ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5684/10 от 05.07.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

12 июля 2010 года

№ дела

А46-5684/2010

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи  Ярковго С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска к обществу с ограниченной ответственностью «КазБуз+Л», инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула, о признании недействительным заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и последующих действий налогового органа по регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице

в заседании суда приняли участие:

от заявителя  –  ФИО1  по доверенности № 15/042659 от 23.12.2009, удостоверение УР № 640638,

от инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула – не явились, извещены,

от ООО «КазБуз+Л» - не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее – ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «КазБуз+Л» (далее – ООО «КазБуз+Л»), инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула) о признании недействительными заявления ООО «КазБуз+Л» от 21.12.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «КазБуз+Л», решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула о государственной регистрации изменений № 5399 от 28.12.2009, записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В обоснование заявленных требований ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска указывает на представление в ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула недостоверных сведений относительно места нахождения ООО «КазБуз+Л», поскольку по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах <...>) организация не находится. Кроме того, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «КазБуз+Л», в качестве документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, представлена банковская квитанция, в которой плательщиком указано физическое лицо – ФИО2, а не само общество. Таким образом, решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула № 5399 от 28.12.2009, по мнению истца, является недействительным вследствие нарушения требований статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку принято на основании документов, содержащих недостоверные сведения, и в отсутствие надлежащего документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула, ООО «КазБуз+Л», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, отзывы на исковое заявление не представили.

В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных представителей.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 21.12.2009 в ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула обратилось ООО «КазБуз+Л» с заявлением формы № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе касающихся изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. Новым местом нахождения ООО «КазБуз+Л» определен адрес:644044, <...>.

На основании указанного заявления и приложенных к нему документов решением ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула от 28.12.2009 № 15399 произведена государственная регистрация внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с чем ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула передала регистрационное дело в ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска.

ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска, получив регистрационное дело ООО «КазБуз+Л»,произведя выход по его юридическому адресу, установила, что указанная организация по адресу:644044, <...>, не находится (протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 19.01.2010).

Полагая, что решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула от 28.12.2009 № 15399 о государственной регистрации изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица, вносимых в учредительные документы ООО «КазБуз+Л», недействительно, поскольку вынесено на основании документов, содержащих недостоверные сведения в части места нахождения общества, а также в связи с тем, что государственная пошлина за ООО «КазБуз+Л» была уплачена физическим лицом, ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из текста искового заявления заявителем фактически оспаривается ненормативный правовой акт - ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула от 28.12.2009 № 15399.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Из материалов дела усматривается, что обществом был представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Доводы ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска относительно представления на государственную регистрацию ненадлежащего документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, подлежат отклонению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, государственная пошлина за регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы общества, уплачена по квитанции Сбербанка России от 21.12.2009 от имени юридического лица наличными денежными средствами ФИО2

В представленной на государственную регистрацию банковской квитанции от 21.12.2009 об уплате государственной пошлины в строке «Вид платежа» отражено: «Госпошлина за регистрацию изменений». Денежные средства по указанной квитанции перечислены в федеральный бюджет в полном объеме. В связи с этим, у ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула отсутствовали сомнения в отношении того, за какие действия и за какое юридическое лицо уплачена государственная пошлина.

Поскольку в представленном платежном документе платежные реквизиты указаны правильно, государственная пошлина за осуществление регистрационных действий перечислена в федеральный бюджет, право Российской Федерации на взимание государственной пошлины в данном случае не нарушено, оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о государственной регистрации не предусмотрена.

По смыслу Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.

При таких обстоятельствах, заявленные ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 150, 151, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительными заявления ООО «КазБуз+Л» от 21.12.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «КазБуз+Л», решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула о государственной регистрации изменений № 5399 от 28.12.2009, записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В. Ярковой