АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
08 июня 2010 года
№ дела
А46-5797/2010
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июня 2010 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Владимира Владимировича Пермякова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковиченко С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сибтранснефтепродукт»,
к Западно-Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2010 № 06-205/юл,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 паспорт <...> выдан 06.11.2009 ОУФМС России по Омской области в КАО г.Омска, действующего на основании доверенности № 17 от 28.08.2009,
от заинтересованного лица – 1) ФИО2, удостоверение № ТО-21-0054, действующей на основании доверенности № 03/10863 от 10.12.2009,.
2) ФИО3 паспорт <...> выдан 29.03.2006 Советским УВд САО г.Омска, действующего на основании доверенности № 03/5768 от 12.05.2010,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Сибтранснефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Западно-Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2010 № 06-205/юл.
В обоснование заявленного требования ОАО «Сибтранснефтепродукт» сослалось на то, что выводы административного органа о не укомплектованности штата сотрудников в течение 7 месяцев не соответствуют действительности. Кроме того о появляющихся вакансиях общество уведомляло службу занятости Советского административного округа г.Омска, а также размещало информацию об имеющихся вакансиях на корпоративном сайте, что по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии вины.
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал.
Представители Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору требования ОАО «Сибтранснефтепродукт» отклонили, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал.
В судебном заседании, состоявшемся 01 июня 2010 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 03 июня 2010 года.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Западно-Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 23 марта 2010 года по 09 апреля 2010 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.01.1997 № 116-ФЗ в деятельности открытого акционерного общества «Сибтранснефтепродукт», расположенного по адресу: 644050, <...>, в ходе которой было выявлено, что с 01 августа 2009 года в штатное расписание юридического лица внесены изменения расширяющие количество должностей. По состоянию на 09 апреля 2010 года штат юридического лица полностью не укомплектован, а именно имеются 9 вакансий.
Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта, Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 16 апреля 2010 года было вынесено постановление № 06-205/юл о привлечении ОАО «Сибтранснефтепродукт» к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей, на основании постановления от 14 апреля 2010 года № 06-205 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Открытое акционерное общество «Сибтранснефтепродукт», полагая, что данное постановление является необоснованным и незаконным, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.
Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Часть 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
На основании статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Как следует из части 1 статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.
Из материалов административного дела усматривается, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения вышеуказанных норм, а именно: ОАО «Сибтранснефтепродукт» не укомплектован штат работников предприятия на протяжении 7 месяцев, имеется 9 вакансий. На основании выявленных нарушений государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального транспорта Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 вынесено постановление № 06-205/юл об административном правонарушении и назначено обществу наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В обоснование своих возражений представитель ОАО «Сибтранснефтепродукт» указывает на то, что указанные в постановлении факты не соответствуют действительности. В подтверждение заявленных доводов представитель заявителя прилагает к материалам дела пояснения по вакансиям ОАО «Сибтранснефтепродукт» на 19 апреля 2010 года, из которых следует:
- вакансия начальника транспортной службы существует с 03.02.2010 (возникла в связи с увольнением работника) – кандидат ФИО4 на согласовании в ОАО «АК «Транснефтепродукт»,
- вакансия заместителя главного инженера по промышленной безопасности – начальник отдела существует с 02.02.2010 (возникла в связи с увольнением в порядке перевода работника) – кандидат ФИО5 на согласовании в ОАО «АК «Транснефтепродукт»,
- вакансия диспетчера – отсутствует, вакансия машинист насосных станций существует с 02.11.2009 (возникла с вязи с увольнением работника) - кандидат ФИО6 проходил согласование с 14.03.2010, в настоящее время на обучение до 30.05.2010,
- вакансия инженера-энергетика 2 категории существует с 01.03.2010 (возникла в связи с увольнением работника) - планируется прием ФИО7 с 04.05.2010, вакансия оператора товарного существует с 02.11.2009 (возникла в связи с увольнением работника) - кандидат ФИО8 принята 19.04.2010,
- вакансия слесаря по ремонту технических установок существует с 23.03.2010, 23.08.2009, 27.08.2009 (возникла в связи с увольнением работника) – с 12.04.2010 принят ФИО9, с 14.04.2010 –приняты ФИО10 и ФИО11, с 19.04.2010 принят ФИО12,
- вакансия начальника станции Чулым и Плотниково существует с 17.03.2010 и 01.02.2010 (возникла в связи с переводом работника на другую должность), обязанности начальника станции «Плотниково» исполняет главный инженер ПС «Плотнриково», кандидат на согласовании в ОАО «АК «Транснефтепродукт», обязанности начальника станции ПС «Чулым» ЛПДС «Сокур» исполняет начальник участка обслуживания и ремонта энергетического оборудования ПС «Чулым», при положительном результате планируется перевод.
По состоянию на 01 июня 2010 года вакансии ОАО «Сибтранснефтепродукт» выглядят следующим образом:
- вакансия инженер – механик (перевод работника 31.05.2010) – планируется прием в июне 2010 года,
- вакансия слесаря по ремонту технологических установок (увольнение работника по собственному желанию 01.05.2010) – планируется прием в июне 2010 года,
- вакансия электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (увольнение работника по собственному желанию 08.05.2010) – планируется прием в июне 2010 года, машинист насосных установок – 2 единицы (увольнение работника по собственному желанию в связи с выходом на пенсию 01.06.2010) – вакансия в резерве для обучающихся в учебном центре ОАО «АК «Транснефть»,
- инженера по подготовке кадров (введение дополнительной единицы с 01.06.2010) – ведется поиск,
- вакансия слесаря по ремонту технологических установок (увольнение работника по собственному желанию 10.04.2010) – вакансия в резерве для обучающегося в учебном центре ОАО «АК «Транснефть»,
- вакансия оператора товарного (увольнение работника по собственному желанию 01.06.2010) – ведется поиск.
Документов свидетельствующих об обратном представителем заинтересованного лица в материалы дела не представлено.
Как следует из пояснений представителя заявителя и подтверждается материалами дела, информация о существующих вакансиях размещалась ОАО «Сибтранснефтепродукт» на корпоративном сайте общества, а также об имеющихся вакансиях сообщалось в службу занятости Советского административного округа г.Омска.
Кроме того, представитель заявителя обращает внимание на то, что причина длительной не укомплектованности штата сотрудников зависит, в том числе и от длительного согласования потенциальных кандидатов с ОАО «АК «Транснефтепродукт».
Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора и обеспечивается в том числе запретом принудительного труда (статья 37, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Аналогичные принципы содержаться в абзаце 2 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Сибтранснефтепродукт» не вправе принуждать граждан РФ к труду в настоящей организации, хотя бы они и соответствовали профессиональным критериям требуемой должности.
Согласно статье 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения вмененного ОАО «Сибтранснефтепродукт» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых и вынесено обжалуемое постановление.
Обстоятельства, свидетельствующие о ротации кадров, не могут послужить основанием для привлечения ОАО «Сибтранснефтепродукт» к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. То есть суд не усматривает в действиях ОАО «Сибтранснефтепродукт» нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Следовательно, суд признает неправомерным привлечение ОАО «Сибтранснефтепродукт» к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей, а, значит, требование заявителя о признании незаконным постановления 16.04.2010 № 06-205/юл, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Необходимо также отметить, что согласно платежному поручению № 2846 от 21.04.2010 при обращении в суд ОАО «Сибтранснефтепродукт» были уплачены 2000 рублей государственной пошлины.
Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты госпошлиной не облагаются, поэтому оплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 рублей за рассмотрение настоящего заявления подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 208, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования открытого акционерного общества «Сибтранснефтепродукт» о признании незаконным и отмене постановления Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.04.2010 № 06-205/юл, удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить постановление Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.04.2010 № 06-205/юл по делу об административном правонарушении, которым открытое акционерное общество «Сибтранснефтепродукт» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу «Сибтранснефтепродукт» зарегистрированному в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска 25 ноября 1993 за основным государственным регистрационным номером 1025500508725, из федерального бюджета Российской Федерации 2000 рублей государственной пошлины уплаченной по платежному поручению № 2846 от 21.04.2010.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, может быть обжаловано в течение этого срока путем подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В.Пермяков