ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6333/10 от 21.09.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

28 сентября 2011 года

№ дела

А46-6333/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Распутиной Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392) к Омской таможне о признании незаконным письма № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 и обязании зачесть излишне уплаченные таможенные платежи,

при участии в заседании суда:

от заявителя – Хатненко А.Б. по доверенности от 18.08.2011,

от заинтересованного лица – Бушева Н.И. по доверенности от 12.07.2011, Селютина С.В. по доверенности от 11.01.2011, Сидельникова М.А. по доверенности от 18.08.2011,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Группа компаний «Титан» (далее – ЗАО «ГК «Титан», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным письма Омской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 об оставлении заявления ЗАО «ГК «Титан» от 24.03.2010 № 1827-21-16 о возврате (зачете) излишне уплаченной таможенной пошлины без исполнения и обязании Омской таможни зачесть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 4 521 216 руб. 69 коп. в счет будущих платежей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях.

Представители таможенного органа в судебном заседании и в письменном отзыве с дополнениями требование Общества не признали и просили в его удовлетворении отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

ЗАО «ГК «Титан» в период с января 2010 по март 2010 года осуществляло поставку товара – фракции пропиленовой ТУ 38.10276081 в адрес ОАО «НАФТАН» ЗАВОД «ПОЛИМИР» (Республика Беларусь).

Так, по грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) № 10610052/090110/0000041 поставлен товар на сумму 13 604 250 руб., по ГТД № 10610052/120210/0000442 на сумму 15 133 476 руб., по ГТД № 10610052/160210/0000520 на сумму 14 369 500 руб., по ГТД № 10610052/120310/0000918 на сумму 22 679 400 руб.

При вывозе указанного товара с территории Российской Федерации ЗАО «ГК «Титан» была уплачена таможенная пошлина в сумме 4 521 216 руб. 69 коп. платежными поручениями № 4755 от 11.02.2010, № 4780 от 12.02.2010, № 4448 от 27.01.2010, № 4465 от 28.01.2010, № 4716 от 10.02.2010, № 8578 от 15.12.2009, № 8663 от 17.12.2009, № 3825 от 18.12.2009, № 5130 от 04.03.2010, № 5169 от 10.03.2010.

24.03.2010 ЗАО «ГК «Титан» обратилось в Омскую таможню с заявлением № 1837-21-16 от 24.03.2010 о возврате (зачете) денежных средств, в котором просило Омскую таможню осуществить возврат в форме зачета в счет будущих платежей таможенной пошлины в размере 4 521 216 руб. 69 коп., излишне уплаченной по ГТД № 10610052/090110/0000041, № 10610052/120210/0000442, № 10610052/160210/0000520, по ГТД № 10610052/120310/0000918.

По результатам рассмотрения данного заявления таможенным органом принято решение об отказе в возврате, о чем заявителю было сообщено письмом от 30.03.2010 № 11-05-30/3831.

ЗАО «ГК «Титан», не согласившись с принятым таможенным органом решением, формализованным в письме от 30.03.2010 № 11-05-30/3831, считая его незаконным, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта и незаконным решений и действий (бездействия) необходимо установить одновременное наличие двух условий:

- несоответствие оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемыми ненормативным актом, решениями и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что в обоснование законности принятого решения, формализованного в письме от 30.03.2010 № 11-05-30/3831, заинтересованным лицом указано, в частности, на следующие обстоятельства.

Российская Федерация и Республика Беларусь являются сторонами ряда международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы создания Таможенного союза и установления беспошлинного режима во взаимной торговле:

- Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле» (далее – Соглашение «О свободной торговле») с Протоколами от 22.01.1993 и от 12.04.1994,

- Соглашения о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 (далее – Соглашение о Таможенном союзе) с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 06.01.1995,

- Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999,

- Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000,

- Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007.

Так, статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле» предусмотрено, что Договаривающиеся Стороны (Российская Федерация в Республика Беларусь) не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны. Исключения из данного торгового режима по согласованной номенклатуре товаров оформляются отдельным Протоколом или Соглашением, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (протоколом от 22.01.1993 к данному Соглашению Российской Федерацией и Республикой Беларусь были определены изъятия из режима свободной торговли).

Соглашением о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 Российская Федерация и Республика Беларусь подтвердили намерение в поэтапном формировании Таможенного союза.

В указанном Соглашении «О свободной торговле» стороны определили Таможенный союз как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

а) наличие единой таможенной территории государств – участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года;

б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Согласно статье 2 указанного Соглашения «О свободной торговле» договаривающиеся стороны должны осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, в том числе, отмену тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 06.01.1995.

При этом отмена ограничений во взаимной торговле будет происходить на основе применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года и создания полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

В соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 06.01.1995 Стороны договорились о введении с 1 января 1995 года режима свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полном объеме без изъятий и ограничений, указанных в статье 1 Соглашения «О свободной торговле», и о прекращении действия Протокола об изъятиях к данному Соглашению от 22 января 1993 года.

Кроме того, Стороны согласились в том, что введение с 1 января 1995 года режима свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полном объеме без изъятий и ограничений обусловливается, в том числе, выполнением необходимых внутригосударственных процедур по введению в законную силу Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года, а также согласованию на его основе порядка взаимного зачисления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.

12.05.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь было заключено Соглашение о порядке распределения и зачисления в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья, которым предусмотрено распределение сумм вывозных таможенных пошлин между бюджетами Российской Федерации и Республики Беларусь в отношении нефтепродуктов, полученных из российской нефти и поставляемых белорусской стороной на экспорт.

Порядок зачисления вывозных таможенных пошлин в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь в соответствии со статьей 2 вышеуказанного Соглашения должен был быть согласован Министерством финансов Российской Федерации с Министерством финансов Республики Беларусь.

Однако в 2006 году Республикой Беларусь указанное Соглашение было расторгнуто.

Таким образом, как полагает таможенный орган, одно из условий применения Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года и Протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 06.01.1995, являющегося его неотъемлемой частью, Республикой Беларусь не выполнялось.

Следовательно, по мнению заинтересованного лица, с указанного момента у Российской Федерации до вступления в силу соглашений о завершении формирования единого Таможенного союза не существовало международных договорных обязательств перед Республикой Беларусь об установлении беспошлинного режима во взаимной торговле применительно к экспорту нефтепродуктов (за исключением Соглашения от 12 января 2007 года (в редакции Протокола от 27 января 2010 года)).

Введение беспошлинного режима во взаимной торговле обусловлено выполнением Сторонами дополнительно принятых ими на себя на основании более поздних Соглашений о Таможенном союзе от 6 января 1995 года и от 20 января 1995 года организационно-правовых обязательств по созданию Таможенного союза.

Все последующие мероприятия по формированию Таможенного союза и созданию единой таможенной территории осуществлялись в рамках трехсторонних и многосторонних соглашений (договоров) между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан:

- Соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны формируют единый Таможенный союз, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года;

- Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, в соответствии с которым принятие Сторонами на себя взаимных международных обязательств по установлению беспошлинного режима во взаимной торговле является результатом предварительного выполнения ими заранее согласованных и обязательных условий, а именно, совершения необходимых процедур по созданию единой таможенной территории, согласованию общего таможенного тарифа, унификации таможенной политики, таможенного законодательства, таможенных режимов и процедур;

- Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, в соответствии с которым Стороны учреждают международную организацию «Евразийской экономическое сообщество» для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных Соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами;

- Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, в соответствии со статьями 2 и 3 которого с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Решение об объединении таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершении формирования Таможенного союза принимается высшим органом Таможенного союза.

Согласно статье 1 Протокола «О внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000» от 06.10.2007 высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный Совет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Венской конвенции о праве международных договоров если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 24 «О создании единой таможенной территории в рамках ЕврАзЭС» Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств решил считать необходимым создать единую таможенную территорию Таможенного союза к 1 июля 2010 года и начать ее функционирование с указанной даты.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 48 «О ходе реализации второго, этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» принят Доклад ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза о формировании единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также определено, что с 06.07.2010 считается вступившим в силу Договор о таможенном кодексе Таможенного союза с учетом изъятий, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

Из Доклада ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза следует, что «Формирование единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) велось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 года № 1, и согласно этапам и срокам формирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года № 9. Последним Решением было установлено три этапа формирования единой таможенной территории Таможенного союза: предварительный - до 1 января 2010 года, первый - с 1 января 2010 года до 1 июля 2010 года и второй - с 1 июля 2010 года до 1 июля 2011 года.

В соответствии со статьей 5 Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, подписанного 05.07.2010 в г. Астане (далее - Протокол от 05.07.2010), с даты получения депозитарием письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Республикой Беларусь внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года № 35, Стороны во взаимной торговле не применяют вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие).

Стороны заключат соглашение, определяющее порядок взимания и зачисления вывозных таможенных пошлин при торговле с третьими странами.

Во исполнение принятых на себя обязательств, вытекающих из статьи 5 Протокола от 05.07.2010 Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь 09.12.2010 подписали Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, определяющее порядок уплаты (взыскания), возврата вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь.

Как полагает Омская таможня, принятием Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 09.12.2010 и неприменением с 01.01.2011 Российской Федерацией вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых в Республику Беларусь, обусловлен отказ Республики Беларусь от исковых требований по делу, бывшему предметом рассмотрения Экономического Суда СНГ.

Из вышеизложенного, по утверждению таможенного органа, можно сделать вывод, что применение (неприменение) вывозных таможенных пошлин во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь не носило безусловный характер, а напрямую зависело от соблюдения и выполнения Сторонами ряда иных международных обязательств и было определено началом функционирования единой таможенной территории Таможенного союза; именно с момента начала функционирования единой таможенной территории Стороны - участники Таможенного союза по условиям принятых ими на себя и введенных в действие взаимных международных обязательств не вправе устанавливать и взимать ввозные и вывозные таможенные пошлины во взаимной торговле между собой.

Соответственно, до создания единой таможенной территории Таможенного союза установление, отмена или предоставление льгот и освобождений от уплаты вывозных таможенных пошлин на вывозимые с таможенной территории России на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (в том числе нефтепродуктов) является внутренним суверенным правом Российской Федерации и реализуется им самостоятельно в национальном законодательстве РФ с учетом принятых Россией на себя международных договорных и иных обязательств перед Беларусью в рамках регулирующих этот вопрос соглашений.

В период вывоза спорных товаров вопросам обложения вывозными таможенными пошлинами экспорта нефти и нефтепродуктов посвящено специально заключенное между Беларусью и Россией и действующее Соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года (в редакции Протокола от 27 января 2010 года).

В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения нефть сырая, вывозимая из Российской Федерации в Республику Беларусь, облагается вывозной таможенной пошлиной в соответствии с цитируемым Соглашением.

Таможенной пошлиной не облагается, согласно статье 2 Соглашения (в редакции Протокола от 27 января 2010 года), только нефть сырая, транспортируемая из Российской Федерации по заявкам компетентного органа Республики Беларусь, исходя из годового объема внутреннего потребления российской нефти, определяемого компетентными органами государств Сторон.

Балансом нефтяного сырья Союзного государства Беларуси и России на 2010 год было предусмотрено, что в беспошлинном режиме в Республику Беларусь поставляется объем нефти, необходимый для выработки нефтепродуктов в целях обеспечения внутреннего спроса на них в Республике Беларусь (6,3 млн. тонн в год), в том числе с учетом поставок нефти сырой в январе-феврале 2010 года трубопроводным транспортом в объеме 1,8 млн. тонн (при наличии технической возможности), но не менее 1,5 млн. тонн.

Таким образом, по мнению заинтересованного лица, двустороннее соглашение между Беларусью и Россией устанавливает беспошлинный режим во взаимной торговле только на вывоз с таможенной территории России на таможенную территорию Беларуси нефти сырой в согласованном Сторонами объеме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закона РФ «О таможенном тарифе»), ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено цитируемой статьей. В отношении нефти сырой (код ТНВЭД России 2709 00) и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации товаров, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в пункте 4 статьи 3 Закона РФ «О таможенном тарифе».

В период с января по март 2010 года ставки вывозных таможенных пошлин на вывозимые заявителем нефтепродукты были установлены постановлениям Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 № 1091, от 28.01.2010 № 32, от 24.02.2010 № 88.

Таким образом, в отсутствие (при необретении юридической силы, при прекращении, приостановлении) действующих международных договорных обязательств России и обязательных для нее решений международных организаций (объединений), устанавливающих беспошлинный режим во взаимной торговле с другими государствами (в том числе, с Республикой Беларусь), вывозные таможенные пошлины уплачиваются в случаях, по ставкам и в порядке, определяемых национальным законодательством РФ.

При таких обстоятельствах Омская таможня пришла к выводу, что нефть сырая в превышающем согласованный объем размере, равно как и нефтепродукты, экспортируемые с таможенной территории России на таможенную территорию Беларуси, облагаются вывозными таможенными пошлинами России в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрев указанные доводы заинтересованного лица, суд не может признать их обоснованными и положенными в основу решения об отказе в возврате заявителю излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 4 521 216 руб. 69 коп., основываясь на следующем.

В силу пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу, в частности при вывозе товаров, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, установлен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части 1 данной статьи излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника); указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания; к указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (часть 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Статьей 8 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в пункте 2 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе».

В статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе» определено место международных соглашений в системе источников правового регулирования таможенно-тарифных отношений Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой вопрос о соотношении положений Закона и требований международных соглашений Российской Федерации решается в пользу последних: именно они имеют приоритет над нормами Закона и подлежат применению в случае, если Законом установлены иные правила, чем указанными договорами и соглашениями.

Такое соотношение международного права и внутреннего таможенного законодательства является одним из принципиальных положений таможенного регулирования.

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 06.01.1995 подписано Соглашение о Таможенном союзе, которое ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 04.11.1995 № 164-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 1 этого Соглашения Договаривающиеся Стороны определяют Таможенный союз, как экономическое объединение государств, одним из принципов которого является наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем, в том числе, отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений. Протоколом (от 6 января 1995 года), являющимся неотъемлемой частью вышеуказанного Соглашения, с 1 января 1995 года введен режим свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полном объеме без изъятий и ограничений. Вследствие чего, согласно указанному международному договору (Соглашение о Таможенном союзе от 06.01.1995) реализация в Белоруссию нефти и нефтепродуктов, произведенных на территории Российской Федерации не облагается вывозной таможенной пошлиной и таможенными сборами.

Другим Соглашением от 12.01.2007 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов» (ратифицированным 10.07.2008 № 79-ФЗ), при подтверждении приверженности обязательствам, принятым по международным договорам, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, и в частности по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 года, Соглашению о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Протоколу о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, - Сторонами совершено исключение из приведенных международных норм в виде установления вывозной таможенной пошлины только на нефть сырую.

В отношении нефтепродуктов в указанном Соглашении от 12.01.2007 соответствующие ставки не установлены.

Статьей 3 Соглашения от 12.01.2007 (в редакции на момент вывоза товара -Протокол от 27 января 2010 года) определено, что размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, вывозимую из Российской Федерации сверх объема российской нефти, поставляемой в беспошлинном режиме, определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» следует, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2006 № 753 «О применении вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия» ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695, применяются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (код ТН ВЭД 2709 00), вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия.

По рассматриваемым ГТД № 10610052/090110/0000041, № 10610052/120210/0000442, № 10610052/160210/0000520, № 10610052/120310/0000918 заявителем вывозился иной товар, с иным кодом, не являющийся нефтью сырой или нефтепродуктом сырым.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 № 1091, от 28.01.2010 № 32, от 24.02.2010 № 88, действовавшими в спорном периоде, внесены изменения в названное Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695, в соответствии с которыми эти пошлины применяются на «нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе», в том числе на фракцию пропиленовую (код ТН ВЭД 2711 14 000 0) только в случае ее реализации за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе.

Вместе с тем в соответствии с Договором «О Таможенном союзе и едином экономическом пространстве» от 26.02.1999, ратифицированным Федеральным законом от 22.05.2001 № 55-ФЗ, странами - участниками Таможенного союза являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Таким образом, принимая во внимание участие России и Белоруссии в Таможенном союзе, наличие соглашения о реализации в Белоруссию российских нефтепродуктов без вывозных таможенных пошлин, суд соглашается с доводом заявителя о том, что спорные вывозные таможенные платежи в рассматриваемой ситуации взиманию не подлежали.

В связи с указанными выше установленными судом в ходе рассмотрения дела обстоятельствами, приводимые заинтересованным лицом в обоснование своих возражений относительно заявленных требований доводы, не принимаются судом как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, суд также убежден, что довод таможенного органа о том, что принятием Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 09.12.2010 и неприменением с 01.01.2011 Российской Федерацией вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых в Республику Беларусь, обусловлен отказ Республики Беларусь от требований по делу № 01-1-Е/2-10, бывшему предметом рассмотрения Экономического Суда СНГ, по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь, поскольку, во-первых, указанное напрямую не подтверждает факт законности взимания с заявителя таможенных пошлин при вывозе товара с территории Российской Федерации в Республику Беларусь по ГТД № 10610052/090110/0000041, № 10610052/120210/0000442, № 10610052/160210/0000520, № 10610052/120310/0000918; во-вторых, в силу того, что Экономическим Судом СНГ дело № 01-1-Е/2-10 по существу не рассматривалось, обстоятельства, послужившие основанием для обращения Правительства Республики Беларусь с заявлением о нарушении Российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе, не исследовались как подтверждающие обоснованность заявления Правительства Республики Беларусь или не подтверждающие такую обоснованность, у суда при рассмотрении настоящего дела нет оснований для применения оснований, обуславливающих мотив отказа Республики Беларусь от требований по делу № 01-1-Е/2-10, в качестве обстоятельств, подтверждающих правомерность заявленных Омской таможней в рамках настоящего дела возражений.

Более того, изложенные Экономическим Судом СНГ в определении от 20.04.2011 о прекращении производства по делу № 01-1-Е/2-10 обстоятельства не являются нормами международного права и международных соглашений, обязательного характера в силу иного указания не носят, по сути, являются изложением мотивов, причин, которые обусловили отказ Республики Беларусь от заявленных требований по делу, а также указывают на предпринятые правительствами сторон сопора мер по урегулированию спора.

Довод заинтересованного лица о том, что в связи с расторжением в 2006 году Республикой Беларусь Соглашения о порядке распределения и зачисления в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья, заключенного 12.05.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, одно из условий применения Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года и Протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 06.01.1995, являющегося его неотъемлемой частью, Республикой Беларусь не выполнялось, следовательно, с указанного момента, по мнению таможенного органа, у Российской Федерации до вступления в силу соглашений о завершении формировании единого Таможенного союза не существовало международных договорных обязательств перед Республикой Беларусь об установлении беспошлинного режима во взаимной торговле применительно к экспорту нефтепродуктов (за исключением Соглашения от 12 января 2007 года (в редакции Протокола от 27 января 2010 года)), признается судом несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, статьей 3 Соглашения от 12.01.2007 (в редакции на момент вывоза товара - Протокол от 27 января 2010 года) определено, что размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, вывозимую из Российской Федерации сверх объема российской нефти, поставляемой в беспошлинном режиме, определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в то время как в отношении заявленного в ГТД № 10610052/090110/0000041, № 10610052/120210/0000442, № 10610052/160210/0000520, № 10610052/120310/0000918 товара, вывозимого в Республику Беларусь, уплата вывозной таможенной пошлины Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 № 88) не установлена.

При таких обстоятельствах, поскольку уплата вывозной таможенной пошлины в отношении заявленного в ГТД № 10610052/090110/0000041, № 10610052/120210/0000442, № 10610052/160210/0000520, № 10610052/120310/0000918 товара не должна производиться, то у таможенного органа не имелось оснований для отказа в осуществлении возврата в форме зачета в счет будущих платежей таможенной пошлины в размере 4 521 216 руб. 69 коп., излишне уплаченной по указанным ГТД, следовательно, письмо Омской таможни № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 об оставлении заявления ЗАО «ГК «Титан» от 24.03.2010 № 1827-21-16 о возврате (зачете) излишне уплаченной таможенной пошлины без исполнения противоречит смыслу норм таможенного законодательства и международного законодательства, что нарушает права и законные интересы ЗАО «ГК «Титан» как плательщика таможенных платежей.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (часть 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Признавая незаконным письмо Омской таможни № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 об оставлении заявления ЗАО «ГК «Титан» от 24.03.2010 № 1827-21-16 о возврате (зачете) излишне уплаченной таможенной пошлины без исполнения, суд в качестве способа восстановления нарушенного права, руководствуясь указанными выше положениями части 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, считает необходимым обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем зачета излишне уплаченных ЗАО «ГК «Титан» таможенных платежей в сумме 4 521 216 руб. 69 коп. в счет будущих платежей в соответствии с законодательством.

Уплаченная Обществом при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2 000 руб. по платежному поручению № 2801 от 23.04.2010 подлежит взысканию в пользу заявителя с таможенного органа как со стороны по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявление закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392) удовлетворить.

Признать незаконным письма Омской таможни № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 об оставлении заявления закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392) от 24.03.2010 № 1827-21-16 о возврате (зачете) излишне уплаченной таможенной пошлины без исполнения.

Обязать Омскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392) путем зачета излишне уплаченных закрытым акционерным обществом «Группа компаний «Титан» (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392) таможенных платежей в сумме 2 521 216 руб. 69 коп. в счет будущих платежей в соответствии с законодательством.

Взыскать с Омской таможни в пользу закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392) 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течение этого срока может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.Н. Распутина