ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6297/10 от 24.06.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Омск дело № А46-6297/2010

01 июля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шитовой А.М.,

рассмотрев 24.06.2010 в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о признании незаконным решения от 15.04.2010 № 36/10-10073 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка и об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, представившей доверенность от 01.06.2009, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, представившей доверенность от 06.05.2010, паспорт;

от третьего лица – ФИО3, представившего доверенность от 14.07.2009 № 04/29274, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «РЦЗУН») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании незаконным решения Территориального отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области№ 36/10-10073 от 15.04.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, отнесенного к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «земли общего пользования под площадкой для складирования снега».

В ходе судебного разбирательства по делу судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с проведенной реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на правопреемника – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Омской области).

В судебном заседании представители заявителя и третьего лица требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении и отзыве, представитель заинтересованного лица против удовлетворения требования возражал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил, что 10.11.2009 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (Муниципальный заказчик) и ООО «РЦЗУН» (Генподрядчик) был заключен муниципальный контракт № 188-А на выполнение работ для муниципальных нужд, в соответствии с условиями которого генподрядчик обязуется выполнить землеустроительные и кадастровые работы по 2022 объектам на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно «техническому заданию» и сводной сметы работ, а Муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

На основании вышеназванного муниципального контракта ООО «РЦЗУН» произвело кадастровые работы по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, подготовило межевой план.

18.03.2010 ООО «РЦЗУН» обратилось в Территориальный отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлением № 5536/108/10-236 о постановке на кадастровый учет означенного земельного участка. Для кадастрового учета заявителем были представлены межевой план от 12.03.2010 и нотариальная доверенность № 266 от 16.01.2009.

15.04.2010 в результате рассмотрения указанного заявления и представленных документов Территориальным отделом № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области было принято решение № 36/10-10073 об отказе в осуществлении кадастрового учета. Основанием для отказа послужило несоответствие необходимых для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). При этом было указано, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Формируемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:160108:ЗУ1 расположен в границах территориальной зоны ОД1(826). Сведения о границах территориальной зоны ОД1(826) были внесены в государственный кадастр недвижимости 07.04.2009 на основании решения «О внесении кадастровых сведений в ГКН в соотвествии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия» № 36/09-5675 от 07.04.2009 в соответствии с решением омского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области» от 10.12.2008 № 201, а также что часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не может быть применена, так как в ГНК отсутствуют сведения о границах территории общего пользования.

Не согласившись с означенным решением, полагая, что оно не соответствует нормам действующего зако­нодательства, нарушает его права и законные интересыООО «РЦЗУН» обра­тилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Из пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что постановка земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган государственного кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» для осуществления такого учета документов.

Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).

В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 № 35 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» к полномочиям Администрации города Омска, ее структурных подразделений в области регулирования землепользования и застройки относится определение в соответствии с федеральными законами использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

В силу подпункта 9 пункта 21 Постановления Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска» Департамент имущественных отношений Администрации города Омска принимает участие в организации и обеспечении разработки и реализации правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Омск.

Из материалов дела следует, что 18.03.2010 ООО «РЦЗУН» обратилось в Территориальный отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлением № 5536/108/10-236 о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, отнесенного к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «земли общего пользования под площадкой для складирования снега». 15.04.2010 Территориальным отделом № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области было принято решение № 36/10-10073 об отказе в осуществлении кадастрового учета. Основанием для отказа послужило несоответствие необходимых для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). При этом было указано, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Формируемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:160108:ЗУ1 расположен в границах территориальной зоны ОД1(826). Сведения о границах территориальной зоны ОД1(826) были внесены в государственный кадастр недвижимости 07.04.2009 на основании решения «О внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия» № 36/09-5675 от 07.04.2009 в соответствии с решением омского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области» от 10.12.2008 № 201, а также что часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не может быть применена, так как в ГНК отсутствуют сведения о границах территории общего пользования.

Вместе с тем, при обращении с указанным заявлением ООО «РЦЗУН» были приложены межевой план от 12.03.2010 и нотариальная доверенность № 266 от 16.01.2009, а также распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 08.02.2010 № 933-р, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и установлен вид использования земельного участка – земли общего пользования под площадкой для складирования снега, то есть все документы необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.

Принимая во внимание, что при обращении с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет ООО «РЦЗУН» были представлены все необходимые документы, в том числе распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 08.02.2010 № 933-р, а также учитывая, что Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обладает полномочиями в сфере организации и обеспечении разработки и реализации правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Омск, суд убежден, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в постановке вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет.

В виду удовлетворения требований общества, на основании статей 104, 110, 112 АПК РФ, пункта 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в силу которого с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с Управления Росреестра по Омской области как стороны по делу в пользу ООО «РЦЗУН» подлежит взысканию 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной заявителем за рассмотрение настоящего дела платежным поручением № 195 от 04.05.2010 в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения Территориального отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области № 36/10-10073 от 15.04.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, отнесенного к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «земли общего пользования под площадкой для складирования снега», удовлетворить полностью.

Признать решение Территориального отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области № 36/10-10073 от 15.04.2010 незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, отнесенного к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «земли общего пользования под площадкой для складирования снега».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, расположенного по адресу: 644002, <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости», 644043, <...>, государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную при подаче заявления платежным поручением № 195 от 04.05.2010.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В.Глазков