на территории города Омска и Омской области, а также производило начисление платы за поставленную электрическую энергию и выставляло потребителям квитанции на оплату оказанных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По правилам статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.

В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 указано, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Также, как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 3 Информационного письма от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие письменного договора купли-продажи энергии не исключает обязанность производить оплату потребленных энергоресурсов.

Кроме этого, судом установлено, что с 01.02.2013 ПАО «МРСК Сибири» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Омской области, а с 01.03.2014 такой статус присвоен АО «Петербургская сбытовая компания».

Таким образом, в спорный период, а именно: с февраля 2013 по февраль 2014 гарантирующим поставщиком являлся истец.

Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулированы правоотношения по энергоснабжению, в которых участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.

Жилищное законодательство в эти правоотношения вводит дополнительный субъект - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации, перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.

Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Статус исполнителя коммунальных услуг, приобретается в зависимости от выбранного собственниками способа управления (часть 2 статьи 161 ЖК РФ). Обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на лицо, которое в спорный период являлось исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 6.3 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

В силу подпункта «г» пункта 4 Правил № 354, электроснабжение – это снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из пункта 2 статьи 162 ЖК РФ, товарищество собственников жилья предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в доме.

Как гласит статья 161 ЖК РФ, товарищество собственников жилья как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его функций и обязанностей, обязано оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация вправе потребовать от товарищества собственников жилья внесения платы за коммунальный ресурс в связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме не несут обязанности непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.01.2013 № 24 правоотношения ПАО «МРСК Сибири» с потребителями начались с 01.02.2013, права и обязанности, вытекающие из определения статуса гарантирующего поставщика, возникли в ходе исполнения ПАО «МРСК Сибири» своих функций.

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

ТСЖ «УЮТ-2007» в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Правил № 354 и статьями 155, 161 ЖК РФ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации.

В силу своего статуса ТСЖ «УЮТ-2007» обязано приобретать у гарантирующего поставщика электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, а также оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.

Как следует из Правил № 354, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели.

Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

- управляющая организация;

- товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;

- при непосредственном управлении - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил № 354).

Исполнитель коммунальной услуги – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, далее - Правила № 307).

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг действует в интересах собственников (владельцев) помещений в многоквартирных домах, которые чаще всего являются физическими лицами, потребляющими энергоресурсы для личных бытовых нужд.

Принимая во внимание изложенное выше, суд считает обоснованными заявленные ПАО «МРСК Сибири» требования о взыскании задолженности за поставленный в указанные жилые дома коммунальный ресурс с исполнителя коммунальных услуг - ТСЖ «УЮТ-2007».

В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, технологические потери электроэнергии во внутридомовых сетях учитываются общедомовыми приборами учета, электроэнергия подлежит оплате на основании показаний приборов учета за вычетом расходов электроэнергии, потребленной местами общего пользования.

Многоквартирный дом № 9, корпус 1, расположенный по адресу: <...> - оборудован общедомовыми приборами учета, что ответчиком не оспорено.

Как следует из представленного истцом расчета, количество поставленной электрической энергии в отношении жилых помещений многоквартирных домов определено, исходя из пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, а именно: поступление в сети многоквартирного дома по общедомовым приборам учета, минус расход по нежилым помещениям равен отпуск в сети многоквартирного дома (по тарифу в соответствии с приказами РЭК Омской области), минус денежные средства, поступившие в счет добровольного погашения собственниками жилых помещений задолженности за потребленную электроэнергию и общедомовые нужды.

Количество поставленной электрической энергии определено, исходя из показаний общедомовых приборов учета и объема потребленной электрической энергии по помещениям, электроснабжение которых осуществляется путем присоединения к электрическим сетям жилого дома.

Расход по общедомовым приборам учета подтверждается сведениями о показаниях общедомовых приборах учета и обходными листами со снятием контрольных показаний, в которых указаны начальные и конечные показания.

Порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса в отношениях между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг с 28.02.2012 регулируется Правилами № 124.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 названных Правил с 01.09.2012 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

В силу пункта 48 Правил № 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения № 2 к настоящим Правилам (в редакции, действовавшей в части искового периода: с 01.02.2013 по 31.05.2013 включительно).

В этой связи суд приходит к выводу, что примененный истцом способ определения объема поставленной в многоквартирный дом электрической энергии соответствует Правилам № 124, а расчет задолженности за поставленную в жилой дом, расположенный по адресу: <...>, - электроэнергию произведен на основании формул, установленных Правилами № 354.

При расчете стоимости отпущенной электрической энергии истец использовал тарифы, установленные приказами РЭК Омской области от 18.12.2012 № 505/66 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Омской области» и от 19.12.2013 № 469/71 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Омской области».

Суд считает необходимым отметить, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов (а также - от собственников помещений в них), обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Данный подход обозначен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 23.06.2015 № 8-КГПР15-2. При этом указанная позиция подлежит безусловному применению вне зависимости от того, имеется либо не имеется соответствующий договор энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией либо товариществом собственников жилья.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил № 354).

Учитывая изложенное, а также разъяснения, изложенные пункте 3 Информационного письма от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», товарищество как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его создания и обязанностей (статьи 135, 138, 161 ЖК РФ), обязано оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.

Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 АПК РФ).

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Поскольку представленный истцом расчет подтвержден материалами дела, а обоснованный соответствующими доказательствами контррасчет ответчиком не представлен, в отсутствие доказательств оплаты на сумму 11 256 руб. 11 коп., суд удовлетворяет заявленные требования в испрашиваемом размере.

Доводы ответчика относительно того, что правоотношения у ПАО «МРСК Сибири» сложились непосредственно с собственниками помещений, следовательно, у ТСЖ «УЮТ-2007» отсутствует обязанность по оплате спорной задолженности, судом отклоняются на основании изложенного выше.

Кроме того, дополнительно на утверждение ответчика, что в отсутствие заключенного договора с истцом ТСЖ «УЮТ-2007» не является исполнителем коммунальных услуг, суд считает необходимым указать следующее.

Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг, неотъемлемая обязанность которого - предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и рассчитываться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.

При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы.

В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.

При изложенных обстоятельствах именно ответчик, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, к которым относится услуга по электроснабжению, обязан оплатить поставленную истцом, являющимся гарантирующим поставщиком, в указанный выше многоквартирный дом электроэнергию, которая не оплачена.

Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Названная норма устанавливает повышенную ответственность лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, к которой на основании статьи 192 ЖК РФ также относится деятельность по управлению многоквартирными домами.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Следовательно, ответчик в силу статьи 65 АПК РФ должен представить суду надлежащие доказательства в подтверждение необоснованности предъявления истцом требования и отсутствия оснований для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.

Непредотвратимость события означает независимость от воли нарушителя обязательства, чрезвычайность - его непредвиденность.

Поэтому, заключая договор в рамках своей деятельности по управлению многоквартирными домами, ответчик обязан был оценивать реально имеющуюся возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств.

Доказательств принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательства и, следовательно, отсутствия своей вины, ответчик вопреки требованиям пункта 2 статьи 401 ГК РФ и части 1 статьи 65 АПК РФ не представил.

Более того, согласно пунктам 13 и 54 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров, Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты «б» и «г» пункта 31 Правил № 354).

Из смысла названных норм следует, что заключение договора с ресурсоснабжающими организациями является не правом ответчика, а его прямой обязанностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

К возражениям ответчика относительно расчета заявленных истцом требований ввиду того, что в реестрах по переплатам жильцов между сторонами существуют разногласия, суд относится критически.

Кроме того, суд считает необходимым указать на то, что, согласно подпункту «е» пункта 31 Правил № 354, исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Законодательством не установлена фиксированная форма установленного образца документа - снятия показаний общедомового прибора учета, а также не установлено то, что при снятии показаний должен присутствовать представитель собственником многоквартирного дома, истец при подаче искового заявления, предоставил обходные листы по многоквартирным домам, подтверждающие объем потребления электрической энергии.

ТСЖ «УЮТ-2007», действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, полагающейся в подобной ситуации, обязано было снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно, следовательно, суд приходит к выводу, что все показания общедомовых приборов учета по многоквартирному дому, должны иметься у ответчика, в связи с чем ответчик имел реальную возможность подготовить контррасчет суммы иска, с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.

Возражения ответчика сводятся к несогласию с позицией истца, что в отсутствие обоснованных аргументов и контррасчета не могут быть признаны судом обоснованными.

Сложности при подготовке контррасчета, ввиду разногласий относительно произведенных оплат жильцами многоквартирного дома, на что неоднократно указывал ответчик, не могут являться основанием для отказа в иске.

Суд считает необходимым указать, что законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.

Указанный порядок может быть установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ, которое отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

Следовательно, выбор собственниками помещений в многоквартирном доме возможности вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить потребленную энергию в части, не оплаченной собственниками помещений в многоквартирном доме.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 5614/13.

Между тем, к предмету рассмотрения настоящего спора обоснованность принятия истцом платы за поставленную электрическую энергию непосредственно от владельцев помещений в жилых домах не относится.

Ходатайство ответчика об истребовании у истца ежемесячных начислений по электроэнергии и ОДН по всем квартирам за период с 01.02.2013 по 01.03.2014; ежемесячных оплат по всем квартирам по электроэнергии и ОДН с 01.02.2013 по текущий момент; реестров снятых показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета с 01.02.2013 по 01.03.2014; ежемесячных начислений и перерасчет ОДН по жилому дому № 9, корпус 1, расположенному по адресу: <...> - с 01.02.2013 по 01.03.2014, судом отклоняется за необоснованностью и безотносимостью к рассматриваемому спору на основании изложенного выше.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб. (платежное поручение от 01.03.2016 № 6116).

С учетом результатов рассмотрения иска расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с товарищества собственников жилья «УЮТ-2007» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность в размере 11 256 руб. 11 коп., а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Е. Колмогорова