ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5368/19 от 10.07.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

июля 2019 года

№ дела

А46-5368/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2019 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 22.02.2019 № 09/1353,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора: Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» - ФИО1 по доверенности от 15.02.2019 (паспорт),

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - ФИО2 по доверенности от 19.02.2019 № 02/1208 (удостоверение 1266/17),

от Администрации города Омска – ФИО3 по доверенности от 10.01.2019 № Исх-АГ/03-8 (удостоверение),

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Энергострой» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее также – заинтересованное лицо, ДАГ) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 22.02.2019 № 09/1353.

Определением суда от 27 марта 2019 года данное заявление принято к производству.

Определением от 24.04.2019 назначено судебное разбирательство по делу.

Определением от 27.05.2019 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Омска (далее – Администрация, третье лицо) и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее – ДИО, третье лицо).

Определением от 03.07.2019 явка Администрации признана судом обязательной, Администрации города Омска предложено представить письменные пояснения по вопросу о наличии противоречий в части этажности жилого дома межу постановлением Администрации города Омска от 13.02.2014 года № 173П и постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 № 210П в части земельного участка  с кадастровым номером 55:36:05:0208:3033.

В ходе судебного разбирательства заявитель  требования поддержал, указав:

 - несоответствие проекту планировки территории является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство только в отношении линейных объектов, к которым многоквартирные жилые дома не относятся;

 - поскольку градостроительный план был выдан 06.02.2017, а проект планировки территории был утвержден 10.03.2017, оснований ссылаться на проект планировки не имеется;

 - вывод Департамента об отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок также не соответствует действительности с учетом того обстоятельства, что этапы строительства многоквартирного жилого дома, предусмотренные проектом, представляют собой единый объект – один многоквартирный дом.

Представители заинтересованного лица требования не признали, в отзыве указали на то, что Постановление Администрации города Омска от 10.03.2017 № 210-п, которым утвержден проект планировки, является действующим документом, заявителем в установленном законом порядке не обжалован, следовательно, обязанность осуществлять подготовку документации в соответствии с положениями проекта планировки относится ко всем заявителям без исключения.

Представитель Администрации пояснила, что поскольку постановление Администрации города Омска от 13.02.2014 года № 173-П и постановление Администрации города Омска от 10.03.2017 № 210-П приняты в рамках различных процедур, предусмотренных законом, противоречия могли быть устранены заявителем в ходе публичных слушаний, информация о проведении которых имелась в открытом доступе.

Представители ДИО в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в их отсутствие по имеющимся в нем доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что ООО "Энергострой" (далее - заявитель, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033 на основании договора аренды земельного участка № ДГУ-С-6478.

14 февраля 2019 г. арендатор обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением № ДАГ-МУ/80  о выдаче разрешения на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом (два этапа строительства) по ул. Пригородная в САО г. Омска. Первый этап строительства. Многоквартирный жилой дом (два этапа строительства) по ул. Пригородная в САО г. Омска. Второй этап строительства».

Письмом от 22.02.2019 г. №09/1353 Департамент отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство, указав при этом на то, что:

  проектная документация не соответствует требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3033, утвержденного распоряжением департамента архитектуры от 06.02.2017 № 206, в части обеспечения использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковекад - проспект Мира - северо-восточная граница отвода «Сибэктрострой», ATII-10, ГС1С « Асфальт» - в Советском административном округе города Омска (далее - проект планировки), утвержденным постановлением Администрации города Омска от  10.03.2017№ 210-п.  (в соответствии с указанным проектом планировки земельный участок расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности в то время как в представленной проектной документации с шифром ОМ-1029-1, ОМ-1029-2 предполагается строительство многоквартирного жилого дома высокой этажности;

представленная проектная документация не соответствует требованиям к строительству в части соблюдения требований Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 № 22-п (площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать возможность дворового благоустройства, в том числе размещение площадок для игр детей, занятия физкультурой; в представленной проектной документации площадь площадки для игр детей неправомерно рассчитана исходя из сведений «Демографического ежегодника России» о количестве детей на 1 января 2018 года и составила только 100 кв.м);

исходя из представленной проектной документации жилые здания, выделенные в качестве этапов, представляют собой отдельные объекты капитального строительства - многоквартирные дома, в то время как правоустанавливающим документом на земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3033 является договор аренды №Д-С-31-6478, которым земельный участок предоставлен для жилищных нужд под строительство одного жилого дома;

согласно чертежам разделов 2 «Схема планировочной организации земельного участка» (шифр ОМ-1029-1-ПЗУ, ОМ-1029-2-ПЗУ, 2018 г.) и положительным заключениям экспертизы от 21.12.2018 № 86-2-1-3-0246-18 и № 86-2-1-3-0247-18 на земельном участке предусмотрен круговой проезд, который планируется организовать частично в границах дополнительного земельного участка (согласно условным обозначениям) на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Также согласно     чертежам     стройгенплана     раздела     6     «Проект     организации строительства» (шифр ОМ-1029-1-ПОС, ОМ-1029-2-ПОС, 2018 г.) в тексте «Организация строительного процесса» пунктом 13 предусмотрено ограждение строительной площадки, которое на чертеже отсутствует и условными обозначениями не предусмотрено; частично организацию строительной площадки на чертеже стройгенплана (шифр ОМ-1029-1-ПОС) предполагается осуществлять также на землях, государственная собственность на которые не разграничена; правоустанавливающие документы на указанный земельный участок у ООО «Энергострой» отсутствуют;

также обращено внимание на то, что строительство объекта предполагается осуществить в водоохранной зоне реки Иртыш, в связи с чем, в целях обеспечения охраны водного объекта необходимо учесть требования по ограничению хозяйственной и иной деятельности в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотреть мероприятия по охране окружающей среды; в связи с указанным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 строительство объектов в водоохранной зоне необходимо согласовать с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству - Верхыеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (представленное заключение от 23.11.2017 № 02-51/4881, выданное Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, о согласовании осуществления деятельности в рамках материалов проектной документации получено но объекту «Многоквартирный жилой дом со вспомогательными помещениями (три этапа строительства) по ул. Пригородная в САО г. Омска, Жилой корпус № 1. Первый этап строительства. Жилой корпус № 2. Второй этап строительства, Хозяйственный корпус № 3. Третий этап строительства», то есть на иной объект строительства.

Полагая, что названный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.

Требования заявителя оставлены судом без удовлетворения по следующим причинам.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства).

В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы (далее – уполномоченные органы), к которому прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

(пп. "г" в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 339-ФЗ)

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

Как следует из части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации:

 - требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (под которым в соответствии с частью 1 статьи 51 понимаются в совокупности требования: градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории);

 -  а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения в рассматриваемом случае, соответственно могут быть:

 - отсутствие документов, указанных в части 7;

 - несоответствие проектной документации градостроительному регламенту, проекту планировки или проекту межевания;

 - несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого отказа, при проверке проектной документации заявителя было установлено ее несоответствие требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (под которым в соответствии с частью 1 статьи 51 понимаются в совокупности требования: градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории).

Подробные пояснения по каждому несоответствию даны в указанном письме заинтересованного лица и были изложены выше.

Суть возражений заявителя сводится к тому, что:

- несоответствие проекту планировки территории является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство только в отношении линейных объектов, к которым многоквартирные жилые дома не относятся;

 - поскольку заявителем в свое время было получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство жилого дома высокой этажности (том дела 1,л.д. 27-28, пункт 10 постановления Администрации города Омска от 13.02.2014 №173-п), проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации города Омска от 10.03.2017 №210-п, предусматривающий возможность строительства на данном участке лишь домов средней этажности не должен применяться.

ей 10.03.2017.

 В остальной части, как пояснил представитель заявителя, последний прежние доводы не поддерживает.

Однако, как видно из процитированных норм, напротив, в отношении объектов строительства, не относящихся к линейным объектам, как раз и предусмотрена проверка на соответствие, в том числе, проекту планировки территории.

С учетом указанного, доводы заявителя о том, что проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации города Омска от 10.03.2017 №210-п, не должен применяться, подлежат отклонению.

Сам факт получения ранее разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не влечет за собой невозможность изменения такового вида, что следует из взаимосвязанных положений ГрК РФ, согласно которым и в ходе получения разрешения на условно разрешенный вид, и при подготовке проекта планировки территории проводятся публичные слушания и обсуждения (пункт 3, 11 статьи 39; пункт 12.1, 13.1 статьи 45 ГрК РФ).

Как следует из положений  пункта 12 статьи 39 и пункта статьи 45 ГрК РФ, законодательством предусмотрена возможность оспаривания заинтересованными лицами в судебном порядке как решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, так и документации по планировке территории.

Отсутствует в законе и положение, предусматривающее обязанность Администрации при подготовке проекта планировки территории учитывать ранее принятые решения относительно условно разрешенного вида использования.

При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается тот факт, что проектная документация, предоставленная совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство, не соответствовала требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (под которым в соответствии с частью 1 статьи 51 понимаются в совокупности требования: градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории), а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 22.02.2019 № 09/1353, обязании департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение семи дней после вступления решения суда в законную силу выдать такое разрешение, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице данного определения. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          С.Г. Захарцева