ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5630/10 от 06.05.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

07 мая 2010 года

№ дела

А46-5630/2010

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2010 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе   судьи  Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Марковиченко С.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Муниципального предприятия «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

к   Отделу государственного пожарного надзора Азовского района Омской области (далее - ОГПН Азовского района Омской области),

о   признании незаконным и отмене постановления № 33 от 13.04.2010, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя –   Карабаза Н.В. , паспорт 5201 639364, выдан 19.01.2001, действующего на основании доверенности от 19.04.2010 2) Бабец Г.А., паспорт 5200 264870, выдан 05.05.2001,

от заинтересованного лица –   Компанец И.Г., действующего на основании доверенности от 05.04.2010 № 109-10-4-2, удостоверение ГПН № 25026 от 28.09.2007,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное предприятие «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора Азовского района Омской области о признании незаконным и отмене постановления № 33 от 13.04.2010.

Представители заявителя в судебном заседании факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не отрицали, однако в обоснование своей позиции указали на то, что при вынесении обжалуемого постановления, органом не достаточно полно выяснены обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела по существу. Кроме того, представители отметили, что выявленные при проведении проверки нарушения были устранены заявителем, доказательства чего представлены в материалы дела.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Однако, против изменения вида наказания на предупреждения не возражал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

29 марта 2010 года государственным инспектором ОГПН Азовского района Омской области на основании распоряжения № 67 от 01.03.2010 была проведена проверка соблюдения требований норм стандартов и правил пожарной безопасности Муниципальным предприятием «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. При проверке территории и помещений здания бани, расположенной по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, село Азово, переулок Почтовый, дом 14, был установлен факт нарушения требований пожарной безопасности, подпунктов 3, 13, 16, 52, 90, 96 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ Утверждены приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 и зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года Рег. № 4838».

По результатам проверки 13.04.2010 года главным государственным инспектором Азовского района по пожарному надзору Компанец И.Г. было вынесено постановление № 33 о привлечении Муниципального предприятия «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Полагая, что указанное постановление № 33 от 13.04.2010 является необоснованным и незаконным, Муниципальное предприятие «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.

Суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила пожарной безопасности), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313.

Согласно пункту 13 указанных Правил, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Пунктом 16 настоящих Правил установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Согласно пункту 52 тех же Правил, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. (пункт 90 ППБ 01-03).

В соответствии с пунктами 96 ППБ 01-03, регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.

Как усматривается из материалов дела, в результате проверки установлены следующие нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности Муниципальным предприятием «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области:

- в помещениях здания на видных местах не выполнены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны,

- отсутствует договор на обеспечение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и срокам проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт не выполняется специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию,

- у гидранта предусмотренного для целей пожаротушения, а так же по направлению движения к нему не устранены соответствующие указатели. На них должны быть четко нанесены цифры , указывающие расстояние до водоисточника,

- не выполнен план эвакуации людей в случае пожара, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002,

- не оборудованы печи заводского изготовления автоматической защитой отключения до полного остывания через 8 часов непрерывной работы,

- двери эвакуационного выхода из холла непосредственно на улицу открываются не по направлению выхода из здания,

- двери эвакуационного выхода из подсобного помещения непосредственно на улицу открываются не по направлению выхода из здания,

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Из пояснений заявителя следует, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, им не оспаривается. Однако в обоснование своей позиции Муниципальное предприятие «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области указывает, что применение наказания в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей является необоснованным, поскольку немедленно после выявления нарушений Муниципальным предприятием «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области приняты все меры по их устранению.

В частности, заключен договор между Муниципальным предприятием «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области и обществом с ограниченной ответственностью «Пламя» об организации работ по огнезащитной обработке; между теме же сторонами заключен договор на оказание услуг по монтажу и пуско-наладке пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании бани, расположенной по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный муниципальный район, село Азово, Почтовый переулок, дом 14; заключен договор между Муниципальным предприятием «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области и обществом с ограниченной ответственностью «Омсктехторг» о поставке плана эвакуации здания на сумму 850 рублей; установлены в здании бани на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; установлен указатель со светоотражающим покрытием и направлении движения к пожарному гидранту с указанием расстояния; установлен план эвакуации в случае пожара; выполнено открывание дверей эвакуационного выхода из холла по направлению выхода из здания (снят второй дверной блок); выполнено открытие дверей эвакуационного выхода из подсобного помещения по направлению выхода из здания (снят второй дверной блок).

Кроме того, в своих пояснениях заявитель отмечает, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, им не оспаривается, однако в обоснование своей позиции Муниципальное предприятие «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области ссылается на отсутствие денежных средств, на выполнение указанных заинтересованным лицом мероприятий, принятие мер по соблюдению пожарной безопасности.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В связи с этим суд, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, установил несоблюдение заинтересованным лицом правил назначения наказания, выразившееся в следующем.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с этим суд приходит к выводу о необоснованности и незаконности оспариваемого постановления в части применения к Муниципальному предприятию «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области такой меры ответственности как административный штраф.

В пункте 16 Постановления от 27.01.03 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд, при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа, учитывая при этом положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, учитывая, что непринятие во внимание указанных обстоятельств, по мнению суда, повлекло назначение заявителю излишне жесткого наказания, а также, оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд считает возможным отменить оспариваемое постановление № 33 от 13.04.2010 в части назначения Муниципальному предприятию «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области наказания, предусмотренного в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей, применив минимальную меру ответственности, предусмотренную данной нормой, в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 208, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Муниципального предприятия «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области к  Отделу государственного пожарного надзора Азовского района Омской области об отмене постановления № 33 от 13 апреля 2010 года, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора Азовского района Омской области № 33 от 13 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, которым Муниципальное предприятие «Прогресс сервис» Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части наложения штрафа в размере 10 000 рублей, применив меру ответственности в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.В.Пермяков