ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5409/15 от 22.09.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

сентября 2015 года

№ дела

А46-5409/2015

Резолютивная часть решения объявлена  22.09.2015 года, мотивированное решение изготовлено 29.09. 2015 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пугиной Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,  Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области

о признании недействительным предписания от 28.04.2015 №04/15,   

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 12.01.2015,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности №182 от 14.09.2015 №08(до перерыва), ФИО3 по доверенности №159 от 20.05.2015;

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 10.02.2015 (до перерыва),

                                                      У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «ЮЗА- Газ» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением  к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании недействительным и отмене предписания от 28.04.2015 № 04/15.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит суд признать недействительным предписание от 28.04.2015 № 04/15.

Уточнения приняты судом.

В обоснование заявленных требований общество указало, что общество не осуществляет геодезические и картографические работы, поэтому оснований для проведения проверки не имеется. Указанные в предписании инструкции не предусматривают обязанности общества  по  представлению технических проектов (программ) и технических отчетов  по выполненным топографическим и геодезическим работам. Кроме того, технические отчеты о выполненных инженерных изысканиях были  предоставлены в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о чем имеется отметка на топографических планах технических отчетов.

Учитывая, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области в письме от 18.08.2012 подтверждено представление обществом  технического отчета по результатам выполнения инженерных изысканий только по объекту «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСБЖ по Таврическому району» по ул. Магистральная, 18 в р.п. Таврическое Омской области», а также представление обществом в материалы дела технических отчетов (копий) по всем объектам, на которых имеется отметка о поступлении их  в 2013 году в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области, в целях выяснения наличия у заявителя на момент вынесения предписания данных технических отчетов, а также учитывая, что выводы суда могут повлиять на права и обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области, суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заинтересованное лицо в отзыве с требованиями заявителя не согласилось,  ссылаясь на законность и обоснованность выданного предписания. Указанными в предписании инструкциями предусмотрена обязанность общества, осуществившего инженерные геодезические испытания,  составить технические отчеты о проведенных испытаниях. Из пояснений общества, данных во время проверки, следует, что такие отчеты не составлялись.

В заседании суда 15.09.2015 объявлялся перерыв до 22.09.2015.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 26.02.2015 № 04/15 согласно годового плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год выездная проведена плановая проверка ООО «ЮЗА-Газ» с целью контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации норм и правил.

План проверок расположен на сайте прокуратуры Омской области: www.prokuratura.omsk.ru.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением от 27.12.2012 № 1435 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии».

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1435 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии» предметом проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении геодезической и картографической деятельности требований, установленных:

а)нормативно-техническими документами в области геодезической и
картографической деятельности, предусматривающими порядок организации
геодезических и картографических работ, технических требований к ним, а
также нормы и правила их выполнения;

б)порядком передачи субъектами геодезической и картографической
деятельности геодезических и картографических материалов и данных в
соответствующие картографо-геодезические фонды.

Согласно пункту 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1435, государственный геодезический надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Пункт 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяет Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями на осуществление федерального государственного надзора в области геодезии и картографии.

Пунктом 7.1.32 Приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/182 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» Управление Росреестра по Омской области наделено полномочиями по осуществлению государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью.

Приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, другие должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие государственный геодезический надзор наделены полномочиями по осуществлению государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью.

В силу положений статьи 13 Федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от субъектов геодезической и картографической деятельности информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.

Во время плановой выездной проверки Управлением Росреестра по Омской области в Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области была запрошена информация  по выполненным геодезическим работам ООО «ЮЗА-Газ» за 2013-2015. Из предоставленной информации  следовало, что ООО «ЮЗА-Газ» выполняло инженерно-геодезические изыскания по объектам: «Газоснабжение с. Георгиевка  Кормиловского муниципального района Омской области», «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСББЖ по Таврическому району» по ул. Магистральная,  18 в р.п. Таврическое Омской области», «Газоснабжение с. Карповка Таврического муниципального района Омской области».

Распоряжением (приказом) от 26 марта 2015 года проверяющими у общества  помимо других документов были затребованы технические отчеты по работам на указанных объектах (пояснительная записка, отчет по уравниванию, акт внутреннего контроля и приемки работ).

ООО «ЮЗА - Газ» технические отчеты не  представило, указав в письменных пояснениях от 06.04.2015, что ввиду отсутствия среди видов деятельности геодезической и картографической деятельности, не представляется возможным представить технические отчеты по работам на объектах (пояснительная записка, отчет по уравниванию, акт внутреннего контроля и приемки работ), что послужило основанием для выдачи предписания.

Отсутствие  технических отчетов явилось основанием для выдачи обществу предписания об устранении нарушений при осуществлении геодезических и картографических работ  № 04/01/15 от 28.04.2015, выразившихся в несоблюдении обществом требований разделов 5 и 23 Инструкции по топографической съемке масштабах   1:5000.   1:2000.   1:1000 и   1:500 (ГКИНП-02-033-82), утвержденной     ГУГК 05.10.1979 года, разделов 4, 6 и 7 Инструкции по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS,    утвержденной приказом Роскартографии от 18.01.2002 № 3-пр., и Инструкции по составлению технических отчетов о   геодезических,   астрономических,   гравиметрических,   и   топографических   работах  ГКИНП.

В судебном заседании представители заинтересованного лица пояснили, что предписание выдано только по факту отсутствия технических отчетов. По поводу технических проектов (программ) предписание не выдавалось.

Названным предписанием в срок не позднее 29.05.2015 общество обязано устранить выявленные нарушения  вышеперечисленных инструкций, изготовив технические отчеты.

Согласно статье 1 Федерального закона «О геодезии и картографии» № 209-ФЗ деятельность в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии.

Геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени.

Картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.

Согласно статье 1 Федерального закона «О геодезии и картографии» № 209-геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Из документов, представленных во время проверки Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, следует, что на основании обращений ООО «ЮЗА-Газ» выданы следующие свидетельства о регистрации инженерных изысканий: от 11 декабря 2013 года № 0724/13 по объекту «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСБЖ по Таврическому району» по ул. Магистральная, 18 в р.п. Таврическое Омской области»; от 6 ноября 2013 года  № 0655/13 по объекту: «Газоснабжение с. Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области»; № 0041/15 от 10 февраля 2015 года по объекту «Газоснабжение с. Карповка Таврического муниципального района Омской области».

Согласно данным свидетельствам зарегистрированы работы по созданию инженерно-топографических планов в масштабе 1:500 в целях инженерно-геодезических изысканий для проектирования.

Таким образом, довод заявителя, что в проверяемый период общество не осуществляло геодезических работ, опровергается материалами дела.

Кроме того, вопрос об осуществлении (не  осуществлении) обществом геодезических работ мог быть выяснен контролирующим органом  в момент проверки.

Как  следует из предписания, обществу вменяется нарушение требований разделов 5 и 23 Инструкции по топографической съемке масштабах   1:5000.   1:2000.   1:1000 и   1:500 (ГКИНП-02-033-82), утвержденной     ГУГК 05.10.1979 года, разделов 4, 6 и 7 Инструкции по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS,    утвержденной приказом Роскартографии от 18.01.2002 № 3-пр., и Инструкции по составлению технических отчетов о   геодезических,   астрономических,   гравиметрических,   и   топографических   работах  ГКИНП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-С «О геодезии и картографии» нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также для решения спорных вопросов.

Из содержания Инструкции по топографической съемке в масштабе 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 ГКИНП-02-033-82, утвержденной Главным управлением по геодезии и картографии при Совете Министров СССР 5 октября 1979 года, следует, что  данная Инструкция обязательна для всех предприятий, организаций, учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от ведомственной принадлежности.

Раздел 5 Инструкции по топографической съемке масштабах   1:5000.   1:2000.   1:1000 и   1:500 (ГКИНП-02-033-82), утвержденной     ГУГК 05.10.1979 года, посвящен проектированию топографо-геодезических работ, сбору топографо-геодезических материалов. Поскольку предписание нарушений в данной части не констатирует,  соответственно, заявитель не может нарушать требований данного раздела Инструкции.

Согласно пунктам 23.1.-23.4 Инструкции составление технического отчета является завершающим видом работ, выполняющихся на объекте.

Технические отчеты составляются в полном соответствии с требованиями действующих "Инструкции по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах" и "Инструкции о государственном геодезическом надзоре".

Основные требования к составлению технических отчетов приводятся в п.п. 23.3-23.9 настоящей Инструкции.

Параграфом 3 Инструкции по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах установлено, что технические отчеты должны быть составлены не позднее чем через шесть месяцев после завершения всех работ, предусмотренных в техническом проекте.

По объекту «Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСБЖ по Таврическому району» по ул. Магистральная, 18 в р.п. Таврическое Омской области» результаты инженерных изысканий сданы ООО «ЮЗА-ГАЗ» 12 декабря 2013 года и учтены в информационной системе «Регистрация и учет выполнения инженерных изысканий на территории Омской области» под № 2040/13, что подтверждено в судебном заседании Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в связи с чем, суд считает требования заявителя в этой части подлежащими удовлетворению.

Довод заинтересованного лица о том, что представленный отчет не отвечает требованиям раздела 5.6  СП 47.13330.2012 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», ГОСТу Р 51872 судом во внимание не принимается, исходя из следующего.

В параграфе 1 Инструкции по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах указано, что технические отчеты о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах составляются для систематизации результатов исполненных на данном объекте полевых и камеральных работ, сохранности этих результатов и достижения необходимых удобств при их использовании в различных отраслях народного хозяйства.

Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что представленный отчет не отвечает целям, указанным в параграфе 1 Инструкции по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах. Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области  замечаний к представленному отчету не имеет. Предписание не содержит ссылки на нарушение заявителем требований СП 47.13330.2012 и ГОСТа Р 51872.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в остальной части,  поскольку заявителем не представлено бесспорных доказательств наличия на момент выдачи предписания технических отчетов по остальным объектам.

Из материалов дела следует, что инженерно-геодезические изыскания по этим объектам должны были быть проведены обществом в марте 2013 года. Доказательств того, что работы не были в указанный период выполнены, заявителем не представлено.

Более того, в материалы дела представлены заверенные заявителем копии отчетов с отметками о  сдаче их в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области 01.10.2013 и 06.11.2013 года. Представители Министерства в судебном заседании отрицали факт предоставления отчетов и их регистрации в информационной системе «Регистрация и учет выполнения инженерных изысканий на территории Омской области». Заявитель подлинные отчеты с отметками Министерства не представил, пояснил, что снимал данные копии с копии, которыми он в данный момент не располагает. Во время проведения проверки заявитель пояснил, что отчетов у него не имеется. На 01.10.2013 и 06.11.2013 Министерство не имело такого наименования, как указано в штампе. При сопоставлении дат выдачи свидетельств о регистрации инженерных изысканий на данных объектах и дат представления отчетов в Министерство выявлено, что отчеты представлялись  еще до того, как заявителем были получены свидетельства о регистрации инженерных изысканий.  Других доказательств наличия на момент выдачи оспариваемого предписания технических отчетов по объектам: «Газоснабжение с. Георгиевка Кормиловского муниципального района Омской области»; «Газоснабжение с. Карповка Таврического муниципального района Омской области» заявителем не представлено.

Учитывая, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101,110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                                                    

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ» удовлетворить частично.

Признать предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 28.04.2015 №04/01/15 об устранении выявленных нарушений при осуществлении геодезических и картографических работ недействительным в части  непредставления технического отчета по выполненным работам на объекте Газоснабжение автономных котельных БУ «ОСББЖ по Таврическому району» по ул. Магистральная, 18 в р.п. Таврическое Омской области».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644007, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 17.12.2004 инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Центральному административному округу г. Омска, в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644007, <...> - ФИО5, 163/145, 1, зарегистрированного в качестве юридического лица 14.03.2000 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЮЗА-Газ», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенному по адресу: 644007, <...> - ФИО5, 163/145, 1, зарегистрированному в качестве юридического лица 14.03.2000 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска, из федерального бюджета 3 000 руб. в связи с прекращением ранее производства по делу в части.

Решение подлежит немедленному исполнению в удовлетворенной части.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                Г.В. Стрелкова