ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5536/11 от 10.06.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-5536/2011

«14» июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества «Связь объектов транспорта и добычи нефти»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска

о взыскании 112 556,96 руб. процентов, исчисленных на излишне взысканные налог, пени, штраф,

при участии в судебном заседании представителей

открытого акционерного общества «Связь объектов транспорта и добычи нефти» Зиновой Л.Е. (паспорт) по доверенности от 30.12.2010 б/н,

инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска Архицкой Т.И. (удостоверение УР № 641436) по доверенности от 28.03.2011 б/н,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Связь объектов транспорта и добычи нефти» (по тексту также заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска (по тексту налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) 112 556,96 руб. процентов, исчисленных на излишне взысканные налог, пени, штраф.

Требования заявителя мотивированы положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации и наличием у Общества права на получение процентов при возврате излишне взысканных налога, пени, штрафа, нарушенным, по его мнению, налоговым органом.

Возражения инспекции сводятся к тому, что Общество право на получение процентов не приобрело. Таковые подлежат начислению и возврату при условии принудительного взыскания с налогоплательщика налога, пени, штрафа. В данном случае, Обществом налог, пени, штраф были уплачены самостоятельно. Налоговым органом мер принудительного взыскания к нему не применялось. Кроме того, по мнению инспекции, она не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску. Законодательство о налогах Российской Федерации исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает инспекция по месту учета этого налогоплательщика. В данном случае, проценты могут быть начислены и возвращены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по крупнейшим налогоплательщикам города Москвы, то есть тем налоговым органом, которым проводилась выездная налоговая проверка (по месту нахождения головного предприятия) и было принято решение о дополнительном начислении налогоплательщику налога (пени, штрафа), впоследствии возвращенных налогоплательщику по причине признания этого решения недействительным.

Обстоятельства рассматриваемого спора.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по крупнейшим налогоплательщикам города Москвы была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти», по итогам которой было принято решение от 26.06.2008 № 6, в том числе о дополнительном начислении налогоплательщику в бюджет субъекта Российской Федерации по месту деятельности филиала – Прииртышский ПТУС - налога на прибыль в сумме 942 538,39 руб., начислении пени за просрочку его уплаты в сумме 126 264,66 руб., штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 124 504,45 руб.

В адрес налогоплательщика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по крупнейшим налогоплательщикам города Москвы было направлено требование № 1 об уплате в том числе названных выше сумм налога на прибыль, пени и штрафа в срок до 28.01.2009.

28.01.2009 налогоплательщик уплатил в бюджет субъекта Российской Федерации по месту деятельности филиала - Прииртышский ПТУС - налог на прибыль в сумме 942 538,39 руб., пени в сумме 126 264,66 руб., штраф - 124 504,45 руб.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2009 по делу № А40-642/09-118-12 решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по крупнейшим налогоплательщикам города Москвы № 6 от 26.06.2008 было признано недействительным в том числе в части дополнительного начисления налогоплательщику в бюджет субъекта Российской Федерации налога на прибыль в сумме 942 538,39 руб., начисления пени за просрочку его уплаты в сумме 126 264,66 руб., штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 124 504,45 руб.

ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» по месту деятельности филиала обратилось в налоговый орган с заявлением от 03.11.2009 № 14.28-23/3963 о возврате в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, налога на прибыль в сумме 941 441,11 руб., пени в сумме 126 256,71 руб., штрафа – 124,504,45 руб., и процентов, исчисленных на указанные суммы.

Налог на прибыль, пени и штраф, за возвратом которых обратился налогоплательщик в заявлении № 14.28-23/3963, Обществу налоговым органом были возвращены.

В части возврата процентов на указанные суммы налоговый орган в письме от 20.11.2009 № 11-36/039065 сослался на то, что право на возврат процентов обусловлено фактом незаконного взыскания налогов, пени, штрафа. Уплата сумм налога на прибыль, пени и штрафа, начисленных решением № 6, произведена Обществом добровольно, в следствии чего налогоплательщик вправе претендовать на возврат налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусматривающей начисление процентов при возврате излишне уплаченных налоговых сумм.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» в арбитражный суд с иском о взыскании с налогового органа процентов в сумме 112 556,96 руб., начисленных на сумму излишне взысканных налога, пени, штрафа.

Выслушав участников процесса, изучив представленные ими доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафа.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает соответствующую обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафа.

Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней определен статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Согласно пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Следовательно, перечисление Обществом денежных средств в уплату начисленных решением налогового органа налогов, пеней и штрафа носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О (пункт 2.4) указано - субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, - иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.

Таким образом, учитывая, что решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по крупнейшим налогоплательщикам города Москвы № 6 в части начисления Обществу 1 192 202,27 руб. налогов, пеней, штрафа вступившим в законную силу решением суда Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-642/09-118-12 признано недействительным, налогоплательщик, по мнению суда, вправе претендовать н возврат из бюджета излишне взысканных сумм налога, пени, штрафа в порядке, предусмотренном статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с начислением на сумму излишне взысканных налога, пени, штрафа соответствующих процентов.

В связи с указанным, учитывая, что расчет процентов налоговым органом в ходе судебного разбирательства не был оспорен, суд находит правомерным взыскание с налогового органа в пользу Общества процентов в заявленной сумме.

Довод налогового органа о том, что он не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, сумма процентов подлежит взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7 по городу Москве, судом отклоняется на основании следующего.

В силу пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Как следует из статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне взысканного налога и процентов подлежат возврату из бюджета, в который был зачислен излишне взысканный налог.

Из материалов дела видно и налоговым органом не оспаривается – сумма налога на прибыль, пени и штрафа, начисленная решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7 по городу Москве в связи с деятельностью филиала налогоплательщика, уплачена Обществом в бюджет субъекта Российской Федерации.

Общество обратилось в налоговый орган:

- по месту постановки на учет филиала, в связи с деятельностью которого были дополнительного начислены впоследствии возвращенные налог, пени, штраф;

- в тот бюджет субъекта Российской Федерации, в который названные налог, пени и штраф, поступили.

В связи с указанным, учитывая наличие у налогоплательщика права на возврат излишне взысканных налога, пени штрафа, корреспондирующую этому праву обязанность налоговых органов, составляющих, в свою очередь, единую централизованную систему в том числе по реализации возложенных на него полномочий, и принимая во внимание то обстоятельство, что налогоплательщик, избрав изложенный выше порядок взаимоотношений с налоговым органом, нарушений норм права не допустил, суд находит правомерным взыскание процентов с налогового органа по месту поступления излишне взысканных налогов, пени штрафа.

В противном случае, если согласится с налоговым органом в том, что налог, пени штраф, подлежат возврату налоговым органом по месту поступления излишне взысканных налогов, пени, штрафа, а проценты - инспекцией по месту учета головного предприятия, то такая процедура возврата излишне взысканных налоговых сумм не является последовательной и тем более основанной на положениях статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка налогового органа на то, что решение № 6 и требование № 1 приняты были Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7 по городу Москве, не влияет, по мнению суда, на обоснованность возражений налогового органа также в силу следующего.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 17.08.2006 № ШТ-14-23/214 предусмотрено - территориальные налоговые органы контролируют представление налоговых деклараций по налогу на прибыль по обособленным подразделениям организаций, осуществляют начисление налога на прибыль и контроль за его поступлением в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджеты муниципальных образований. Именно данная функция выполнялась Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7 по городу Москве в отношении Общества при принятии решения и выставлении требования. На исполнение обязанности, корреспондирующей праву налогоплательщика на возврат излишне взысканных налога, пени, штрафа, в рассматриваемом случае изложенное налоговым органом обстоятельство, по мнению суда, не влияет.

Руководствуясь статьями 168-175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление открытого акционерного общества «Связь объектов транспорта и добычи нефти» удовлетворить.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска в пользу открытого акционерного общества «Связь объектов транспорта и добычи нефти» проценты, исчисленные на сумму излишне взысканных налога на прибыль, пени, штрафа, в сумме 112 556,96 руб., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 376,71 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья М.А.Третинник