ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5519/15 от 22.07.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

июля 2015 года

№ дела

А46-5519/2015

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2015 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Леонтьевой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Левобережье» (ИНН 3245214 , ОГРН 5543040742 )

к Государственной жилищной инспекции Омской области  (ИНН 3036669 , ОГРН 5500747161 )

о признании недействительным предписания №02-02-05/36 от 17.04.2015,      

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.01.2015 №3,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 12.01.2015 №2ю,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Левобережье» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области №02-02-05/36 от 17.04.2015 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемый акт  не содержит описания самих нарушений допущенных обществом, из ссылок на нормы права  невозможно определить, в чем конкретно выразилось нарушение. У заинтересованного лица отсутствовали полномочия по выявлению и пресечению требований к платежным документам, используемым управляющей компанией при расчетах с собственниками многоквартирных домов.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему.

 Представитель заинтересованного лица требования не признала по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника - начальника отдела Госжилинспекции Омской области № 1801 от 20.03.2015 государственным жилищным инспектором была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ЗАО «Управляющая компания «Левобережье», по результатам которой составлен акт проверки № 02-03-05/159 от 17.04.2015, в котором зафиксировано неисполнение ранее выданного предписания от 02.02.2015 №02-02-05/9, а именно: платежные документы не приведены в соответствие с частями 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов проверки государственным жилищным инспектором вынесено предписание № 02-02-05/36 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, согласно которого обществу предписано в срок до 18.05.2015 привести платежные документы в соответствие с частями 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Считая, что предписание нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с заявлением о признании предписания недействительным.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств  в их совокупности, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими    удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с требованиями пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Из материалов де6ла следует, что между ЗАО «УК «Левобережье» и собственниками помещений многоквартирного дома № 30 по ул. Волгоградская в г. Омске был заключен договор управления многоквартирным домом от 01 ноября 2006 года №5/6.

В соответствии с договором управления общество приняло на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, в том числе: обеспечение пользователей помещений коммунальными услугами (пункт 2.1, 2.1.1 договора управления): начисление, сбор и перерасчет платежей за содержание, текущий ремонт общего имущества и коммунальные услуги по единой квитанции (пункт 2.1.5 договора управления); ведение финансового и бухгалтерского учета, в том числе начисление, сбор и перерасчет платежей за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, оказываемые коммунальные и прочие услуги (пункт 3.1.4 договора управления); ведение расчетов за оказываемые услуги (пункт 3.1.5 договора управления).

Судом установлено и не оспаривается заявителем, что общество в выставляемых квитанциях не указывало плату за коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение, отопление), предоставленные потребителям в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), что является нарушением приведенных выше норм законодательства. 

Ссылка заинтересованного лица на протокол от 30 декабря 2014 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники многоквартирного дома приняли решение плату за коммунальные услуги производить непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, в том числе и за коммунальные услуги на общедомовые нужды, судом во внимание не принимается, поскольку решение собственников в части перечисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации противоречит пунктам 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В создавшейся ситуации заявитель должен руководствоваться нормами действующего законодательства и привести платежные документы в соответствии с частями 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими включение в квитанции платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Из материалов дела следует, что указанное в предписании требование выдвигалось заинтересованным лицом заявителю с 2013 года, что подтверждается актами проверок, выданными предписаниями, судебными актами, поэтому заявитель не мог не понимать суть выдвигаемых заинтересованным лицом требований.

Ссылка заявителя на отдельные судебные акты судом во внимание не принимается, поскольку ими не устанавливались обстоятельства, имеющие преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.

Судом отклоняются доводы заявителя  об отсутствии у Государственной жилищной инспекции Омской области полномочий по выявлению и пресечению нарушений требований к платежным документам, используемым управляющими компаниями при расчетах с собственниками многоквартирных домов, исходя из следующего.

Полномочия Госжилинспекции Омской области определены Жилищным кодексом РФ; Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 11 июня 2013 года № 493; Положением об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 08 февраля 2012 года № 23-п; Положением о Государственной жилищной инспекции, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15 января 2013 года № 2; Административным регламентом проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, утвержденным приказом Государственной жилищной инспекции Омской области от 13 мая 2013 года № 1.

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации  под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии, с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно пункту 11 Положения о жилищном надзоре предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-­строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных в пункте 2 настоящего Положения, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта.

         В соответствии с пунктами 8-10  Положения о Государственной жилищной инспекции, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 января 2013 года № 2, Госжилинспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно, предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  управление  многоквартирными домами,  оказывающих услуги  и  (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, Госжилинспекция Омской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение проверок по вопросам правильности определения размера и внесения платы за коммунальный услуги, предоставление которых, в свою очередь, регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Ссылка заявителя на внесение изменений в законодательство отклоняется, поскольку изменения внесены были после принятия оспариваемого предписания, тогда как законность его проверяется судом на дату принятия оспариваемого акта. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Левобережье»  в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области  №02-02-05/36 от 17.04.2015 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю ЗАО «УК «Левобережье»  отказать.

          Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.А. Третинник