ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5430/20 от 19.01.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

января 2021 года

№ дела

А46-5430/2020

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2021 года.

В полном объеме изготовлено решение 20 января 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А., 

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения и обязании,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Московка-Филиал Ленинский»,

при участии:

от заявителя -  ФИО1 (паспорт) по доверенности от 29.07.2019 б/н,

от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт) по доверенности от 13.01.2020 б/н,

от третьего лица – не явился,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Коммунсервис» обратилось в арбитражный суд омской области с заявлением о признании недействительным решения ГЖИ Омской области, изложенного в письме №ИСХ-19/ГЖИ21099, о внесении изменений  с 01.01.2020 в реестр лицензий Омской области  в части исключения сведений о многоквартирном доме №38 по улице Иртышская Набережная в г.Омске как находящимся под управлением  ООО «Коммунсервис»  и включения сведений о вышеуказанном многоквартирном доме как  находящемся под управлением ООО «Московка-Филиал Ленинский»: обязании ГЖИ Омской области внести изменения в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в городе Омске в реестр лицензий Омской области как находящегося под управлением ООО «Коммунсервис».

ГЖИ Омской области требования заявителя не признала, указав на обоснованность и законность оспариваемого решения.

ООО «Московка-Филиал Ленинский» о времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлено. В судебное заседание явку представителя не обеспечена. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица по имеющимся документам на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил, что по результатам рассмотрения заявления  директора ООО «Московка-Филиал Ленинский» ФИО3, поступившего в ГЖИ Омской области  15.11.2019, ГЖИ Омской области принято решение, изложенное в письме №ИСХ-19/ГЖИ21099 от 25.12.2019, о внесении изменений  с 01.01.2020 в реестр лицензий Омской области  в части исключения сведений о многоквартирном доме №38 по улице Иртышская Набережная в г.Омске как находящимся под управлением ООО «Коммунсервис» и включения сведений о вышеуказанном многоквартирном доме как  находящемся под управлением ООО «Московка-Филиал Ленинский».

ООО «Коммунсервис», полагая, что данное решение ГЖИ Омской области от 25.12.2019 №ИСХ-19/ГЖИ-21099 не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 (далее - Правила № 416), предусмотрено, что в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случаях.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта РФ (часть 1 статьи 195 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ).

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ).

В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта РФ вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда (часть 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, 15.11.2019 от директора ООО «Московка-Филиал Ленинский» ФИО3 в ГЖИ Омской области поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске.

ГЖИ Омской области  при рассмотрении данного заявления было установлено, что сведения о вышеуказанном многоквартирном доме включены в реестр  лицензий Омской области как находящимся под управлением ООО «Коммунсервис».

Из представленных ООО «Московка-Филиал Ленинский» документов также было установлено, что собственниками в многоквартирном доме №38  по ул.Иртышская Набережная в г.Омске проведено общее собрание собственников с 22.10.2019 по 27.10.2019, оформленное протоколом №3/2019 от 31.10.2019, в соответствии с которым принято решение о расторжении в одностороннем порядке договорных отношений с ООО «Коммунсервис», выборе способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, а также выборе в качестве управляющей организации для управления вышеуказанного многоквартирного дома ООО «Московка-Филиал Ленинский».

Во исполнение указанных решений между собственниками многоквартирного дома №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске и ООО ««Московка-Филиал Ленинский» заключен договор управления многоквартирным домом №34/2019 от 01.11.2019.

В рамках рассмотрения заявления ООО «Московка-Филиал Ленинский» от ООО «Коммунсервис» поступило уведомление о том, что  собственниками помещений в многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, оформленное протоколом б/н от 29.11.2019, в соответствии с которым принято решение об отмене принятых на внеочередном общем собрании собственников помещений, оформленных протоколом общего собрания №3/2019 от 31.10.2019, о выборе способа  управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, а также о выборе в качестве управляющей организации ООО «Коммунсервис».

ГЖИ Омской области был произведен подсчет голосов  собственников  помещений в многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске, принявших  участие в собрании собственников в период с 22.10.2019 по 27.10.2019, оформленном протоколом №3/2019 от 31.10.2019, в соответствии с данными Управления Росреестра по Омской области  а также БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации».

Признаков ничтожности решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске, оформленного протоколом №3/2019 от 31.10.2019, ГЖИ Омской области не было установлено.

В связи с вышеизложенным, ГЖИ Омской области принято решение от 25.12.2019 №ИСХ-19/ГЖИ21099, о внесении с 01.01.2020 изменений в реестр лицензий Омской области  в части исключения сведений о многоквартирном доме №38 по улице Иртышская Набережная в г.Омске как находящимся под управлением  ООО «Коммунсервис»  и включения сведений о вышеуказанном многоквартирном доме как  находящемся под управлением ООО «Московка-Филиал Ленинский».

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр (далее - Порядок) в ходе рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов орган государственного жилищного надзора, проверяет данные документы, в том числе на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 7 и подпунктом «а» пункта 9 Порядка, несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка (в том числе, выявление в ходе проверки признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ) является основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и

документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 184.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Как изложено в пункте 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2018 № 5-П каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс РФ не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 Гражданского кодекса РФ, в том числе следующие: ничтожным, если иное не предусмотрено

законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (статья 181.5 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

В соответствии с пунктом 108 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным, за исключением случаев, когда такое последующее решение принято после признания судом первоначального решения собрания недействительным, или когда нарушение порядка принятия выразилось в действиях, влекущих ничтожность решения, в частности решение принято при отсутствии необходимого кворума.

В рассматриваемом случае, решением Ленинского районного суда г.Омска от 25.08.2020 №2-1908/2020, вступившим в законную силу, решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске, проведенного в форме заочного голосования в период с 22.10.2019 по 27.10.2019, оформленного протоколом  №3/2019 от 31.10.2019 признано недействительным.

В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

С учетом положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ факты, установленные судом в решении Ленинского районного суда г.Омска от 25.08.2020 № 2-1908/2020, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего заявления.

Указанным судебным актом установлено, что кворум на внеочередном общем собрании  собственников помещений в многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске, по итогам которого принято решение, оформленное протоколом  №3/2019 от 31.10.2019, отсутствовал, принятые собранием решения, как следует из судебного акта, являются недействительными.

Данный факт свидетельствует о ничтожности принятых решений внеочередного общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом от 31.10.2019 №3/2019.

Доводы заинтересованного лица об отсутствии у ГЖИ Омской области сведений об обжаловании решения и вступившего в силу решения суда о признании его недействительным, что послужило в том числе основанием для вынесения оспариваемого решения отклоняются судом в силу следующего.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 106 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, следует, что согласно пункту 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.

По смыслу вышеизложенных норм гражданского и жилищного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку ничтожность такого решения (например, в случае, когда оно принято при отсутствии необходимого кворума) может быть установлена независимо от признания его таковым судом, а установление административным органом данного обстоятельства прямо предусмотрено подпунктом «е» пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

В пункте 119 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (пункт 7 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку решение собрания, оформленное протоколом от 31.10.2019 №3/2019, было принято в отсутствие кворума, что могло и должно было быть установлено ГЖИ Омской области, поскольку проверка заявления и документов на предмет, в том числе отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, напрямую отнесены Порядком к полномочиям Инспекции, указанный протокол общего собрания не мог рассматриваться Инспекцией в качестве основания для внесения изменений в реестр лицензий. Данное решение собрания недействительно с момента его принятия и не порождает правовых последствий.

С учетом представленных документов, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт, а именно: решения ГЖИ Омской области, изложенное в письме №ИСХ-19/ГЖИ21099, противоречит действующему законодательству, нарушает права и охраняемые законом интересы ООО «Коммунсервис», в связи с чем подлежит признанию недействительным, соответственно, требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению. 

При этом, в удовлетворении требований заявителя об обязании ГЖИ Омской области внести изменения в реестр лицензий Омской области  в части включения  сведений о многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в городе Омске в реестр лицензий Омской области как находящегося под управлением ООО «Коммунсервис» следует отказать, так как в материалы дела представлено распоряжение ГЖИ Омской области от 30.12.2020 №Р3-02228, согласно которому с 31.12.2020 в реестр лицензий Омской области внесены следующие изменения:

-  исключены сведения о многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске, как находящегося под управлением ООО «Московка-Филиал-Ленинский»;

- включены  сведения  о многоквартирном доме №38 по ул.Иртышская Набережная в г.Омске, как находящегося под управлением ООО «Коммунсервис».

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственной жилищной инспекции Омской области, изложенного в письме №ИСХ-19/ГЖИ21099, о внесении изменений  с 01.01.2020 в реестр лицензий Омской области  в части исключения сведений о многоквартирном доме №38 по улице Иртышская Набережная в г.Омске как находящимся под управлением  ООО «Коммунсервис»  (ИНН <***>, лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №055000107 от 30.04.2015) и включения сведений о вышеуказанном многоквартирном доме как  находящемся под управлением ООО «Московка-Филиал Ленинский» (ИНН <***>, лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности  по управлению многоквартирными домами  №055000165 от 29.05.2015).

В остальной части оставить заявление без удовлетворения.

Взыскать с  Государственной жилищной инспекции Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» судебные расходы по уплате государственной пошлины – 3000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          М.А. Третинник