АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
01 ноября 2018 года
№ дела
А46-6187/2018
Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2018.
Полный текст решения изготовлен 01.11.2018.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривцовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании уточненное заявление общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наш дом - жилищно-эксплуатационное управление №1" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска
о признании действий незаконными, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 150118/2298374/01 от 22.02.2018 недействительным,
при участии в дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «УК «Рутас», общества с ограниченной ответственностью СМУ-5 Стройбетон «Восточный», Администрации Центрального административного округа г.Омска,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.01.2018 (личность удостоверена паспортом);
представителя Департамента городского хозяйства – ФИО2 по доверенности от 07.06.2018 № 20 (предъявлено удостоверение);
представителя Департамента контрактной системы – ФИО3 по доверенности от 03.05.2018 № 5 (личность удостоверена паспортом);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наш дом - жилищно-эксплуатационное управление №1" (далее – заявитель, ООО УК "Наш дом - ЖЭУ №1") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (далее – Департамент городского хозяйства), Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее – Департамент контрактной системы) о признании незаконными 1) действий Департамента городского хозяйства Администрации города Омска по подготовке и утверждению конкурсной документации для проведения конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу <...>) действий Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу <...>) признании недействительным решения о признании победителем конкурса по лоту №1 на право управления многоквартирным домом по адресу: <...> ООО «УК «Рутас», отраженное протоколе № 1-3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе ш извещению № 150118/2298374/01 от 22.02.2018; 4) признании недействительным протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 150118/2298374/01 от 22.02.2018.
Определением Арбитражного суда Омской области заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Омской области от 17.05.2018 предварительное судебное заседание отложено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Центрального административного округа г. Омска.
Определением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2018 дело назначено к судебному разбирательству.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 05.07.2018, 02.08.2018, 20.08.2018, 20.09.2018 судебное заседание неоднократно откладывалось.
До рассмотрения заявления по существу в материалы дела от заявителя поступили дополнительные документы (копия постановления от 26.09.2018 № 6189/2018).
В судебном заседании представитель заявителя требования в уточненном виде поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к заявлению, полагал, что была нарушена процедура проведения конкурса, поскольку собственники помещений не были уведомлены о дате проведения конкурса; кроме того, до проведения конкурса ответчикам была представлена информация о выборе способа управления домом и реализации данного способа управления, ввиду чего оснований для проведения оспариваемого конкурса не имелось.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Омска против удовлетворения требования возражал, высказался согласно ранее представленным доводам.
Представитель Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска против удовлетворения требования возражал, поддержал позицию, изложенную в ранее представленном отзыве, указал, что самостоятельно проведение, равно как и отказ в проведении конкурса не инициируют, кроме того, у Департамента отсутствовала какая-либо информация о том, что собственниками выбран способ управления домом, полагал, что обязанность уведомления собственников о дате проведения конкурса лежит на Администрации ЦАО.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из заявления, 15.01.2018 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении торгов № 150118/2298374/01, состоящих из 2-х лотов, о проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу Россия, Омская обл., Омск г., 4-ый Амурский пр-д, д. 10, корпус 1 (лот № 1).
На основании письма от департамента городского хозяйства от 02.01.2018 № 01-10/96, в ДКС была направлена конкурсная документация по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно извещению и конкурсной документации, основание проведения конкурса - ввод 18.12.2017 в эксплуатацию дома, расположенного по адресу <...>.
Срок подачи заявок на участие в конкурсе - с 15.01.2018 по 16.02.2018. Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 16.02.2018 в11:00. Дата проведения конкурса - 22.02.2018.
21.12.2017 заключен договор № 4/10-1 управления многоквартирным жилым домом по адресу <...>.
Как указывает заявитель, в адрес Департамента городского хозяйства ООО УК «Наш дом - ЖЭУ №1» направлено письмо (получено 13.02.2018) с приложением копии решения единственного собственника от 20.12.2017 о выборе способа управления многоквартирным домом ООО УК «Наш дом - ЖЭУ №1».
10.02.2018 Администрация ЦАО г. Омска направила в адрес Департамента городского хозяйства уведомление о реализации решения о выборе способа управления МКД путем выбора управляющей организации - ООО УК «Наш дом - ЖЭУ №1» и заключении договора управления.
22.02.2018 Департаментом контрактной системы проведен конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>.
Между тем, 14.03.2018 (после проведения торгов) в адрес заявителя Департамент городского хозяйства направил письмо, согласно которому основания для аннулирования результатов уже состоявшегося на тот момент конкурса отсутствуют.
Заявитель указывает, что у заинтересованных лиц отсутствовали основания для проведения конкурса, поскольку заявителем заблаговременно была представлена информация о выборе способа управления домом - управление управляющей организацией ООО УК «Наш дом - ЖЭУ №1» и о реализации данного способа управления, кроме того, указанными лицами допущены нарушения проведения конкурса ввиду неуведомления о дате проведения конкурса собственников помещений.
Полагая, что действия заинтересованных лиц по подготовке и утверждению конкурсной документации для проведения конкурса, по проведению конкурса по выбору управляющей организации являются незаконными, решение о признании победителем ООО «УК «Рутас» недействительным, нарушающими законные права и интересы заявителя, поскольку в результате данных действий нарушено право заявителя на осуществление деятельности в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом, ООО УК «Наш дом - ЖЭУ №1» обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Возражая против указанных доводов, Департамент городского хозяйства полагал, что конкурс по отбору управляющей организации для управления спорным МКД поведен с соответствии с частью 3 статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, нарушений в подготовке и утверждении конкурсной документации не допущено.
Департамент контрактной системы, также возражая против удовлетворения требования отметил, что размещение извещения, а также иные действия, связанные с выбором управляющей организации по управлению МКД, осуществлены в пределах компетенции, предусмотренной пунктом 3 Постановления № 361-п.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выслушав позиции участвующих в деле лиц, суд находит настоящие требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 данной статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила № 75).
По смыслу части 4 статьи 161 ЖК РФ, пункта 3 Правил № 75 необходимость проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определяется отсутствием решения правообладателей помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом и реализации этого решения. Волеизъявление правообладателей помещений в спорном многоквартирном доме является преимущественным правом на определение судьбы своего имущества, а обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации играет компенсаторную роль только в случае, когда правообладатели не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления.
Нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления обладателей прав на помещения в многоквартирном доме при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом.
В силу пункта 39 Правил № 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Соответственно, в случае самостоятельного выбора способа управления собственниками помещений у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по проведению конкурса.
В силу пункта 5 Правил № 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Департаментом строительства Администрации города Омска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 55-ru55301000-2189-2017 от 8.12.2017 (объекта капитального строительства «малоэтажная застройка микрорайона № 4 в новом жилом районе «Амурский» в ЦАО г.Омска. Жилой дом № 16», расположенный по адресу: проезд 4-й Амурский, дом 10, корпус 1, Центральный административный округ, город Омск).
Департаментом городского хозяйства разработана и утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления спорным МКД, которая 02.01.2018 была направлена в Департамент контрактной системы.
15.01.2018 Департаментом контрактной системы объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации этим МКД (право заключения договора управления).
Между тем, 20.12.2017 ООО СМУ-5 СБ «Восточное» как единственным собственником помещений в спорном МКД было оформлено решение о выборе способа управления МКД - посредством привлечения управляющей компании, в качестве управляющей организации выбран ООО «УК «Наш дом - ЖЭУ № 1».
То есть, до даты проведения объявленного Департаментом контрактной системы конкурса правообладатель прав на помещения в обозначенном выше МКД реализовал свое право на выбор способа управления МКД.
Реализация принятого единственным собственником помещений в спорном МКД решения осуществлена посредством заключения с управляющей организацией - ООО «УК «Наш дом - ЖЭУ № 1» договора на управление многоквартирным домом от 21.12.2017 № 4/10-1.
Об этом факте незамедлительно был уведомлен Департамент городского хозяйства письмом № Вн-АЦАО/8 от 10.01.2018 Администрации Центрального административного округа города Омска.
Более того, как усматривается из материалов дела, ООО СМУ-5 СБ «Восточное» протоколом № 01-4/10-1 от 09.02.2018 оформлено решение общего собрания собственников помещений в МКД, проведённого с 23.01.2018 по 08.02.2018, из которого следует, что ООО СМУ-5 СБ «Восточное» как единственный собственник помещений в МКД, не изменяет ранее выбранный способ управления МКД (управляющая компания), и не изменяет привлечённую управляющую организацию -ООО «УК «Наш дом - ЖЭУ № 1».
Указанное решение общего собрания собственников помещений в МКД доведено до сведения Департамента городского хозяйства 12.02.2018.
Несмотря на осведомленность Департамента городского хозяйства о факте выбора ООО СМУ-5 СБ «Восточное» как единственным собственником помещений в спорном МКД способа управления жилым домом в лице ООО «УК «Наш дом - ЖЭУ № 1», Департамент городского хозяйства осуществил подготовку и утвердил конкурсную документацию для проведения конкурса по выбору управляющей организации для управления спорным МКД, а Департамент контрактной системы провел открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления этим МКД, по результатам которого управляющей компанией МКД определено ООО УК «Рутас» (протокол № 1-3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 150118/2298374/01 от 22.02.2018), чем нарушены нормы части 4 статьи 161 ЖК РФ и Правил №75.
Поскольку конкурсная документация для проведения конкурса по выбору управляющей организации была разработана и утверждена Департаментом контрактной системы и конкурс по отбору управляющей организации проведен последнм без учета наличия решений собственников помещений спорного многоквартирного дома, реализовавших свое право на определение способа управления, предоставленного им нормами жилищного законодательства, проведение спорного конкурса и определение иной управляющей организации ущемляет права и нарушает законные интересы правообладателей помещений многоквартирного дома и выбранной ими управляющей организации - ООО «УК «Наш дом - ЖЭУ № 1».
Кроме того, как было указано выше, в силу пункта 5 Правил № 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса.
Подпунктом «б» пункта 40 Правил № 75 закреплено, что не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче (далее - лица, принявшие помещения), в случае, указанном в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления лицами, принявшими помещения, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Доказательств соблюдения этого требования материалы дела не содержат, довод заявителя о нарушении процедуры проведения конкурса допустимыми доказательствами не опровергнут.
Суд также отмечает, что в соответствии с положениями статей 8, 21, статьи 22 Устава г. Омска, Администрация города Омска для выполнения возложенных на нее функций имеет четкую структуру подразделений, полномочия и компетенция которых в зависимости от возложенных на них задач делегируются высшим в этой иерархии исполнительным органом.
Постановлением Мэра города Омска № 364-п от 18.12.2006, принятым в соответствии с ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска по вопросам проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ
управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы (далее - Порядок).
Постановлением № 364-п определены структурные подразделения Администрации города Омска, которым поручается проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления МКД, а также их полномочия.
Обязанности Департамента контрактной системы при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления МКД предусмотрены пунктом 3 Порядка, в соответствии в которым он, в том числе, размещает на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию, извещение об отказе от проведения конкурса, изменения в конкурсную документацию, разъяснения положений конкурсной документации, протоколы, формируемые в ходе проведения конкурса; направляет в администрации административных округов города Омска информацию о дате проведения конкурса, дате размещения извещения о проведении конкурса, результатах конкурса и условиях договора управления многоквартирным домом; направляет изменения в конкурсную документацию заказными письмами с уведомлением всем лицам, которым была предоставлена конкурсная документация, в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию; осуществляет прием, регистрацию заявок на участие в конкурсе; осуществляет прием уведомлений об отзыве заявки на участие в конкурсе; представляет заявки на участие в конкурсе на заседание конкурсной комиссии; открывает конверты в целях уведомления претендентов об отказе от проведения конкурса в случае, если отказ от проведения конкурса произошел до процедуры вскрытия конвертов для рассмотрения заявок на участие в конкурсе; направляет или вручает под расписку всем претендентам, участникам конкурса уведомления об отказе от проведения конкурса в письменной форме, а также в форме электронных сообщений (в случае если департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска известны адреса электронной почты претендентов, участников конкурса).
Полномочия Департамент городского хозяйства определены в пункте 4 Порядка, согласно которым он при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления МКД, в том числе, представляет департаменту имущественных отношений, департаменту контрактной системы в сфере закупок проект графика проведения конкурсов; осуществляет подготовку и утверждает конкурсную документацию; передает утвержденную конкурсную документацию в департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска; принимает решение об отказе от проведения конкурса в случае поступления в департамент городского хозяйства Администрации города Омска документов, подтверждающих выбор способа управления и реализацию решения о выборе способа управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме; уведомляет в течение 1 рабочего дня департамент имущественных отношений Администрации города Омска, департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска об отказе от проведения конкурса.
Таким образом, Департамент городского хозяйства осуществляет подготовку и утверждение конкурсной документации, принимает решение об отказе в проведении конкурса, а Департамент контрактной системы в свою очередь, осуществляет саму процедуру проведения торгов.
Возражения Департамента контрактной системы, основанные на том, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Порядка его обязанность состоит в направлении информации о дате проведения конкурса, дате размещения извещения о проведении конкурса Администрации ЦАО г. Омска, и именно она обязана совершить последующие действия по уведомлению (подпункт 1 пункта 6 Порядка), судом во внимание не приняты, поскольку порядок не изменяет обязанности организатора конкурса соблюдать установленную Правилами процедуру при проведении конкурса.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые действия Департамента городского хозяйства и Департамента контрактной системы, равно как и решение о признании победителем конкурса ООО «УК «Рутас» и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку препятствуют осуществлению последним деятельности по управлению МКД, учитывая установленное судом нарушение Правил при проведении оспариваемого конкурса, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу этого, в связи с удовлетворением требований в полном объеме, с ответчиков в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления по 3 000 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
уточненные требования общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наш дом - жилищно-эксплуатационное управление №1" (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента городского хозяйства Администрации города Омска по подготовке и утверждению конкурсной документации для проведения конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу <...>.
Признать незаконными действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу <...>.
Признать недействительным решение о признании победителем конкурса по лоту №1 на право управления многоквартирным домом по адресу: <...> ООО «УК «Рутас», отраженное протоколе № 1-3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 150118/2298374/01 от 22.02.2018.
Признать недействительным протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 150118/2298374/01 от 22.02.2018.
Взыскать с Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Наш дом - жилищно-эксплуатационное управление №1" (ИНН <***>, ОГРН <***>) по 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям при подаче заявления.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.А. Третинник