ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6682/2021 от 26.07.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

августа 2021 года

№ дела

А46-6682/2021

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2021 года.

В полном объеме изготовлено решение 02 августа 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления №20-04-13/20-21П от 02.04.2021,

при участии:

от заявителя – ФИО1 (паспорт) по доверенности от 30.10.2019 №119-12/482,

от заинтересованного лица – не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Омская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росфинмониторинга по СФО (также  по тексту административный, контролирующий орган) от 02.04.2021 №20-04-13/20-21П о назначении административного наказания.

МРУ Росфинмониторинга по СФО о времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлено, в судебное заседание явку представителя не обеспечило. Судом удовлетворено ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении дела в отсутствие представителя МРУ Росфинмониторинга по СФО.

МРУ Росфинмониторинга по СФО в соответствии с отзывом на заявление ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления, указав на неисполнение Обществом  обязанностей,  предусмотренных  Федеральным законом  «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Рассмотрев в материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с приказом МРУ Росфинмониторинга по СФО от 22.01.2021 №6-н в отношении ООО «Омская энергосбытовая компания» проведена камеральная проверка соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в срок с 25.01.2021 по 31.03.2021, по результатам которой составлен Акт  от 16.03.2021 №20-04-12/21-01К.

04.02.2021 МРУ Росфинмониторинга по СФО вынесено постановление №20-04-13/20-21П, которым ООО «Омская энергосбытовая компания»  признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено  административное наказание в виде административного штрафа – 200000 руб.

 ООО «Омская энергосбытовая компания», полагая, что данное постановление МРУ Росфинмониторинга по СФО от 02.04.2021 №20-04-13/20-21П не соответствует закону, нарушает права и охраняемые законом интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.

 В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 названной статьи.

Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом №115-ФЗ.

Названный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1).

В соответствии со статьей 4 Закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

Под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3).

В силу статьи 5 Закона №115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667.

Согласно пункту 1(1) Требований к правилам внутреннего контроля Постановления № 667 руководитель организации обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации. Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

В ходе проверки контролирующим органом было установлено и не оспаривается Обществом, что  Правила внутреннего контроля  ООО «Омская энергосбытовая компания» от 20.03.20219 не соответствовали  установленным требования с 22.03.2019 в части оценки риска клиента.

Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);

В программе оценки риска определяются процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации: а) до приема клиента на обслуживание; б) в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)); в) в иных случаях, предусмотренных правилами внутреннего контроля (пункт 13 Постановления №667).

Вопреки указанным требованиям, Программа оценки риска Правил внутреннего контроля  Общества от 20.03.2019 не определяет процедуры оценки и присвоения  степени (уровня) риска клиенту с учетом требований о его идентификации, что не позволяет своевременно информировать об изменении уровня риска клиента для реализации требований Закона №115-ФЗ.

В программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются: а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов (пункт 32 Постановления №667)

В нарушение указанного требования, ООО «Омская энергосбытовая компания» установлен иной порядок проверки осуществления внутреннего контроля (один раз в год пункт 9.2 Правил внутреннего контроля ООО «Омская энергосбытовая компания» от 20.03.2019).

Доводы ООО «Омская энергосбытовая компания» о том, что:

- Постановление №667, Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 №336 не конкретизируют, как именно должна быть отражена в Правилах внутреннего контроля программа оценки  риска клиента, соответственно, текст изложения программы зависит разработчика самой организации;

- была допущена опечатка в части установления периода проверки,

 были оценены контролирующим органом и обоснованно отклонены со ссылкой на то, что  в Правилах внутреннего контроля Общества от 20.03.20219 выявлены нарушения не в части формального соответствия количества и наименования разделов, а в части оценки рисков клиента, сроков реализации программы осуществления  внутреннего контроля, что не может рассматривается в качестве технической описки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: 1) до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей  и бенефициарных клиентов, в том числе  с учетом  степени (уровня) риска совершения  операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризму утверждены Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366.

Согласно информации, представленной в Росфинмониторинг ООО «Омская энергосбытовая компания» сообщение по форме ФЭС 3-ФМ – сведения о проверке клиентов) в 2020 году на обслуживании находилось 913478 лиц, из которых: 21471 организаций, 892007 физические лица.

В соответствии с запросом контролирующего органа  от 27.01.2021 №20-04-12/719 от ООО «Омская энергосбытовая компания»  в том числе были истребованы:  копи анкет  клиентов, в том числе на гр.ФИО2, ФИО3, АСУСО «Омский психоневрологический интернат», АНО СКЦ «Авангард», Ассоциация «ХК «Авангард», ЖСК «Перелета-4», МАСТН «Осташково», ПО «Продторг», ПК «Авангард», СНТ «Звездочка», СНТ «Степное» им ФИО4, СНТ «Тепличный-2», СНТ «Энергетик», СНТ «Здоровье», СНТ «Птицевод», СНТ «Садовод-1», СНТ «Союз-2», ТСЖ «Комфорт», ТСЖ «Престиж», ТСН СНТ  «Восток», ТСН «Подгорный-1», учреждение АО «Газпромнефть-ОНПЗ», «Соцкультсбыт» с приложением первичных документов, договоров, накладных, платежных документов.

Согласно ответа ООО «Омская энергосбытовая компания» от 03.02.2021 №ОЭК/610/13, в том числе Анкеты представлены в отношении двух физических лиц:  ФИО2, ФИО3 Анкеты в отношении указанных в запросе от 27.01.2021 №20-04-12719 юридических лиц не были представлены.

Проверкой исполнения требований по идентификации, на основании представленных Анкет, контролирующим органом было установлено, что в Анкетах (досье клиентов) на граждан ФИО3, ФИО2 риски не определены, тогда как указанные лица включены в  действующий Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму. При этом порядок работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму в ООО «Омская энергосбытовая компания» отсутствует.

Таким образом,  ООО «Омская энергосбытовая компания» не выполнены в полном объеме требования законодательства по оценке рисков, изучения клиента,   порядка применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, что обоснованно расценено как отсутствие надлежащего осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ.

- не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок и сроки направления информации в уполномоченный орган установлены Положением о предоставлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 №209 (далее - Положение №209).

В соответствии с Программой, регламентирующей порядок работы по замораживанию  (блокированию) денежных средств  и иного  имущества в соответствии  с подпунктом 6 части 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ Правил внутреннего контроля ООО «Омская энергосбытовая компания»  от 20.03.2019: не реже чем один раз в три месяца специальное должностное лицо  проверяет наличие среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры  по замораживанию (блокированию)  денежных средств  или иного имущества, и информирует  о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, определенном Правительством РФ.

Информация о результатам проверок  наличия среди своих клиентов  организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться  меры по замораживанию (блокированию) денежных средств  или иного имущества в  2020 представлена за периоды: с 01.01.2019 по 31.12.2019, дата сообщения 01.04.2020; с 01.04.2019 по 30.06.2019, дата сообщения 07.07.2020;; с 01.10.2020 по 31.12.2020, дата сообщения 31.12.2020.

Как следует из оспариваемого постановления, ООО «Омская энергосбытовая компания» не представлены сообщения по установленной форме 3-ФМ проверках за период с января по сентябрь 2020 года.

Проверки по сообщениям от 01.04.2020 и 07.07.2020 проведены  с нарушением  срока минимальной периодичности проведения таких проверок, установленного подпунктом 7 части 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ и  Правилами внутреннего контроля Общества.

В сообщениях о проведенных проверках Общества, представленных за 2020 год, не указаны лица, по которым направлялась информация  по коду 7001 – строки сообщения: Общее количество клиентов – ЮЛ, ФЛ, ИП, в отношении которых не были  применены меры; Количество клиентов – ФЛ, ИП  в отношении которых не были применены  меры; Количество ФЭС, направленных по клиентам – ЮЛ, ФЛ, ИП, в отношении которых не были приняты меры  на дату окончания проведения текущей проверки. Так, в сообщении за 4 квартал 2020 года два лица не указаны  в сообщении по форме ФЭС 3-ФМ.

На основании изложенного,  контролирующим органом  сделан вывод о ненадлежащем исполнении Обществом требований, установленных пунктом 13.4 Правил внутреннего контроля Общества от 20.03.2019,сообщения, направленные в Росфинмониторинг о проверках клиентов носят недостоверный характер (содержат недостоверную информацию о лицах, к которым не были применены меры по блокированию (замораживанию).

Обществом ненадлежащим образом исполнена программа, регламентирующая  порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств  и иного имущества Правил внутреннего контроля, что является нарушением в части осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:  документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, названные в законе сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Как было установлено в ходе проверки,  в проверяемом периоде ООО «Омская энергосбытовая компания» представляло  в Росфинмониторинг сообщения по форме ФЭС 1-ФМ по коду 7001 в отношении двух физических лиц (ФИО3, ФИО2). Сообщения в Росфинмониторинг направлены были с нарушением срока.

Проверкой  выявлены  операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии со статьей 6  Закона №115-ФЗ, сведения по которым предоставлены в Росфинмониторинг.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Закона №115-ФЗ операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

В ходе проверки ООО «Омская энергосбытовая компания»  представлены были договоры и реестры на получение платежей от 16 клиентов, являющихся некоммерческими организациями.

На странице 8 оспариваемого постановления указано, что некоммерческими организациями, в отношении которых Обществом были представлены сведения,  совершены в 2020 году платежи (расходные операции), получателем  которых является ООО «Омская энергосбытовая компания», на сумму, превышающую сумму, предусмотренную подпунктом 1.2. статьи 6 Закона №115-ФЗ.

В соответствии с Правилами внутреннего контроля ООО «Омская энергосбытовая компания» от 20.03.2019 специальное должностное лицо  обязано проводить  постоянный мониторинг сделок и выявлять операции с денежными средствами и или иным имуществом, указанные в статьях 6, 7.5, пункте 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ.

Информация по операциям, указанным на стр.8 постановления, Обществом по установленной форме ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг не представлена.

Таким образом,  ООО «Омская энергосбытовая компания» не выполнены требования в части документального  фиксирования информации в соответствии с пунктом 4 статьи 6, пунктом 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ, что  является нарушением  в части осуществления внутреннего контроля.

Проверенной проверкой установлено, что ООО «Омская энергосбытовая компания» не обеспечено организованной и целостной системы внутреннего контроля по причине неисполнения  внутренних организационных мер.

Доводы ООО «Омская энергосбытовая компания» о том, что у Общества отсутствует обязанность по идентификации потребителей – физических и юридических лиц, предусмотренная Законом №115-ФЗ, подлежат судом отклонению в силу следующего.

Согласно статье 5 Закона №115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.

Общество указывает на то, что Закон №115-ФЗ не  раскрывает понятие оператора по приему платежей; тогда как Федеральный закон «О деятельности  по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» №103-ФЗ от 03.06.2009 дает определение оператора по приему платежей. Подробно позиция заявителя  через применение Закона №103-ФЗ и отсутствие у него, в связи предложенным им толкованием законов №103-ФЗ, №115-ФЗ, обязанностей, предусмотренных статьями 6,7 Закона №115-ФЗ,  изложена на страницах 4,5,6 заявления.

Вместе с тем, в данном случае, ООО «Омская энергосбытовая компания» как организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, вменяется  в том числе неисполнение надлежащим образом обязанностей, предусмотренных статьями 6,7 Закона №115-ФЗ (в том числе по отслеживанию операций по получению от некоммерческих организаций денежных средств и (или) иного имущества, подлежащих обязательному контролю).

Закон №103-ФЗ в соответствии со статьей 1 регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Тогда как ООО «Омская энергосбытовая компания» при осуществлении своей деятельности не ограничена исключительно таковыми операциями (по форме  и по субъекту).

Таким образом, Закон №103-ФЗ имеет ограниченную сферу применения. И понятия, предусмотренные в статье 2 данного закона (в том числе «оператор по приему платежей») подлежат применению, как следует из статьи 1, в сфере регулируемых правоотношений.

По аналогии права, по мнению суда, понятие «оператор по приему платежей», данное в Законе №103-ФЗ, не может быть применено в рассматриваемом случае в целях применения Закона №115-ФЗ, поскольку, по мнению суда, значение  понятие «оператор по приему платежей» в смысле, придаваемом этому понятию Законом №115-ФЗ (исходя из требований данного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренных статьями 6,7 Закона №115-ФЗ) шире, чем то значение, которое дает данному понятию Закон №103-ФЗ.

Принимая во внимание вышеизложенные нарушения, установленные в ходе проверки, 

суд находит обоснованными выводы МРУ Росфинмониторинга по СФО о том, что ООО «Омская энергосбытовая компания» нарушены требования законодательства о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответственно, Обществом  совершено административное правонарушение, ответственность за которое  предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вышеизложенные нарушения, допущенные ООО «Омская энергосбытовая компания» произошли вследствие ненадлежащего осуществления процедур внутреннего контроля и исполнения правил внутреннего контроля, которые не позволили обеспечить своевременное исполнение обязанностей, установленных Законом №115-ФЗ.

Доказательств отсутствие возможности у ООО «Омская энергосбытовая компания» для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность,  в материалах дела не имеется.

Таким образом, фактическая деятельность Общества с учетом иных обстоятельств, приведенных выше, свидетельствует о том, что совершенными правонарушениями Обществом была создана определенная угроза для охраняемых законом интересов государства в сфере противодействия отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания ООО «Омская энергосбытовая компания» учтен характер совершенного административного правонарушения, финансовое и материальное положение юридического лица, также учтен факт пренебрежительного отношения Общества к исполнению закона, в связи с чем оснований для снижения   административного штрафа, по мнению суда, в рассматриваемом случае не имеется.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью  2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Размер штрафа установлен в пределах санкции статьи.

Руководствуясь статьями 167,170,211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления №20-04-13/20-21П от 02.04.2021 отказать.

          Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          М.А. Третинник