ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5430/13 от 08.07.2013 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mail sud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-5430/2013

«10» июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2013 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Алдохиной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Омскэлектро»

к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска

о признании недействительными решений от 01.03.2013 № 10-22/1385, № 10-22/366,

при участии в судебном заседании представителей

заявителя Кучковский В.В. (паспорт) по доверенности от 15.04.2013 б/н, Годин А.А. (паспорт) по доверенности от 15.04.2013 б/н,

заинтересованного лица Кулишова Л.Т. (удостоверение) по доверенности от 21.08.2013 № 03-19/006838,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Омскэлектро» (далее – заявитель, ОАО «Омскэлектро», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными принятых инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска (далее налоговый орган, инспекция, проверяющие) решений от 01.03.2013 № 10-22/1385 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 10-22/366 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (НДС).

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что право на налоговые вычеты по НДС подтверждено надлежащим образом в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налоговый орган сослался на обоснованность и законность принятых им ненормативных правовых актов.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил, что налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, представленной ОАО «Омкэлектро» за 4 квартал 2009 года, был составлен акт № 10-22/18062 от 18.01.2013 и приняты решения от 01.03.2013 № 10-22/1385 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 10-22/366 об отказе в возмещении сумм НДС.

Названные решения налогоплательщиком были обжалованы в вышестоящий налоговый орган, который по результатам рассмотрения соответствующей жалобы оставил её без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Омскэлектро» в арбитражный суд с заявлением о признании решений налогового органа от 01.03.2013 № 10-22/1385, № 10-22/366 недействительными как принятых с нарушением налогового законодательства и нарушающих его права и охраняемые законом интересы.

Требования ОАО «Омскэлектро» подлежат удовлетворению в силу следующего.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что заявитель в нарушение статей 171,172 НК РФ необоснованно отнес в налоговые вычеты за 4 квартал 2009 суммы НДС в размере 7 481 033,06 руб. в отношении потерь при транспортировке электрической энергии, приобретенной для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НКРФ.

Стоимость коммерческих потерь в объеме 37 916 476 кВтч налоговым органом не принята для целей налогообложения, поскольку: несение данных потерь не связано с деятельностью предприятия, признаваемой объектом обложения НДС, т.к. данные виды потерь электроэнергии направлены на деятельность иных лиц; отсутствует документальное подтверждение направленности приобретенных потерь электроэнергии на обеспечение технологического процесса транспортировки электроэнергии по сетям МПЭП «Омскэлектро» (в настоящее время ОАО «Омскэлектро»); нормативными правовыми актами в области энергоснабжения не предусмотрен учет в Балансе электроэнергии территориальной сетевой организации данных видов коммерческих потерь электроэнергии, возникших не в сетях предприятия и не принадлежащих МПЭП «Омскэлектро».

В оспариваемом решении налоговым органом указано, что в Балансе электрической энергии предприятия на 2009 РЭК Омской области при утверждении тарифа на 2011 год не приняты потери электроэнергии, возникшие в сетях иных сетевых организаций и потребителей, а именно: потери в сетях абонентов, не имеющих тарифов на услуги по передаче электрической энергии; в сетях территориальных сетевых организаций, находящихся в «котле» МПЭП г. Омска «Омскэлектро»; на собственное потребление и погрешности в приборах учета потребителей; во внутридомовых сетях при отсутствии приборов учета; на участках от границы балансовой принадлежности до приборов учета в частных жилых домах; в электрических сетях ТСЖ, ЖСК, УК и частного сектора, по данным потерям электроэнергии МПЭП «Омскэлектро» не является потребителем, т.к. данные потери возникли и осуществлены в сетях иных лиц, не относятся к деятельности предприятия, в следствии чего направлены на деятельность ни МПЭП г. Омска «Омскэлектро», а иных лиц.

На основании этого, в обжалуемом акте сделан вывод о том, что указанная электроэнергия не была реализована и была приобретена не для деятельности МПЭП г. Омска «Омскэлектро», вследствие чего, в силу положений п.1 ст.39, пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ у налогоплательщика не возникает объекта налогообложения и, исходя из положений п.2 ст. 171 НК РФ, у него отсутствует право на налоговый вычет.

Доводы налогового органа судом отклоняются на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Как предписывает пункт 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Судом установлено и следует из оспариваемого решения, согласно представленного «  Баланса пропуска электрической энергии по сетям МПЭП г. Омска «Омскэлектро» за 2009 год», фактические потери в сетях МПЭП г. Омска «Омсэлектро» составили 489 102 221 кВтч, в том числе за 4 кв. 2009г.- 180 902 908 кВтч
(октябрь 2009 - 45 077 891 кВтч, ноябрь 2009- 58 041 764 кВтч, декабрь 2009-77 783 253
кВтч), количество соответствует данным актов и счетов-фактур, полученных от ОАО
«Омская энергосбытовая компания». В материальные расходы МПЭП г. Омска
 «Омскэлектро» включило коммерческие потери за 4 кв.2009г. в количестве 37 916 476
 кВтч.

Таким образом, МПЭП г. Омска «Омскэлектро» представлены первичные документы, подтверждающие правомерность отнесения в налоговые вычеты по НДС коммерческих потерь электроэнергии, что следует из оспариваемого решения налогового органа и подтверждается документами (в том числе первичными):

- Договором №05.220.416.08 возмездного оказания услуг по передаче электрической
энергии от 01.04.2008г. и дополнительным соглашением от 27.11.2008г.;

- Балансом пропуска электрической энергии по сетям МПЭП г. Омска
 «Омскэлектро» за 2009 год;

Актами;

Счетами-фактурами;

Мировыми соглашениями;

Определениями суда, вступившими в законную силу.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона «Об электроэнергетике» величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию,
оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном
 правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации
 обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи
 электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на
электрическую энергию величины.

В соответствии с пунктами 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке. Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Согласно п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом VII настоящих Правил.

В соответствии с указанными нормами, согласно договору №05.220.416.08 возмездного оказания услуг по передаче электрической
энергии от 01.04.2008г. между МУПЭП г. Омска «Омскэлектро» и ОАО «Омская энергосбытовая компания» количество фактических потерь в электрических сетях, подлежащих приобретению и оплате сетевой организацией у гарантирующего поставщика, определено как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Налоговым органом расчет фактических потерь не оспаривается.

Учитывая, что МУПЭП г. Омска «Омскэлектро» понесло реальные затраты, связанные с поставкой электрической энергии, выводы налогового органа о неправомерном предъявлении к вычету НДС является необоснованными. Доказательств того, что электрическая энергия заявителем израсходована на иные цели, не связанные с уставной деятельностью, материалы проверки не содержат.

Фактически, в оспариваемых Решениях основанием для отказа в вычете по НДС явился факт отсутствия при покупке МПЭП г. Омска «Омскэлектро» электроэнергии компенсации предприятию суммы потерь в прочих сетях. При этом ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска не отрицает, что потери в любых сетях происходят по причине особых физических свойств специфического товара - электроэнергии, одновременная покупка и передача которого происходит моментально, электроэнергия одновременно покупается в одном объеме и передается в меньшем объеме в виду возникающих потерь в любых сетях.

Однако предметом покупки явился товар - электроэнергия, а не ее   потери, которые неизбежны при покупке такого вида товара и которые компенсировались МПЭП г. Омска «Омскэлектро» различными способами. Факт отсутствия компенсации потерь в прочих сетях не свидетельствует, что электроэнергия не приобреталась и в последующем не реализовывалась.

Суд соглашается с позицией заявителя в том, что согласно оспариваемому решению, спорная разница между объемом закупленной электроэнергией и реализованной возникла в результате потерь в прочих сетях в виду особых физических свойств товара, а не по иным основаниям. Факт отсутствия реализации электроэнергии основан на отсутствии компенсации потерь в прочих сетях, при этом отмечено, что компенсация потерь в сетях МПЭП г. Омска «Омскэлектро» имела место в виде принятия их РЭК Омской области при утверждении тарифов на 2011 год. Следовательно, налоговым органом не отрицается, что потери в сетях, как в принадлежащих МПЭП г. Омска «Омскэлектро», так и в не принадлежащих предприятию, имеют место, однако признают наличие реализации товара в объеме названных потерь и факт реализации товара связывают с компенсацией потерь в данных сетях. Однако как следует из оспариваемого решения и материалов камеральной налоговой проверки, проверяемым периодом являлся 4 квартал 2009 года, однако доказательство того, что спорные потери электрической энергии не были учтены для установления тарифов на 2009 год материалы проверки не содержат.

В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 146, ст. 39 НК РФ продажа МПЭП г. Омска «Омскэлектро» товара (электроэнергии) подлежит обложению НДС. Расходы МПЭП г. Омка «Омскэлектро» на оплату потерь (в любых сетях, в том числе - в прочих) имеют непосредственное отношение к операциям по реализации МПЭП г. Омска «Омскэлектро» услуг по передаче электроэнергии. Указанная операция не относится к числу не признаваемых объектом налогообложения, перечисленным в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Приобретенная электроэнергия оплачена МПЭП г. Омска «Омскэлектро» по выставленным счетам-фактурам, что не опровергается налоговым органом. Полученная электроэнергия доставлялась потребителям, доказательств ее использования на иные цели материалы проверки не содержат.

Следовательно, возникшие при реализации услуг по передаче электроэнергии потери подлежат включению в состав затрат при исчислении НДС, что свидетельствует о наличии у МПЭП г. Омска «Омскэлектро» права на налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 252 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Согласно пункту 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 254 НК РФ («Материальные расходы») к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья. Нормативы таких потерь не оговорены.

ИФНС России по ОАО г.Омска не отрицает физические характеристики электроэнергии, особенности транспортировки специфического товара, неизбежно возникающие при этом потери в электрических сетях. Размер потерь указанных в Актах, счетах - фактурах, мировых соглашениях, определениях суда, налоговым органом не оспаривается, какие-либо расчеты, отличные от установленных потерь в сетях, в материалах проверки не имеется.

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Абзацем 2 данного пункта установлено, что в случае, если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

При этом подпункт 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ приравнивает к материальным расходам для целей налогообложения технологические потери при производстве и (или) транспортировке, не оговаривая нормативы таких потерь.

Кроме того, в материалы дела представлены определение Арбитражного суда Омской области от 02.03.2012г. по делу № А46-6017/2010 об утверждении мирового соглашения между ОАО «Омскэнергосбыт» и МПЭП г. Омска «Омскэлектро», согласно которому стороны согласовали объем фактических потерь в сетях МПЭП г. Омска «Омскэлектро» за период октябрь-ноябрь 2009г. в размере 103 119 655 кВтч на сумму 127 795 183,81 руб., а также определение Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012г. по делу № А46-10450/2010г. об утверждении мирового соглашения, между ОАО «Омскэнергосбыт» и МПЭП г. Омска «Омскэлектро», согласно которому стороны согласовали объем фактических потерь в сетях МПЭП г. Омска «Омскэлектро» за декабрь 2009г. в размере 77 783 253 кВТч на сумму 95 447 197,08 руб. Изложенное также, по мнению суда, подтверждает факт потерь именно в сетях МПЭП г. Омска «Омскэлектро» в 4 квартале 2009г. в размере 180 902 908 кВтч на сумму 223 242 380,89 руб. (с НДС).

Руководствуясь статьями 168-175, 201 АПК РФ, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Заявление открытого акционерного общества «Омскэлектро» удовлетворить.

Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска от 01.03.2013 № 10-22/1385 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 10-22/366 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска в пользу открытого акционерного общества «Омскэлектро» расходы по уплате государственной пошлины 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд в установленном порядке.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.А.Третинник