ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5190/13 от 24.06.2013 АС Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru rbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

24 июня 2013 года

№ дела

А46-5190/2013

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Министерства экономики Омской области к обществу с ограниченной ответственностью «Новомет» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, без вызова сторон

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экономики Омской области (далее – заявитель, Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новомет» (далее - заинтересованное лицо, ООО «Новомет», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 26.04.2013.

07.06.2013 в канцелярию арбитражного суда от Общества поступил письменный отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо ссылается на отсутствие в своих действиях состава вменяемого в вину административного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

В период с 28.03.2013 по 24.04.2013 на основании распоряжения от 12.02.2013 № 141-к заместителем начальника отдела лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области ФИО1 в присутствии представителя Общества ФИО2 при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Новомет» на обособленных подразделениях, расположенных по адресам: <...>; <...> РККА, 303; г. Омск, <...>; <...>; Омская область, Таврический район, р.п. Таврическое, возле вышки сотовой радиотелефонной связи; <...>, осуществляющего деятельность по заготовке, переработке и реализации лома чёрных металлов на основании лицензии № ОМЧ 000680 от 07.05.2010, срок действия лицензии по 07.05.2015, установлено следующее:

ООО «Новомет» не имеет в штате работников, имеющих квалификацию контролера лома и отходов 2 разряда, которые должны быть на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов и прессовщика лома и отходов металла, что предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.04.2013 № 296.

Заместитель начальника отдела лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области ФИО1, установив в действиях Общества нарушения требований подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, составила в отношении ООО «Новомет» протокол об административном правонарушении б/н от 26.04.2013, в котором действия заинтересованного лица квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании данного протокола Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Новомет» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

На основании статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Министерство экономики Омской области в силу пункта 1 Положения о Министерстве экономики Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 19.02.2004 № 33, является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики Омской области, определение путёй развития экономики Омской области и методов её регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Омской области.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 34 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Подпунктом «б» пункта 5 указанного Положения установлено, что к лицензионным требованиям к осуществлению лицензируемой деятельности отнесено наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами чёрных металлов и их отчуждения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2001 № 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со статьёй 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом чёрных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.

В силу пункта 8 (1) Правил обращения с ломом чёрных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы чёрных металлов, обязаны обеспечить, в том числе наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры: контролёр лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приёму лома и отходов чёрных металлов; прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приёму лома и отходов чёрных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации (подпункт «а»).

Доводы Общества о том, что в ходе проведения проверки им были представлены соответствующие документы (свидетельства на контролёра лома и отходов металла 2 разряда по каждому проверяемому объекту, прессовщик лома и отходов металлов – 2 разряда), что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Новомет» состава вменяемого в вину правонарушения, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) установлено, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об образовании профессиональные образовательные программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и направлений подготовки (специальностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2011 № 1440 утверждён перечень профессий профессиональной подготовки, в который включены общие профессии чёрной металлургии: контролёр лома и отходов металла (п/п 219, код 12983) и прессовщик лома и отходов металла (п/п 223, код 17046).

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона об образовании профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 утверждены общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (далее - ЕТКС).

Общими положениями ЕТКС предусмотрено, что вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории рабочему должен быть рассмотрен в установленном порядке квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха.

В силу пункта 10 общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учётом мнения коллектива производственной бригады.

Таким образом, анализ приведённых правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что первоначально работник Общества должен получить соответствующую профессию и квалификацию в организации, осуществляющей профессиональную подготовку контролёра и прессовщика лома и отходов металла, у которой должна быть соответствующая лицензия на образовательную деятельность по профессиональной подготовке.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу об отсутствии у заинтересованного лица надлежащих документов, подтверждающих квалификацию контролёров лома и отходов 2 разряда, которые должны быть на каждом объекте по приёму лома и отходов чёрных металлов и прессовщика лома и отходов металла. Свидетельства, выданные ООО «Новомет», в отсутствие документов, присваивающих соответствующую профессию, первоначально выданных организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность по профессиональной подготовке, не могут быть рассмотрены судом в качестве таковых в силу указанных выше причин.

Кроме того, судом принято во внимание объяснение представителя ООО «Новомет» ФИО2, данное при составлении протокола об административном правонарушении, и косвенно подтверждающее, по мнению суда, факт наличия на момент проверки вменяемого нарушения, в котором отмечено, что «введение в декабре 2012 года нового законодательства в нашей деятельности не позволило в столь короткие сроки подтвердить нашим сотрудникам свою квалификацию  . Нашей организацией самостоятельно была проведена аттестация работников и подтверждение их разряда с выдачей свидетельств».

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности заявителем не пропущен; нарушения порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности судом не установлено.

Таким образом, изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит квалификацию заявителем деяния ООО «Новомет» по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной, а, следовательно, требование Министерства экономики Омской области о привлечении Общества к ответственности за совершение административного правонарушения подлежит удовлетворению.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом названных обстоятельств.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

По положениям статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая совершение заинтересованным лицом данного административного правонарушения в отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и отсутствие какого-либо имущественного ущерба, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд полагает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью «Новомет» административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, статьёй 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Заявленные Министерством экономики Омской области требования удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Новомет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, местонахождение: 644527, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42)) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелля­ционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья В.И. Чернышёв