ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-5999/2018 от 20.06.2018 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

июня 2018 года

№ дела

А46-5999/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 22 июня 2018 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономоревой И.Ю., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омсквинпром» (ИНН 6006782 , ОГРН 5500736260 ) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления № 6-03-14/11ю-2018 от 03.04.2018,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – не явились, извещены;

от заинтересованного лица – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л :

            Общество с ограниченной ответственностью «Омсквинпром» (далее по тексту – ООО «Омсквинпром», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления № 6-03-14/11ю-2018 от 03.04.2018.

            В судебном заседании, состоявшемся 13 июня 2018 года, представитель заявителя требование поддержал, заинтересованное лицо указало на законность оспариваемого акта по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

            В заседание суда, назначенное на 20 июня 2018 года, надлежащим образом извещенные  представители сторон не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

            ООО «Омсквинпром» имеет лицензию на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, ликеры) номер 55ПСН0006034 от 17.02.2017, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 29.06.2021.

            13.02.2018 в Управление от ООО «Омсквинпром» поступило письмо от 08.02.2018 № 02-1800085/1, из которого следует, что Общество в январе 2018 года осуществило фиксацию в ЕГАИС спиртосодержащих отходов крепостью 29,2 %, возникших в ходе производства водок, по коду вида продукции 350 «спиртосодержащая продукция».

   Однако, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено внесение в ЕГАИС информации о спиртосодержащих отходах, возникших при производстве водок и ликероводочных изделий.

По данному факту в отношении ООО «Омсквинпром» 15.02.2018 должностным лицом Управления возбуждено дело об административном правонарушении № 6-03-14/11 ю-2018 по признакам события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, и начато административное расследование в соответствии с главами 26 и 28 КоАП РФ, в целях истребования и исследования документов, имеющих существенное значение для установления события административного правонарушения.

12.03.2018 консультантом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу  ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении.

03.04.2018 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ФИО2 было вынесено постановление № 6-09-14/11ю-2018 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в сумме 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.19 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об их отмене.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Порядок учёта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ, Федеральный закон).

По положениям пункта 1 статьи 14 Федерального закона организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.

Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ учёт объёма оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации (далее -ТСФиПИ) об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Правила учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учёта использования производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 №380 «Об учёте объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учёте использования производственных мощностей, объёма собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее - Правила № 380).

Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определён Правилами функционированияединойгосударственнойавтоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 № 1459 (далее -Правила).

Пунктом 6 Правил установлено, что единая информационная система содержит информацию:

-  о наименовании и виде продукции, указанном в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ (пп.2 п.6 Правил);

- об объёме (декалитрах) произведённой, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращённой), использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования (пп.14 п.6 Правил).

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 года № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объёме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее - Приказ № 149) установлены формы, формат и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации о производстве и обороте продукции.

Вышеуказанные нормативные правовые акты определяют порядок учёта алкогольной продукции при её производстве и обороте, носят обязательный характер и распространяются на неопределённый круг лиц.

Как следует из материалов дела, 13.02.2018 в Управление от ООО «Омсквинпром» поступило письмо от 08.02.2018 № 02-1800085/1, согласно которому Общество зафиксировало в ЕГАИС под видом спиртсодержащей продукции (код вида продукции 350) спиртосодержащие отходы крепостью 29,2% в объеме 1 400 дал, возникшие при производстве водок и ликероводочных изделий.

При этом, действующим законодательством не предусмотрено внесение в ЕГАИС информации о спиртосодержащих отходах, возникших при производстве водок и ликероводочных изделий.

По данному факту в отношении ООО «Омсквинпром» 15.02.2018 возбуждено дело об административном правонарушении № 6-03-14/11го-2018 по признакам события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, и начато административное расследование в соответствии с главами 28 и 26 КоАП РФ, в целях истребования и исследования документов, имеющих существенное значение для установления события административного правонарушения.

В рамках административного расследования 16.02.2018 в адрес ООО «Омсквинпром» было направлено определение об истребовании сведений, подтверждающих фиксацию в ЕГАИС сведений о спиртосодержащих отходах крепостью 29,2 % в объеме 1 400 дал при производстве водок и ликероводочных изделий, а также их списании.

21.02.2018 в Управление поступили истребуемые документы от ООО «Омсквинпром», а именно: технические условия «Спиртосодержащие отходы ликероводочного производства» ТУ № 9181-102-00334586-10 (далее -ТУ № 9181-102-00334586-10), купажные карты по неисправимому браку, акты об утилизации неисправимого брака (далее - акты о списании брака).

Как следует из материалов дела, согласно ТУ № 9181-102-00334586-10 отходы, образующиеся при производстве водок и ликероводочных изделий, не пригодны для выработки из них ликероводочной продукции, т.е. не могут быть использованы в качестве сырья для производства алкогольной продукции.

Согласно данным купажных карт от 19.01.2018, 21.01.2018 - 26.01.2018, 29.01.2018-30.01.2018 при производстве алкогольной продукции в 2017 году образовались спиртосодержащие отходы (неисправимый брак) в общем объеме 1400 дал.

Вышеуказанные спиртосодержащие отходы на основании актов об утилизации неисправимого брака от 19.01.2018, 21.01.2018 - 26.01.2018, 29.01.2018-30.01.2018 были уничтожены Обществом путём слива в канализационную систему.

В результате изложенного установлено, что ООО «Омсквинпром» в нарушение п.6 Правил, неправомерно зафиксировало в ЕГАИС информацию об объёме спиртосодержащих отходов, полученных при производстве алкогольной продукции в объёме 1 400 дал, которые не могут быть использованы в качестве сырья при производстве алкогольной продукции.

Таким образом, установленными по делу обстоятельствами, подтверждается, по мнению суда, событие вменяемого Обществу правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 14.19 КоАП РФ.

Довод Общества об отсутствии события правонарушения не может быть принят во внимание.

В обоснование своей позиции заявитель указывает, что продукты переработки, образующиеся при производстве водок, ликероводочных изделий, относятся к пищевому сырью для производства этилового спирта в силу п. 1.7. Приказа Росалкогольрегулирования № 18н, Роспотребиадзора № 726 от 09.12.2009 «О перечне пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата» (далее - Приказ №18н), а так же ссылается на письмо Управления «О порядке декларирования» от 22.11.2011 г № 6-09-15/8169 (далее - Письмо от 22.11.2011 г №6-09-15/8169).

Однако, суд обращает внимание, что указанные в письме от 22.11.2011 № 6-09-15/8169 разъяснения давались до принятияи вступления в силу Правил функционирования единой государственной ароматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 № 1459, которые определили действующий в момент спорных правоотношений порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Соответственно, по мнению суда, общество при внесение сведений в ЕГАИС должно было руководствоваться действующим законодательством, а не разъяснениями Письма от 22.11.2011 № 6-09-15/8169, данными до вступления в силу Правил функционирования ЕГАИС.

Ссылка Общества на п. 1.7. Приказ №18н некорректна, т.к. Приказ №18н перечисляет сырье для производства этилового спирта, в том числе денатурата.

Т.е. продукты переработки водок, ликероводочных изделий должны использоваться для производства этилового спирта, в том числе денатурата.

Согласно же материалам административного дела и заявлению Общества  применение в своем производстве названной продукции ООО «Омсквинпром» не нашло, и было вынуждено утилизировать отходы иным способом и списать отходы с баланса в ЕГАИС

Таким образом, общество по сути само подтвердило, что отходы, внесенные в ЕГАИС, были утилизированы, а не использованы в качестве сырья для производства этилового спирта, в том числе денатурата.

Помимо этого, действующей лицензией Общества от 07.09.2017 №55ПСН0006936 предусмотрено лишь производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия, ликеры) и не предусмотрено право на производство этилового спирта, в том числе денатурата.

Подлежат отклонению доводы общества о малозначительности совершённого административного правонарушения.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу  пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пункту 18.1 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.

В данном же случае имеет место существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 17-П от 12 ноября 2003 года, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В этих целях Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определяются специальные условия и требования, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 9 апреля 2001 года № 74-0, от 24 апреля 2002 года № 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.

Следует отметить, что ООО «Омсквинпром» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую (коммерческую) деятельность на свой риск (статья 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.

С учетом вышеизложенного, исходя из обстоятельств совершённого ООО «Омсквинпром» административного правонарушения, а также формального состава правонарушения, основания для признания совершённого обществом правонарушения малозначительным, не причинившем существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, у суда отсутствуют.

Поскольку обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения установлены, материалами дела подтверждены, нарушений законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, требования заявителя не подлежат удовлетворению.   

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Омсквинпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42). В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции (Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>)) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья          В.И. Чернышев