ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6753/11 от 24.08.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr 

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-6753/2011

«24» августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Омский речной порт»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области

о признании недействительными решения от 30.03.2011 № 644/02268, требования № 295 по состоянию на 20.05.2011,

при участии в судебном заседании представителей

заявителя Маслова К.В. (паспорт) по доверенности от 08.09.2010 б/н, Стефанивской О.А. (паспорт) по доверенности от 08.08.2011 б/н, Семахиной Ю.А. (паспорт) по доверенности от 09.08.2011 б/н,

заинтересованного лица Сорокиной О.В. (удостоверение № 640711) по доверенности от 18.07.2011 б/н,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Омский речной порт» (далее – заявитель, ОАО «Омский речной порт», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения № 644/02268 от 30.03.2011 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования № 295 по состоянию на 20.05.2011.

По мнению Общество, последним при исчислении земельного налога за 2010 год правомерно были взяты сведения о кадастровой стоимости с официального сайта органа государственного кадастрового учета. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее постановление Правительства Омской области № 174-п) в редакции постановления № 193-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 04:21 не утверждена. Утверждение налогового органа о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка подлежит определению путем сложения стоимостей его частей с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:0019 и 55:36:19 03 04:0020, заявитель считает необоснованным, поскольку 1) объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, а не его части, 2) земельный налог был доначислен ОАО «Омский речной порт» за пользование земельным участком с кадастровым номером 55:36:09 03 04:21, а не с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:0019 и 55:36:19 03 04:0020, указанные части земельного участка заявителю в пользование не передавались, зарегистрированных прав на них Общество не имеет. Кроме того, по мнению заявителя, при дополнительном начислении земельного налога налоговым органом не был учтен фактический вид разрешенного использования спорного земельного участка.

Возражения налогового органа обоснованы соответствием оспариваемых актов налоговому законодательству. По мнению инспекции, неправомерность использования налогоплательщиком данных Интернет - сайта органа государственного кадастрового учета уже установлена вступившими в законную силу судебными актами. Налоговый орган, определяя кадастровую стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 04:21 путем сложения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:0019 и 55:36:19 03 04:0020, исходил из выписки из государственного кадастра недвижимости, согласно которой спорный земельный участок состоит из указанных двух земельных участков. Обоснованность определения кадастровой стоимости спорного земельного участка указанным способом подтверждена также вступившими в законную силу судебными актами. По мнению инспекции, кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в установленном законом порядке, поэтому фактический вид его разрешенного использования при исчислении земельного налога правового значения не имеет.

Обстоятельства налогового спора.

Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной ОАО «Омский речной порт», был составлен акт № 613 от 21.02.2011 и принято решение № 644/02268 от 30.03.2011 о дополнительном начислении земельного налога за 2010 год в сумме 3 668 495 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 46 437,04 руб., штрафа за его неполную уплату в сумме 1 467 398 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 16-17/07243 от 16.05.2011 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение налогового органа № 644/02268 от 30.03.2011 - без изменения.

Требованием налогового органа № 295 по состоянию на 20.05.2011 суммы земельного налога за 2010 год, пени и штрафа, начисленные решением № 644/02268, ОАО «Омский речной порт» предложено уплатить в добровольном порядке.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Омский речной порт» в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения № 644/02268 и требования № 295 как принятых налоговым органом с нарушением налогового законодательства, повлекшим нарушение охраняемых законом прав и интересов налогоплательщика.

Выслушав участников процесса, изучив представленные ими доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в силу следующего.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

На основании статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации, предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненорматных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для дополнительного начисления ОАО «Омский речной порт» земельного налога за 2010 год с земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за указанный период.

Общество, подав налоговую декларацию, налог, задекларированный к уплате за 2010 год, исчислило с применением кадастровой стоимости, равной 72 591 451 руб., утвержденной указом Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области».

Тогда как, по мнению налогового органа, земельный налог за 2010 год подлежит исчислению и уплате с применением кадастровой стоимости в размере 317 157 823,6 руб. Указанный размер кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости был внесен по результатам проведенной в 2007 году государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Омской области № 174-п (в редакции постановления № 193-п).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено - для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п по результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2007 году, была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале в зависимости от вида разрешенного использования.

Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п в постановление Правительства Омской области № 174-п были внесены изменения, согласно которым была утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка населенного пункта город Омск в границах кадастрового квартала 55:36.

Указанная информация о кадастровой стоимости земельных участков доведена до сведения налогоплательщиков в установленном законом порядке путем официального опубликования в СМИ, что заявителем не было оспорено.

В связи с указанным, суд соглашается с выводом налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за 2010 год. Постановлением Правительства Омской области № 174-п (в редакции постановления № 193-п) утверждены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной на территории города Омска в 2007 году, и доведены до сведения налогоплательщика в установленном законом порядке. Согласно выписке, полученной в ходе камеральной налоговой проверки от органа государственного кадастрового учета по состоянию на 02.03.2011, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021 (полученная путем сложения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:0019 и 55:36:19 03 04:0020) составляет 317 157 823,6 руб., с применением которой, по мнению суда, с принадлежащего Обществу спорного земельного участка подлежит исчислению и уплате земельный налог за 2010 год.

Довод налогоплательщика о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021 не утверждена, последняя не может определяться путем сложения его частей, судом отклоняется. В соответствии с ответом органа государственного кадастрового учета от 09.03.2011 № 1553 на соответствующий запрос налогового органа, органом, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости, указано – земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021 является едиными землепользователем, с входящими в его состав обособленными участками с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:0019 и 55:36:19 03 04:0020, кадастровая стоимость единого землепользования определяется согласно приказу Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 путем сложения кадастровых стоимостей, входящих в состав обособленных (условных) земельных участков.

Кроме того, указанный довод Общества был исследован и отклонен судом при оспаривании налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу №А46-14467/2010 в том числе указанный выше довод налогоплательщиком был признан судом необоснованным. В данном случае суд исходит из принципа единообразия судебной практики.

По этим же причинам судом отклоняется довод Общества о правомерности использования им сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, взятой с Интернет – сайта органа государственного кадастрового учета. Указанный довод также был исследован и отклонен судами ранее в делах №№ А46-17431/2009, А46-14467/2010.

Довод Общества об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка путем умножения его площади на средний удельный показатель для 11 вида разрешенного использования, также судом не принят, во-первых, по основаниям, изложенным выше, в рамках дела А46-14467/2010 указанный довод судом был признан необоснованным, решение по делу вступило в законную силу. Во-вторых, методика определения кадастровой стоимости, на которую ссылается заявитель, имеет актуальность при исчислении земельного налога за 2008 год, когда кадастровая стоимость каждого земельного участка на начало налогового периода не была утверждена в установленном законом порядке. В 2010 году, по мнению суда, кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит определению в порядке, указанном выше.

Не принимается судом и ссылка налогоплательщика на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума № 5743/10 от 28.10.2010. Исходя из принципа единообразия судебной практики, суд оценив судебную практику, сформировавшуюся по рассматриваемой категории дел в отношении конкретного налогоплательщика (ОАО «Омский речной порт»), и судебную практику, на которую ссылается Общество, в частности, постановление Президиума ВАС РФ по делу № 5743/10, считает, что в рассматриваемом случае во внимание следует принимать, судебную практику, сформированную в отношении конкретного налогоплательщика - ОАО «Омский речной порт». Что касается ссылки налогоплательщика на постановление Президиума ВАС РФ по делу № 5743/10, то, по мнению суда, доказательств того, что определение кадастровой стоимости в том регионе, о котором речь идет в постановлении Президиума ВАС РФ по делу № 5743/10, аналогично порядку определения кадастровой стоимости в регионе, где ОАО «Омский речной порт» состоит на учете, суду не представлено, равно как суд не может сделать вывод об идентичности фактических обстоятельств, исследованных в постановлении Президиума ВАС РФ по делу № 5743/10, фактическим обстоятельствам рассмотренного судом дела.

Относительно ссылки налогоплательщика на то, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ по делу № 5743/10 вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом, суд считает необходимым указать на следующее.

Указанная фраза, которая изложена Президиумом ВАС РФ в постановлении по делу № 5743/10, по мнению суда, не может приниматься при рассмотрении налоговых споров в любом случае без учета фактических обстоятельств конкретного дела. В данном случае, идентичности тех обстоятельств, что исследованы Президиумом ВАС РФ по делу № 5743/10, как было указано выше, обстоятельствам рассмотренного, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Заявление открытого акционерного общества «Омский речной порт» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья М.А.Третинник