ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6534/2021 от 21.10.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная,51,г.Омск,644024,тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05,http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

28 октября 2021 года

№ дела

А46-6534/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яркового С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бубенцовой Д.Л., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: г. Омск, ул. Учебная, 51, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Витязь и К» (ИНН 5501077363, ОГРН 1045501006352) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:11091, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,

при участии в заседании суда:

от заявителя – Лосева Я.В., по доверенности от 16.05.2019 (паспорт, диплом),

от заинтересованного лица – Дручинина К.Ю., по доверенности от 01.04.2021 (служебное удостоверение, диплом),

от иных лиц – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Витязь и К» (далее – ООО «Витязь и К», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:11091.

Определением суда от 06.05.2021 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А46-6534/2021.

В судебном заседании 02.09.2021 представитель заявителя ходатайствовал об истребовании у Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска проекта межевания территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска, утвержденный постановлением Администрации г. Омска 993-п от 08.09.2017г, в актуальной редакции и в полном объеме, оформленный в соответствии с требованиями ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и содержащий все предусмотренные законом сведения (в том числе с учетом того, что в состав проекта должна входить схема, отображающая местоположение существующих объектов капитального строительства; подготовка графической части документации по планировке территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в состав проекта входят сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, материалы по обоснованию проекта межевания территории должны включать чертежи, на которых отображаются границы существующих земельных участков). Определением суда от 02.09.2021 указанные документы истребованы.

Определением суда от 27.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – третье лицо).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, представитель заинтересованного лица высказался в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, вследствие чего дело было рассмотрено в его отсутствие на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

15.01.2021 ООО «Витязь и К» обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (через службу одного окна») с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:11091 (площадью 3171 кв.м., местоположение которого расположено относительно ориентира, расположенного в границах участка - нежилого здания с почтовым адресом г. Омск, САО, ул. Красный Путь, д. 143).

Общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

На запрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности нежилые строения:

- склад судового инвентаря (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ № 421178 от 21.02.2007)

- караванная контора «передвижная» (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ № 421177 от 21.02.2007)

По утверждению заявителя, участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования спорного земельного участка - для размещения коммунальных, складских объектов.

По договору аренды №Д-Ц-14-320 от 21.02.2019 года, заключенному между заявителем и департаментом, вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Витязь и К» сроком на пять лет (государственная регистрация договора аренды произведена Управлением Росреестра по Омской области 20.03.2019).

Распоряжением от 04.03.2021 №225 Департамент уведомил заявителя об отказе в предоставлении ООО «Витязь и К» земельного участка в собственность. В качестве основания для отказа департамент сослался на то, что земельный участок ограничен в обороте, так как расположен в границах зоны городской рекреации.

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка обществу незаконным, ООО «Витязь и К» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Рассмотрев заявление, выслушав представителей сторон, суд не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования частью земельного участка, необходимой для эксплуатации этого здания.

По положениям статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Детальный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе, подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).

В соответствии с Решением Омского городского Совета от 28.10.2011 № 452 «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска» Департамент от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества.

Целью деятельности Департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества города Омска; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Омска; защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.

Департамент согласно своим полномочиям осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления города Омска и других нормативных правовых актов в сфере учёта, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции.

В сфере земельных отношений Департамент проводит проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет обследование земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения.

В рамках предоставления земельных участков без проведения торгов департамент осуществляет свою деятельность в соответствии Постановлением от 23 сентября 2016 года 1178-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Омска, на которых расположены здания, сооружения».

Согласно пункту 39 главы 20 Решения Омского городского Совета от 28.10.2011 № 452 при предоставлении муниципальной услуги Департаментом осуществляются, в том числе:

- приём, первичная проверка и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

- запрос документов и недостающей информации в рамках межведомственного взаимодействия;

- выступление арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в пределах компетенции, определенной настоящим Положением;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, за исключением земельных участков, управление и распоряжение которыми осуществляют иные структурные подразделения Администрации города Омска;

- распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, распоряжение которыми осуществляют иные структурные подразделения Администрации города Омска;

- выполнение функции продавца земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена;

- осуществление рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением заявлений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, для ведения садоводства, огородничества;

- принятие решений об отказе в предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, по результатам рассмотрения заявлений, указанных в подпункте 8 настоящего пункта;

- принятие решений о возврате заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении заявлений, указанных в подпункте 8 настоящего пункта;

- заключение договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, договоры безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства без проведения торгов;

- анализ кадастровой стоимости земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и обеспечивает проведение мероприятий по оспариванию кадастровой стоимости;

- обращение в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и ведение Единого государственного реестра недвижимости, подведомственные ему государственные учреждения с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков (их частей), в отношении которых кадастровые работы организованы департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска;

- запрос и получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

Департамент является специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории города Омска:

- осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Омской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Омской области предусмотрена административная и иная ответственность, за исключением объектов земельных отношений, муниципальный земельный контроль в отношении которых осуществляют территориальные структурные подразделения Администрации города Омска;

- проводит проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет обследование земельных участков в связи с решением вопросов местного значения (далее - проверки и обследования); ведет учет самовольно занятых земельных участков и земельных участков, используемых не в соответствии с целевым назначением, установленным видом разрешенного использования, выявленных в результате осуществления муниципального земельного контроля, проведения проверок и обследований, в порядке, установленном департаментом;

- осуществляет подготовку проектов муниципальных правовых актов города Омска о порядке определения: цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска, без проведения торгов; размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без торгов.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: 1. несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2. нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 15.01.2021 ООО «Витязь и К» обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070107:11091, площадью 3171 кв.м., местоположение которого расположено относительно ориентира, расположенного в границах участка - нежилого здания с почтовым адресов г. Омск, САО, ул. Красный Путь, д. 143.

Распоряжением от 04.03.2021№ 225 Департамент заявителя уведомил об отказе в предоставлении ООО «Витязь и К» земельного участка в собственность.

Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, земельный участок с кадастровым номером 55:36:070107:11091 (далее - земельный участок) определяется в границах функциональных зон: общественно-деловые зоны (существующие), зона смешанной и общественно-деловой застройки (планируемая), зоны рекреационного назначения (планируемые).

Согласно Карте градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, в редакции Решения Омского городского Совета от 18.03.2015 № 316 (далее - Правила) рассматриваемый земельный участок расположен в зоне городской рекреации Р-1,(границы зон действовали до 07.04.2021).

Согласно статье 1 Правил виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в таблице №1 1 (статья 42 Правил) и статье 43 Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Правил закреплено, что в разделе 2 настоящих Правил устанавливаются территориальные зоны (статья 38 Правил).

В силу пункта 1 статьи 10 Правил для каждого вида территориальной зоны настоящими Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не поименованные в статье 42 настоящих Правил, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам предоставления специальных разрешений.

Согласно статье 47 Правил (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления от 15.01.2021), рекреационные зоны (Р) выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.

В состав рекреационных зон могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Размещение объектов капитального строительства на территориях, на которые распространяется действие лесного, водного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с требованиями указанного законодательства.

Зона городской рекреации (Р-1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади.

Статьей 42 Правил установлены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для зоны городской рекреации (Р-1):основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

Предоставление коммунальных услуг (код 3.1.1)

Деятельность по особой охране и изучению природы (код 9.0)

Охрана природных территорий (код 9.1)

Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0)

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приватизацией земельных участков, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным Федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

Заинтересованным лицом и третьим лицом указано на то, что местоположение спорного земельного участка определено в красных линиях зоны размещения объектов городской рекреации.

Согласно пункту 8 статьи 27 ЗК РФ факт расположения земельного участка в пределах береговой полосы исключает возможность передачи земли в собственность заинтересованного лица.

В силу пункта 2 части 4 и части 4.1 статьи 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством РФ.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377) (далее - Правила) под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в настоящих Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Пунктом 5 правил определено, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется:

а) органами государственной власти субъектов РФ - при реализации переданных полномочий РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ;

б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей.

В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ. Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) (пункт 8 Правил).

Для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах (пункт 9 Правил).

Результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются их заказчиком в месячный срок со дня завершения таких работ в определенный в пункте 5 настоящих Правил орган государственной власти, осуществляющий установление местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта) (пункт 11 Правил).

Согласно пункту 12 Правил результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 14 Правил).

Постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 № 636-п (в редакции от 21.06.2017 № 615-п) утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска (далее - проект планировки).

Материалами дела подтверждается и заявителем не по существу оспорено, что согласно проекту планировки, местоположение рассматриваемого земельного участка определено в красных линиях зоны размещения объектов городской рекреации (ЗОП-2) и частично в зоне размещения жилой малоэтажной застройки.

В этой связи суд считает необходимым отметить также следующие.

В соответствии со статьей 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, которые содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе, к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведёнными градостроительными нормами схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц и являются обязательным элементом градостроительной документации.

В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса). Аналогичное правило содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.

Возможность нанесения красных линий на карты генерального плана муниципального образования предусматривалась пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 № 150, действовавшей до 23.07.2018, а также пунктом 3.8 и 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», в случае совмещения генерального плана и проекта детальной планировки.

Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в указанный период регламентировались также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года № 150, которая утратила силу с 23 июля 2018 года (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации № 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно Таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 года № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).

В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 предусматривается, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.

Цель утверждения красных линий - обеспечение приоритета решений органов местного самоуправления о развитии земель общего пользования перед решениями о застройке земель. Красные линии юридически защищают земли от возможной застройки в будущем.

Именно поэтому ограничения застройки распространяются на все земли и земельные участки, отнесенные к землям общего пользования путем установления красных линий, независимо от того, существующие или проектируемые территории общего пользования отграничивались этими красными линиями.

Поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, он не подлежит приватизации.

Ссылка истца на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 24.11.2014 по делу №2-7883/2014 не может быть принята во внимание судом, т.к. в части признания Генерального плана муниципального образования городской округ г. Омск Омской области недействительным решение суда первой инстанции отменено (Апелляционное определение № 33-804/2015 от 15.02.2015).

Изложенные выше обстоятельства приводят к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Ввиду того, что в удовлетворении требований обществу отказано, согласно статье 110 АПК РФ, суд относит расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела на заявителя.

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Витязь и К» (ИНН 5501077363, ОГРН 1045501006352) полностью отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой