ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-605/10 от 11.03.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

12 марта 2010 года

№ дела

А46-605/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 12 марта 2010 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе судьи   Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Смолиной Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление   Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (далее – ОАО «ОмскВодоканал»),

к   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее – МРИ ФНС России № 12 по Омской области),

о   признании незаконным решения по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «Гелиос-8», 

при участии в судебном заседании:

от заявителя   – ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.01.2010, паспорт <...>, выдан УВД КАО г.Омска 28.12.2000,

от заинтересованного лица   – ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2010 № 03-38/4, паспорт <...>, выдан ОУФМС России по Омской области в КАО г.Омска 10.09.2008,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «ОмскВодоканал» обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области о признании незаконным решения по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «Гелиос-8».

В обоснование своей позиции ОАО «ОмскВодоканал» сослалось на незаконность решения налогового органа по причине недостоверности представленных ТСЖ «Гелиос-8» для государственной регистрации документов, а именно ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал.

МИФНС России № 12 по Омской области в письменном отзыве на заявление, считая требования заявителя необоснованными, указала на то, что нормы Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в решении о ликвидации юридического лица, и факт соблюдения требований закона при принятии обществом решения о его ликвидации.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования заявителя отклонил, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.03.2010 был объявлен перерыв до 11.03.2010, после окончания которого судебное заседание было продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Между ОАО «ОмскВодоканал» и ТСЖ «Гелиос-8» заключено соглашение № 10501238 от 12.10.2007 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Задолженность ТСЖ «Гелиос-8» перед ОАО «ОмскВодоканал» составляет 21 953 рубля 02 копейки.

20 июня 2009 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 14 Чередовая, 8, принято решение о ликвидации ТСЖ «Гелиос-8», в связи с чем в регистрирующий орган представлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

05 октября 2009 года в соответствии с решением МИФНС России № 12 по Омской области была произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица ТСЖ «Гелиос-8».

12 октября 2009 года в ОАО «ОмскВодоканал» поступило уведомление о ликвидации ТСЖ «Гелиос-8» и исключении его из реестра юридических лиц с 05.10.2009.

Полагая, что данное решение МИФНС России № 12 по Омской области является незаконным и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, ОАО «ОмскВодоканал» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд не находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания решения, действий (бездействия) незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемыми решением, действиями прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Основанием для обращения ОАО «ОмскВодоканал» в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило решение МИФНС России № 12 по Омской области о государственной регистрации прекращения деятельности ТСЖ «Гелиос-8» в связи с его ликвидацией по решению учредителей.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с частью 2 статьи 1 которого государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определена как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из содержания части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Как усматривается из материалов дела, указанные выше документы были представлены ТСЖ «Гелиос-8» регистрирующему органу в полном объеме.

В обоснование своей позиции ОАО «ОмскВодоканал» ссылается на недостоверность представленных ТСЖ «Гелиос-8» для государственной регистрации документов, а именно ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией. Нормы Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в решении о ликвидации юридического лица, и факт соблюдения требований закона при принятии юридическим лицом решения о его ликвидации.

По смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица влечет иные правовые последствия.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд, распределяя между участвующими в деле лицами бремя доказывания, в силу которого заинтересованное лицо обязано доказать соответствие закону принятого им ненормативного правового акта, считает, что МИФНС России № 12 по Омской области доказала правомерность своей позиции относительно соответствия правовым нормам решения по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «Гелиос-8», а ОАО «ОмскВодоканал» не доказало наличие обстоятельств, обуславливающих признание оспариваемого решения незаконным.

Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое ОАО «ОмскВодоканал» решение МИФНС России № 12 по Омской области соответствует закону и иным нормативным правовым актам, совокупность двух условий, наличие которых необходимо для принятия судом решения о признании незаконным решения, в рассматриваемой ситуации отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с этим, изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства и доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным решения МИФНС России № 12 по Омской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «Гелиос-8», следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «Гелиос-8», отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в течение этого срока путем подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В. Пермяков