ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6534/12 от 18.12.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, 51, г. Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

002008:20

28 декабря 2012 года

№ дела

А46-6534/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Скиллер-Котуновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва – помощником судьи Никоновой А.С., после перерыва – секретарем судебного заседания – Камилджановой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» (ИНН 5505038140, ОГРН 1055509010270) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонной инспекции ФНС №1 по Омской области

о признании недействительным решений МИФНС № 12 от 30.01.2012 года, 17.01.2012

при участии в заседании:

от заявителя – Козлов К.П. по доверенности от 14.05.2012, предъявлен паспорт,

от заинтересованного лица – Чикалина Е.В. по доверенности от 17.01.2012, предъявлено удостоверение,

от МИФНС №1 по Омской области – Трофименко Л.В. по доверенности от 10.01.2012, предъявлено удостоверение;

У С Т А Н О В И Л:

29.02.12 общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» (ИНН 5505038140, ОГРН 1055509010270) (далее – заявитель, ООО «ТД «Промышленное снабжение», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее – заинтересованное лицо, МИФНС № 12, регистрирующий орган) о признании недействительным решения МИФНС № 12 от 30.01.2012 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

Определением суда от 05.03.12 указанное заявление было оставлено без движения.

Определением суда от 28.03.2012 указанное заявление было принято, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

Определением суда от 11.05.12 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная инспекция ФНС №1 по Омской области (далее – МИФНС № 1), назначено судебное заседание.

09.06.12 в суд от заявителя поступили уточнения заявленных требований, в которых заявитель просит признать недействительным по тем же основаниям решение МИФНС № 12 от 17.01.12 об отказе в государственной регистрации в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «ТД «Промышленное снабжение».

Исходя из смысла положений, предусмотренных частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет заявленных требований, увеличить или уменьшить размер требований.

Уточнения приняты судом.

В судебном заседании, 08.08.12, представитель МИФНС № 12 по Омской области заявила ходатайство о приостановлении производства по делу в виду невозможности рассмотрения настоящего спора до принятия итогового судебного акта по делу №А46-23735/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Омской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Омской области № 08-15/4225 от 02.11.2011г., поскольку при подтверждении факта наличия задолженности ликвидация не возможна.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.

Учитывая, что оспариваемое в рамках дела №А46-23725/2012 решение налогового органа, послужило основанием для направления заявления о признании незаконным бездействия ликвидатора ООО «Торговый дом «Промышленное снабжение» по не включению требований МИФНС №1 по Омской области в промежуточный ликвидационный баланс, решение по делу № А46-24171/2012 обжалуется, суд определением от 08.08.12 заявленное ходатайство удовлетворил, производство по делу №А46-6534/2012 приостановил до вынесения итогового судебного акта по делу №А46-23735/2012.

Определением суда от 21.11.12 производство по делу возобновлено, назначено к судебному разбирательству на 13.12.12.

В судебном заседании, открытом 13.12.12, представитель заявителя поддержал заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и дополнениях к нему.

Представители МИФНС № 12 по Омской области и МИФНС № 1 возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» создано 24.05.2005, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1055509010270.

26.08.2011 единственным участником общества принято решение о его ликвидации, ликвидатором назначен Усольцев Владимир Николаевич, о чем был уведомлен ре­гистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области.

Сообщение о ликвидации ООО «ТД «Промышленное снабжение» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 37 (344) от 21.09.2011.

Письмом № 1875 от 17.10.2011 кредиторы ООО «ТД «Промышленное снабжение» были уведомлены о ликвидации общества.

По истечении двухмесячного срока со дня публикации сообщения о ликвидации был составлен промежуточный ликвидационный баланс, который был утвержден решением единственного участника общества.

Поскольку кредиторы общества, уведомленные о ликвидации путем опубликования сообщения в периодическом печатном из­дании, а также письмами в индивидуальном порядке, не предъявили свои требования к ликвидируемому юридическому лицу, то указанная в промежуточном ликвидационном балансе кредиторская задолженность составила 0 рублей.

Ликвидатор общества направил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и пакет документов для регистрации ликвидации (расписка в получении документов от 23.01.2012 №869А).

Так, 10.01.2012 ООО «ТД «Промышленное снабжение» в регистрирующий орган представлены следующие документы: уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (форма № Р 15003), промежуточный ликвидационный баланс на 21.12.2011 г., решение от 29.12.2011 г.

При анализе промежуточного ликвидационного баланса от 29.12.2011 г. и сведениях, поступивших из Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области, регистрирующим органом установлено, что в промежуточном ликвидационном балансе, в графе «краткосрочные обязательства» отсутствуют сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам в бюджет, в том числе по задолженности в сумме 9764708,02руб., по решению о привлечении к налоговой ответственности №08-15/4225 от 02.11.2011 г. Из анализа промежуточной бухгалтерской отчетности ООО «Торговый дом «Промышленное снабжение», следует, что все статьи баланса с «0» показателями, однако, сопоставляя налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011г. и данные бухгалтерского баланса на 31.12.2010 г. следует, реализация основных средств была ниже остаточной стоимости на 118,99тыс. руб., в налоговом расчете по налогу на имущество за 9 месяцев от 01.07.2011г., остаточная сумма имущества составляет 523208 руб. Таким образом, регистрирующий орган пришел к выводу, что бухгалтерская отчетность не соответствует данным налоговой декларации.

В связи с указанными обстоятельствами Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области 17.01.2012 было принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества с ограни­ченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение».

Поскольку ООО «ТД «Промышленное снабжение» узнало о принятии МИФНС № 12 решения от 17.01.12 только 11.05.2012, заявитель ходатайствовал о восстановлении срока подачи заявления о признании указанного решения недействительным, поскольку оспариваемое решение не было получено ликвидатором общества. Обратное суду не доказано.

Судом указанный срок был восстановлен, уточнения приняты.

18.01.2012 решением единственного участника ООО «ТД «Промышленное снабжение» был утвержден ликвидационный баланс.

23.01.2012 г. ООО «Торговый дом «Промышленное снабжение» представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс на 21.12.2012г., решение от 18.01.2012г.

МИФНС № 12 было установлено, что в представленном ликвидационном балансе также указано на отсутствие задолженности перед кредиторами, что не соответствует действительности и ранее представленной отчетности в Межрайонную ИФНС России №1 по Омской области.

МИФНС № 12, руководствуясь тем, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения юридического лица и его расчета с кредиторами, следует рассчитывать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, приняла решение от 30.01.12 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Не согласившись с принятыми решениями, считая, что данные решения нарушают права заявителя, ООО «ТД «Промышленное снабжение» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства и пояснения сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
  Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 1 статьи 63 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что публикация о ликвидации состоялась 21.09.2011 в журнале «Вестник государственной регистрации». Срок для предъявления требований был установлен в соответствии с законом - не менее двух месяцев (ст. 63 ГК РФ) - следовательно, до 22.11.2011.

Указанный журнал является специализированным изданием, признанным удобным для извлечения информации кредиторами для предъявления соответствующих требований должникам, то есть ООО «ТД «Промышленное снабжение», выполнив требования Гражданского кодекса Российской Федерации, уведомило своих возможных кредиторов через общедоступное средство массовой информации.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что требования МИФНС России № 1 по Омской области были заявлены и отклонены ликвидатором.
  Как следует из материалов дела и не опровергается заявителем, требование МИФНС № 1 ликвидатору было отправлено только 15.02.12, следовательно, по истечении срока, установленного для предъявления таких требований. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением суда от 28.06.12 по делу № А46-24171/2012 (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.12).

Последствия пропуска срока, установленного пунктом 1 статьи 63 ГК РФ, по мнению суда, урегулированы пунктом 5 статьи 64 ГК РФ, в соответствии с которым требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Иных последствий, в частности восстановления срока предъявления требований или включения в промежуточный ликвидационный баланс требований, заявленных с пропуском срока, правила статей 63, 64 ГК РФ не предусматривают.

Кроме того, проанализировав материалы дела и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации, суд не усматривает оснований для признания факта направления уполномоченным органом в адрес ликвидатора акта выездной налоговой проверки № 08-15/3797 ДСП от 11.10.11 в качестве предъявления требования в порядке статей 63 - 64 ГК РФ для включения указанных в нем сумм в промежуточный ликвидационный баланс. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 ГК РФ), что и было сделано ликвидатором.
  После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
  Согласно статье 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Согласно нормам гражданского законодательства ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица лишь после завершения расчетов с кредиторами.

В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 – 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
  - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  Из материалов дела усматривается, что ООО «ТД «Промышленное снабжение» представило в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности общества и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Указанное обстоятельство заинтересованными лицами не оспаривается.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами суд считает, что основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», у Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области отсутствовали.

Отклоняя доводы заинтересованных лиц о том, что заявителем нарушен порядок ликвидации, а также о том, что промежуточный и ликвидационный балансы содержат недостоверные сведения, суд исходит из следующего.

В обоснование заявленных возражений МИФНС № 12 указывает, что промежуточный, а соответственно и ликвидационный балансы содержат недостоверные сведения, поскольку в них не была отражена задолженность по налогам и сборам.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного закона; несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией. Нормы Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в документах, представленных на государственную регистрацию ликвидации юридического лица.

По смыслу вышеуказанного закона государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица влечет иные правовые последствия.

Поскольку гражданским законодательством предусмотрен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации юридического лица, то в случае, если кредитор не заявил ликвидационной комиссии свои требования в указанный пунктом 1 статьи 63 ГК РФ срок, суд пришел к выводу, что оснований для признания промежуточного и ликвидационного балансов недостоверными у регистрирующего органа не имелось. Данный вывод суда согласуется с мнением, выраженном ВАС РФ в определении ВАС РФ от 24.12.10 № ВАС-16795/10 по делу № А59-6420/2009).

Из материалов дела следует, что ООО «ТД «Промышленное снабжение» был соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьями 61 – 64 ГК РФ, обществом были представлены все необходимые в соответствии со статьей 21 указанного Закона о регистрации документы.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области от 17.01.12 и 30.01.12 не соответствуют положениям вышеуказанного закона и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Следовательно, судом установлена совокупность условий, наличие которых необходимо для принятия судом решения о признании их недействительными.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
  На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» (ИНН 5505038140, ОГРН 1055509010270) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области от 30.01.2012 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» (ИНН 5505038140, ОГРН 1055509010270) в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, не соответствующим статьям 9, 21. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьям 61,62 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области от 17.01.2012 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Промышленное снабжение» (ИНН 5505038140, ОГРН 1055509010270) в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, не соответствующим статьям 9, 21. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьям 61,62 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Е.В. Скиллер-Котунова