ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6727/2022 от 31.08.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

сентября 2022 года

№ дела

А46-6727/2022

Резолютивная часть решения объявлена судом 31 августа 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя Баженова Вячеслава Валентиновича (ИНН 550701835814, ОГРН 304550736502026) о признании недействительным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 01.02.2022 № Исх-ОГ-ДОГ09/35, обязании выдать такое разрешение,

при участии в судебном заседании:

Баженов В.В. (паспорт),

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – Бусс С.А. по доверенности от 04.02.2022 № 02/961, удостоверение, диплом,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Баженов Вячеслав Валентинович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 01.02.2022 № Исх-ОГ-ДОГ09/35, обязании выдать такое разрешение.

Определением суда от  27.04.2022 данное заявление было принято судом к производству, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 30.05.2022 назначено судебное разбирательство по делу.

Определением от 08.06.2022 суд истребовал от Департамента в качестве доказательств документы, послужившие основанием для принятия решения по отказу в выдаче разрешения на строительство.

 В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, указав на то, что представленной им в Департамент проектной документацией подтверждается факт отсутствия на земельном участке, на котором предприниматель намеревается осуществлять строительство склада, действующих сетей инженерной инфраструктуры; строительство в соответствии с утвержденным проектом согласовано со всеми организациями, в ведении которых располагаются сети водопровода, канализации, тепловые сети.

В обоснование своих возражений представитель Департамента указал, что в зоне 1.5

располагаются сети водопровода, канализации, тепловые сети, котельная, поэтому и обозначена она как зона объектов инженерной инфраструктуры. Зона 1.5 не относится к зоне планируемого размещения объектов, что не является нарушением требований ст.ст. 41, 42 ГрК РФ, наоборот, содержит информацию о расположении объектов коммунальной инфраструктуры. В итоге, возражения заявителя сводятся к несогласию с проектом планировки территории, который им в установленном порядке не обжалован и является действующим документом.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что ИП Баженову В.В. на праве собственности по договору купли-продажи от 14.01.2008г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:115, площадью 7 257 кв.м, видом разрешенного использования которого является «Для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», расположенный по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Амурская 21-я, д. 13, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.03.2022 № 99/2022/455619458.

На   земельном    участке   расположены    следующие объекты    производственного    значения, принадлежащие Баженову В.В. на праве собственности:

1.административное здание, назначение - нежилое здание, площадью 584 кв.м, кадастровый номер 55:36:070402:4491 (выписка из ЕГРН от 21.03.2022 №99/2022/456262399);

2.гараж, назначение - нежилое здание, площадью 511,5 кв.м., кадастровый номер 55:36:070402:5882 (выписка из ЕГРН от 21.03.2022 № 99/2022/456281862);

3.ремонтно - эксплуатационная база, гараж, назначение - нежилое здание, площадью 405,2 кв.м., кадастровый номер 55:36:070402:16880 (выписка из ЕГРН от 21.03.2022 № 99/2022/456269905);

4.котельная, назначение - нежилое здание, площадью 158,9 кв.м., кадастровый номер 55:36:070402:5685 (выписка из ЕГРН от 21.03.2022 № 99/2022/456259081);

5.проходная, назначение - нежилое здание, площадью 91,7 кв.м., кадастровый номер 55:36:070402:5936 (выписка из ЕГРН от 21.03.2022 № 99/2022/456272136).

27.01.2022г. предприниматель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее – заинтересованное лицо, ДАГ, Департамент) с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "склада" на указанном земельном участке с приложенными к заявлению документами в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, однако 01.02.2022г. ответчиком было отказано в выдаче разрешения в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (письмо от 01.02.2022г. № Исх-ОГ-ДАГ09/35).

Как указано в отказе, несоответствие заключается в том, что согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 г. N 1109-п, информация о котором содержится в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:115, проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения объектов инженерной инфраструктуры, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство склада.

Полагая, что названные действия Департамента по отказу в выдаче разрешения на строительство не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.

Заявленные требования удовлетворены судом по следующим причинам.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Как следует из пояснений Департамента, основанием для отказа выдаче разрешения на строительство послужил факт нахождения в «испрашиваемом для строительства склада месте» теплосетей, сетей водопровода и иных объектов инженерной инфраструктуры.

Между тем, названное опровергается представленной заявителем в материалы дела проектной документации (см., например, том дела 1, л.д. 128, - ситуационный план по состоянию на 12.2021, на котором отмечены тепловые сети, обозначенные аббривиатурой «тс», как недействующие).

Более того, в ходе судебного разбирательства заявителем представлены доказательства согласования места размещения предполагаемого к строительству объекта со всеми организациям, владеющими инженерными сетями (см., например,  приложения к письменным пояснениям заявителя от 22.08.2022).

Таким образом, доводы представителя Департамента о несоответствии объекта строительства проекту планировки территории, в частности, нахождении земельного участка в зоне объектов инженерной инфраструктуре, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу.

Как правильно указал заявитель, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий.

Согласно ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования могут быть основными, условно   разрешенными   и   вспомогательными.   Основные   и   вспомогательные   виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятии, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешения и согласования.

Такое право собственников земельных участков подтверждается пунктами 1 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, которые регламентируют, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а тадрке сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно Градостроительного плана земельного участка N РФ-55-2-36-0-00-2021-1221, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 02.07.2021, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства основана на Решении Омского городского Совета "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" от 10.12.2008 г. N 201, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером,55:36:070402:115 отнесен к территориальной зоне обслуживания объектов необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности ОД-2/138, для которой вид разрешенного использования "склад" (код 6.9) является основным видом разрешенного использования. Назначение объекта капитального строительства указано в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны ОД-2/138.

Согласно заключения эксперта ООО «РЦН «Ресурс» от 05.04.2022г. в Карте градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области (Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области) нанесено, что объект исследования - земельный участок 55:36:070402:115 расположен в границах территориальной зоны ОД-2/138 - Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности, что также соответствует данным ЕГРН. Для территориальной зоны ОД, вид разрешенного использования «склад» является основным видом использования. Проектная документация, выполненная ООО «ТехноПроектПлюс», предусматривающая строительство склада для хранения профилированного листа на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070402:115, требованиям градостроительного регламента соответствует.

Следовательно, полученный заявителем Градостроительный план не противоречит градостроительному регламенту территориальной зоны ОД. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Тогда как, согласно Градостроительного плана пунктов 5, 6, 11 сведения о координатах характерных точек границ зоны инженерно-транспортной инфраструктуры отсутствуют, сведения о характерных точках красных линий в границах земельного участка (по его границам) отсутствуют, имеется только информация, что в соответствии с проектом планировки территории земельный участок частично расположен в границах технической зоны инженерно-транспортной инфраструктуры. Сведений, что именно на месте строящегося объекта - склада, планируется размещение зоны инженерно-транспортной инфраструктуры, не имеется, следовательно, проектная документация, представленная в Департамент, не противоречит вышеозначенному проекту планировки территории.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования ИП Баженова В.В. подлежат удовлетворению.

Ввиду удовлетворения заявленных требований по правилам статьи 10 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересвоанное лицо.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление индивидуального предпринимателя Баженова Вячеслава Валентиновича удовлетворить.

Признать недействительным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: склада, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070402:115 по адресу: г. Омск, ул. 21 Амурская, 13 в соответствии с ранее поданным заявлением от 27.01.2022 № ДАГ-МУ/35-ОГ и приложенной к нему проектной документацией, изложенный в письме от 01.02.2022 № Исх-ОГ-ДОГ09/35 как несоответствующий требованиям закона.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу выдать индивидуальному предпринимателю Баженову Вячеславу Валентиновичу разрешение на строительство объекта капитального строительства: склада, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070402:115по адресу: г. Омск, ул. 21 Амурская, 13 в соответствии с ранее поданным заявлением от 27.01.2022 № ДАГ-МУ/35-ОГ и приложенной к нему проектной документацией.

Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) в пользу индивидуального предпринимателя Баженова Вячеслава Валентиновича (ИНН 550701835814, ОГРН 304550736502026) 300,00 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.Г. Захарцева