ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6309/16 от 02.09.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

сентября 2016 года

№ дела

А46-6309/2016

Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2016, мотивированное решение изготовлено 09.09.2016.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело А46-6309/2016 по заявлению акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН 3242252 , ОГРН 5543018522 ) о признании незаконным отказа от 29.01.2016 № исх-16/ГСН-276 в части,  с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области,    при участии в судебном заседании: от заявителя - Мишурова Д.А. по доверенности от 02.09.2015 №77, от заинтересованного лица – Кириловой М.А. по доверенности от 28.01.2016, Лашевич Т.А. по доверенности от 11.07.2016,

УСТАНОВИЛ:

 акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация"(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 29.01.2016 №исх-16/ГСН-276 в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» в части указания на не представление на государственную экспертизу изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит суд незаконным отказа Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 29.01.2016 № исх-16/ГСН-276 в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» в части основания «на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20».

В качестве способа восстановления нарушенного права АО "Омскгазстройэксплуатация" просит обязать Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области устранить допущенные нарушения, исключив из отказа от 29.01.2016 № исх-16/ГСН-276 основание «на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20».

Уточнения судом приняты.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что необходимость проведения инженерных изысканий, указанных в разделе I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, для разработки проектной документации на объект «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области»  программой инженерных изысканий не предусмотрена. Данная позиция поддержана предупреждением Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № 05-04/08-16 от 31 мая 2016 года, направленным в адрес заинтересованного лица.  Кроме того, проведение данных изысканий проведет к дополнительным затратам.

В судебном заседании представитель АО "Омскгазстройэксплуатация" уточненные требования поддержал.

В отзыве на заявление  Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, возражая против удовлетворения заявленных требований, сослалось на то, что проведение инженерно-экологических изысканий для разработки проектной документации на объект «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» обязательно в силу действующего законодательства. Оспариваемое заявителем основание не предусматривало другие инженерные изыскания кроме инженерно-экологических изысканий, что подтверждается письмом начальника Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области № Исх-16/Гсн-2144 от 24 июня 2016 года, направленным в адрес заявителя.

Представитель Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области в отзыве согласилось с мнением заявителя, указав, что в силу части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ необходимость подготовки тех или иных видов инженерных изысканий устанавливается программой инженерных изысканий, разрабатываемой на основе задания застройщика или технического заказчика, зависит от особенностей конкретного строящегося объекта. В данном случае программа инженерных изысканий не предусматривала проведение инженерно-экологических изысканий. Инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания обществом выполнены. Выполнение инженерно-гидрометеорологических и инженерно-геотехнических испытаний также не предусмотрено программой инженерных изысканий.

  Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило.

Из материалов дела следует, что акционерное общество «Омскгазстройэксплуатация» обратилось в Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области с заявлением (исх. № 05/62-ОАО от 19.01.2016) с просьбой провести государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных испытаний.

Письмом от 29.01.2016 № Исх-16/ГСН-276 Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области отказало АО "Омскгазстройэксплуатация" в принятии проектной документации по указанному объекту на государственную экспертизу, сославшись на то, что «на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20».

Считая данное основание для отказа незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает требования общества подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 24, подпунктом «е» пункта 13 Положения об организации  и проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу является непредставление результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что между сторонами отсутствует спор о необходимости дополнительного проведения заявителем инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, поскольку данные изыскания обществом выполнены.   

Необходимость в выполнении инженерно-гидрометеорологических и инженерно-геотехнических испытаний  в данном случае отсутствует.

Несмотря на это в отказе от 29.01.2016 № Исх-16/ГСН-276 Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области сослалось на необходимость представления, в том числе, и этих изысканий.

Довод Главного управления, изложенный в письме от 24.06.2016 № Исх-16/Гсн-2144,   что фактически отказ содержал ссылку на необходимость проведения только инженерно- экологических изысканий, опровергается буквальным содержанием самого отказа: «на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20».

Раздел I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20» предусматривает следующие виды инженерных изысканий: инженерно-геодезические, инженерно-геологические,  инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические, инженерно- экологические.

Учитывая изложенное, требования общества подлежат удовлетворению в части такого основания отказа как «на государственную экспертизу не представлены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические изыскания, предусмотренные разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20».

Что касается необходимости проведения инженерно-экологических изысканий при проектировании  объекта «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области», то суд считает требования заинтересованного лица в этой части  основанными на требованиях действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются, в том числе,  в целях получения материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории (пункт 1 части 4 статьи 47 ГрК РФ).

Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий (часть 5 статьи 47 ГрК РФ).

Из буквального содержания части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ следует, что виды инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий с учетом требований технических регламентов.

Одно лишь отсутствие в программе инженерных изысканий ссылки на необходимость проведения инженерно-экологических изысканий, без  учета требований технических регламентов не означает, что  данные изыскания проводиться не должны. Именно требования технических регламентов имеют определяющее значение для необходимости проведения тех или иных инженерных испытаний.

Согласно частям 1 и 2 статья 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности. Расчетные данные в составе результатов инженерных изысканий должны быть обоснованы лицом, выполняющим инженерные изыскания, и содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения.

В проектной документации здания или сооружения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть учтены исходные данные, передаваемые застройщиком (заказчиком) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания или сооружения, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание или сооружение было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений (часть 5 статьи 15 № 384-ФЗ).

Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий (часть 6 статьи 15 № 384-ФЗ).

При обосновании, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, должны быть учтены исходные данные для проектирования, в том числе результаты инженерных изысканий (часть 7 статьи 15 № 384-ФЗ).

Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 47 ГрК РФ).

Перечень видов инженерных изысканий утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, в состав данного перечня входят инженерно-экологические изыскания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов  правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в состав которого входит СП 47.13330.2012 «Инженерные  изыскания для строительства. Основные положения», в частности, пункт 1.1 Раздела 1, пункты 8.4.2, 8.4.3  раздела 8 «Инженерно-экологические изыскания».

При этом пункт 1.1. настоящего свода правил устанавливает общие требования и правила выполнения инженерных изысканий.

Пункты 8.4.2., 8.4.3 предусматривают содержание задания на инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации и содержание программа инженерно-экологических изысканий, что означает необходимость проведения данных изысканий при проектировании спорного объекта.

Поскольку требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ  подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                           РЕШИЛ:

требования акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 29.01.2016 № Исх-16/ГСН-276 в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» в части такого основания  отказа, как  «на государственную экспертизу не представлены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические изыскания, предусмотренные разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20».  

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644099, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 15.04.2013 года инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Центральному административному округу г. Омска, в пользу акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация", ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, здание сельской Администрации, зарегистрированного в качестве юридического лица 19.05.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Омской области, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья          Г.В. Стрелкова