АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
10 июня 2010 года
№ дела
А46-6088/2010
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Суставовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гриценко И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области в Черлакском районе
о признании незаконным постановления № 221 от 20.04.2010 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, действующей по доверенности от 04.04.2008 (паспорт);
от заинтересованного лица – ФИО3, действующего по доверенности от 25.03.2010 исх. № 20/13, ( паспорт)
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, предприниматель, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области в Черлакском районе (далее по тексту – заинтересованное лицо, административный орган, УФМС России по Омской области в Черлакском районе) о признании незаконным постановления № 221 от 20.04.2010 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, в котором указало, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица требование предпринимателя не признал, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 305553934200018.
Предпринимателю на праве собственности принадлежит одноэтажное административное здание конторы общей площадью 322,7 кв.м., расположенное по адресу: <...> (кадастровый номер 55-28-30003435), что подтверждается свидетельством Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 05.02.2009 серии 55 АВ № 794788.
Как установлено материалами административного дела, названное помещение используется предпринимателем для оказания гостиничных услуг, в том числе, для проживания иностранных граждан.
На основании информации УФСБ России по Омской области о возможных нарушениях заявителем миграционного законодательства инспектором УФМС России по Омской области в Черлакском районе ФИО4 в соответствии с распоряжением № 3 начальника отделения УФМС России по Омской области в Черлакском районе от 13.04.2010 была проведена проверка предпринимателя ФИО1 по вопросу соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации в принадлежащей предпринимателю гостинице «Плакучая ива», расположенной по адресу: <...>.
В ходе проверочных мероприятий 19.04.2010 в 13 час. 30 мин. было установлено, что предприниматель ФИО1, оказывая гостиничные услуги в здании указанной выше гостиницы «Плакучая ива», являясь принимающей стороной для иностранного гражданина ФИО5, 24.01.2010 вселил иностранного гражданина в гостиницу, заполнил на вселение анкету, однако не выполнил обязанности, связанные с осуществлением миграционного учёта, а именно не уведомил о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания, в установленный законом срок в течение одного рабочего дня, следующего за днём прибытия данного иностранного гражданина (то есть 26.01.2010).
По результатам данной проверки составлен акт проверки от 13.04.2010 № 3 и протокол об административном правонарушении от 19.04.2010 № 221, на основании которого принято оспариваемое постановление № 221 от 20.04.2010 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9. КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд находит заявленное предпринимателем требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Копия оспариваемого постановления была получена заявителем 20.04.2010, что подтверждается наличием его подписи.
С заявлением об оспаривании указанного постановления административного органа предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области 30.04.2010 согласно входящему штампу, то есть в пределах установленного срока.
Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопросы, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 данного Закона под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 2, пункту 3 части 3, части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин, находящийся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», с соблюдением сроков, установленных частью 3 и частью 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно, либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Пунктом 20 раздела III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» также предусмотрено, что по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Таким образом, в связи с осуществлением миграционного учёта на принимающую сторону возложена, в том числе обязанность уведомить орган миграционного учёта о прибытии в место пребывания иностранного гражданина в срок не более одного рабочего дня, следующего за днём его прибытия в место пребывания.
В силу пункта 21 отмеченных Правил осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основанием для постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Пунктами 22, 23 названных Правил установлено, что принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения: о лице, подлежащем постановке на учёт: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны: фамилия, имя, отчество; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства.
Пунктом 25 Правил определено, что принимающая сторона своё согласие на временное нахождение у неё иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» определено, что гостиницей признаётся имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.
Предоставляя 24.01.2010 гостиничные услуги иностранному гражданину ФИО5 в расположенной по ул. Энергетиков, 1 в р.п. Черлак Черлакского района Омской области гостинице «Плакучая ива», предприниматель, тем самым становится участником правоотношений, возникающих при осуществлении учёта перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства, связанного с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.
Глава 18 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц. Каких-либо специальных правил об административной ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, статья 18.9 КоАП РФ не содержит.
Из материалов дела следует, что в ходе вышеуказанной проверки административным органом было установлено, что предприниматель ФИО1, оказывающий гостиничные услуги в здании гостиницы «Плакучая ива», расположенной по адресу: <...>, являясь принимающей стороной для иностранного гражданина ФИО5, 24.01.2010 вселил иностранного гражданина в гостиницу, заполнил на вселение анкету, однако не выполнил обязанности в связи с осуществлением миграционного учёта, а именно не уведомил о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания, в установленный законом срок в течение одного рабочего дня, следующего за днём прибытия данного иностранного гражданина (то есть 26.01.2010).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно актом проверки от 13.04.2010 № 3, протоколом об административном правонарушении от 19.04.2010 № 221, объяснениями предпринимателя ФИО1 и объяснениями администратора гостиницы «Плакучая ива» ФИО6, свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ № 794788, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.04.2009 № 28/003/2009-352, свидетельствами о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 55 № 003325545, копиями из журнала учёта постояльцев и анкетой на вселение гостиницы «Плакучая ива», заполненной на гражданина ФИО5.
Таким образом, поскольку предприниматель ФИО1, являющийся принимающей стороной, в установленный законом срок не уведомил орган миграционного учёта о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, суд полагает, что административный орган в рассматриваемом случае при вынесении оспариваемого постановления пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же учитывая, что привлечение предпринимателя ФИО1 к административной ответственности административным органом осуществлено в рамках полномочий, представленных КоАП РФ, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, а так же, что предпринимателю назначено наказание в минимальном размере, установленном санкцией части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, что влечёт отказ в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя о том, что проверка была проведена административным органом с нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регламентирующих порядок проведения проверок, судом не может быть принят во внимание, поскольку в силу части 4 статьи 1 указанного Федерального закона особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного надзора в сфере миграции могут устанавливаться другими федеральными законами. При этом в силу пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до 01.01.2011 положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Материалами дела факт совершения правонарушения подтверждается, предпринимателем по существу не опровергнут.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
По положениям части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Таким образом, государственная пошлина в сумме 200 руб., уплаченная предпринимателем при подаче заявления платежной квитанцией СБ РФ от 30.04.2010, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования к Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области в Черлакском районе о признании незаконным постановления № 221 от 20.04.2010 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Казахстанская ССР, г. Семипалатинск, проживающего по адресу: 646250, <...>, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей, уплаченную при подаче заявления платежной квитанцией СБ РФ от 30.04.2010.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Судья О.Ю. Суставова