ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6932/15 от 05.10.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

12 октября 2015 года

№ дела

А46-6932/2015

Резолютивная часть решения объявлена 5 октября 2015 года. Полный текст решения изготовлен 12 октября 2015 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Храмцова К.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голдыревой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Омский свечной завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 644082, <...>),

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 644007, <...>),

при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ((ИНН <***>, ОГРН <***>, 644043, <...>),

о признании недействительным отказа в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 25.06.2015,

от заинтересованного лица – до перерыва ФИО2 по доверенности от 15.09.2015 № 187, после перерыва ФИО3 по доверенности от 15.09.2015       № 183,

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 29.12.2014 № 414-Д

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Омский свечной завод» (далее – ООО «Омский свечной завод», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа от 06.04.2015  № 55/201/010/20115-9958 в государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 90 м от СП2 через СПЗ до упора, кадастровый номер 55:36:000000:159525, расположенный по адресу: <...> и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.

Определением от 07.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее – ТУ Росимущества по Омской области, ответчик).

В судебном заседании, открытом 28.09.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 05.10.2015. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Управления Росреестра по Омской области в устном выступлении в судебном заседании и в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, полагая их необоснованными, поскольку имелись основания для отказа в государственной регистрации, а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе, в связи с чем полагает, что управление оспариваемым отказом в государственной регистрации норм действующего законодательства не нарушило.

Представитель ТУ Росимущества по Омской области в судебном заседании и в письменном отзыве считает отказ в регистрации права собственности обоснованным, в связи с чем полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

ООО «Омский свечной завод» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.10.1998 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска.

ООО «Омский свечной завод» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 21006,00 кв.м., кадастровый номер 55:36:19 03 01:00744 разрешенное использование: производственные нужды, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено относительно 3-этажного нежилого строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Кошевого, д. 92, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55АВ № 565889 от 26.10.2007.

Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 10.06.2008 № 176 «О примыкании железнодорожного пути необщего пользования ООО «Омский свечной завод» к существующему железнодорожному пути общего пользования на железнодорожной станции Карбышево 1 Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» разрешено примыкание железнодорожного пути необщего пользования ООО «Омский свечной завод» к железнодорожному пути общего пользования № 23 на железнодорожной станции Карбышево 1 Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (на расстоянии 978,60 м от пассажирского здания в сторону станции Входная).

Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством железнодорожного пути необщего пользования от 27.06.2008 г. предъявленный к приемке железнодорожный путь необщего пользования ООО «Омский свечной завод» выполнен в соответствии с проектом, соответствует строительно-техническим нормам, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным нормам, а также условиям безопасности движения, при его проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию не нарушены требования действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, готов к открытию для постоянной эксплуатации.

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 20.10.2009 № 924-р утвержден градостроительный план земельного участка по улице О. Кошевого в Кировском административном округе г. Омска № RU 55301000-0000000000002734.

27 октября 2005 между ТУ Росимущества по Омской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 99-ТУ, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 55:36:000000:0037, расположенный в северо-западной части кадастрового района 55:36 г. Омска, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, для использования под фактически расположенными объектами недвижимого имущества, принадлежащими на праве собственности арендатору, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 8525168,00 кв.м. Арендатор вправе передавать арендованный земельный участок в субаренду при условии письменного уведомления арендодателя.

27 июня 2013  между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (арендатор) и  ООО «Омский свечной завод» (субарендатор) заключен договор субаренды части земельного участка № ЦРИ/4/СА/5356/13/000583, по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды земельный участок площадью 849,50 кв.м. с учетным номером чзу1, являющийся частью земельного участка общей площадью 8525168,00 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0037 (предыдущий кадастровый номер 55:36:19 03 04:0001), местоположение: установлено в северо-западной части кадастрового номера 55:36 г. Омск, разрешенное использование: для транспортных целей под полосу отвода, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью. Участок, передаваемый в субаренду, расположен по адресу: Омская область, г. Омск, ст. Карбышево-1 и указан в ситуационном плане границ части земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью. Участок предоставляется для размещения и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ООО «Омский свечной завод», примыкающего через стрелочный перевод к железнодорожному пути общего пользования № 23 железнодорожной станции Карбышево - 1 Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (на расстоянии 978,60 м от оси пассажирского здания в сторону станции Входная).

В соответствии с отчетом экологического аудита от 13.06.2014 железнодорожный путь необщего пользования, расположенный по адресу: <...>, соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области окружающей среды и экологическим требованиям.

Согласно заключению по результатам оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, составленному Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 29.11.2010 № 10645-10-4-11 в результате документарной проверки и проведенной оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, расположенного по адресу: <...> путем визуального осмотра зданий, нарушений угрозу жизни  и здоровью граждан, не установлено.

В соответствии с заключением специалиста № 153/2014 от 11.07.2014, составленным обществом с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский экпертно-правовой центр», подъездной железнодорожный путь необщего пользования, расположенный на территории ООО «Омский свечной завод» по адресу: <...>, в Кировском административном округе г. Омска, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190301:0074, примыкающий через стрелочный перевод к железнодорожному пути общего пользования № 23 железнодорожной станции Карбышево-1 западно-Сибирской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» (на расстоянии 978,60 м от оси пассажирского здания в сторону ст.Входная от СП2, через СП3 до упора), соответствует требованиям проектной документации, строительным нормам и правилам, пожарно-техническим и санитарным нормативам.

При обращении заявителя в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 90 м от СП2 через СП3 до упора, кадастровый номер 55:36:000000:159525, расположенный по адресу: <...>, регистрирующим органом ему было отказано в регистрации на основании абзацев 10, 13, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (сообщение Управления Росреестра по Омской области от 06.04.2015 № 55/201/010/2019958).

Полагая вышеуказанный отказ в государственной регистрации прав недействительным, ООО «Омский свечной завод» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так, в частности, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзацы 10, 13 пункта 1 вышеуказанной статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 17 вышеуказанного закона установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

При осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества регистратор должен удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данные документы заявителем не представлены.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут находиться такие железнодорожные пути.

Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь (пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Ссылка общества на необходимость применения к спорным отношениям статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» судом отклоняется, поскольку в данной статьей речь идет о принятии железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, то есть об установлении возможности функционирования железнодорожного пути. Представленный обществом акт по приемке в постоянную эксплуатацию законченного строительством железнодорожного пути необщего пользования от 27.06.2008 является по сути актом рабочей комиссии, который не может быть приравнен к акту ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренному статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и заменить его.

Указанный вывод следует также из пункта 4.17 Строительных норм и правил 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, согласно которому акт рабочей комиссии является документом о готовности законченного строительством объекта для его предъявления государственной приемочной комиссии.

Аналогичная правовая позиция изложена также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2011 г. № ВАС-1239/11 по делу    № А32-7445/2010-71/175.

Кроме того, заявителем не представлено согласование с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут находиться спорные железнодорожные пути.

Таким образом, заявителем не соблюдены требования как статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах Управление Росреестра по Омской области правомерно отказало ООО «Омский свечной завод» в проведении государственной регистрации в отсутствие разрешительной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Истцу в порядке пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 136 от 11.06.2015.

Руководствуясь статьями  104, 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Омский свечной завод» о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 06.04.2015 № 55/201/010/20115-9958 в государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 90 м от СП2 через СП3 до упора, кадастровый номер 55:36:000000:159525, расположенный по адресу: <...> и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственную регистрацию права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 90 м от СП2 через СП3 до упора, кадастровый номер 55:36:000000:159525, расположенный по адресу: <...>, отказать полностью.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Омский свечной завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 644082, <...>) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 136 от 11.06.2015.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

   Судья       К.В. Храмцов