АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск сентября 2017 года | № дела А46-7001/2017 |
Резолютивная часть решения принята и объявлена 04 сентября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Горобец Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального агентства научных организаций (ИНН 7736666554) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Омское" (ИНН 2016807 , ОГРН 5500538634 ) о взыскании 3 410 338,65 руб.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 25.05.2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций (далее – истец, ФАНО России) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Омское" (далее – ответчик) в доход федерального бюджета задолженность по перечислению доначисленной части чистой прибыли за 2015 год в размере 3 410 338,65 руб.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что в соответствии с п. 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2014 г. № 959, ФАНО России осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
Согласно приказу ФАНО России от 29.04.2016 № 211 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году» ФГУП «Аркадакская СХОС» было обязано в| срок до 15.06.2016 г. перечислить в федеральный бюджет не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей^ по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
В соответствии с реестром начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2015 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными ФАНО России ответчик перечислил в федеральный бюджет 1 611 779,55 руб., что подтверждается платежными поручениями от 14.06.2016
№№516, 518.
После перечисления указанных денежных средств, в ФАНО России поступило предписание Счетной палаты РФ от 17.01.2017 г. № ПП 01-7/14-02, согласно которому Агентству было поручено повторно определить часть чистой прибыли ряда предприятий за 2015 год (в том числе ФГУП «Омское»), подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
В соответствии с приказом ФАНО России от 13.02.2017 г. № 90 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части чистой прибыли в федеральный бюджет в соответствии с предписанием Счетной палаты Российской Федерации от 17 января 2017 г. №ПП 01-7/14-02 по итогам деятельности за 2015 год» и реестром доначисления части чистой прибыли (приложение к приказу ФАНО России от 13.02.2017 г. № 90) ФГУП «Омское» было обязано в срок до 15.03.2017 г. перечислить в федеральный бюджет доначисленную часть чистой прибыли, по итогам деятельности за 2015 год.
Поскольку, ФГУП «Омское» требования законодательства РФ и приказа ФАНО России от 20.03.2017 г. № 90 не выполнило, истцом в адрес ответчика была направлена претензия № 007-18.1.2-11/СК-65 об уплате задолженности в размере 3 410 338,65 руб.
По мнению истца, задолженность ФГУП «Омское» по перечислению части чистой прибыли в федеральный бюджет за 2015 год составляет 3 410 338,65 руб., ссылаясь на неперечисление ответчиком указанной суммы в федеральный бюджет, ФАНО России обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как установлено ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - Закон № 161 -ФЗ) предусмотрено право собственника имущества государственного или муниципального предприятия на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2 ст. 17 Закона № 161 -ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил часть прибыли предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, за исключением предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 1060-р, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 42 БК РФ к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
Приказом ФАНО России от 29.04.2015 № 204.92 утверждена программа деятельности ФГУП «Омское» на 2015 год.
Из представленного в материалы дела отчета о финансовых результатах ФГУП «Омское» за 12 месяцев 2015 года, следует, что чистая прибыль предприятия составила 6 447 118,20 руб.
Кроме того, из отчета о финансовых результатах ФГУП «Омское» за 12 месяцев 2015 года усматривается, что предприятием были получены бюджетные субсидии на сумму 2 736 000 руб.
Из материалов дела следует, что согласно разделу II Программы деятельности ФГПУ «Омское» на 2016 год расходы на реализацию программы составили 1 425 000 руб.
Согласно абзацу первому п. 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
По смыслу данной нормы при определении размера чистой прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.
Данный вывод корреспондирует с положением статьи 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виду имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Предоставляемые субсидии носят адресный и целевой характер в соответствии со ст. ст. 38, 78 БК РФ.
Получатели субсидий несут ответственность за целевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством РФ и в случае нарушения условий предоставления субсидий, субсидии подлежат возврату в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Исходя из положений ст. 78 БК РФ, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует правовой механизм регулирования отношений по предоставлению субсидий для федеральных государственных унитарных предприятий из бюджетов субъектов Российской Федерации, которые по своему содержанию имеют одну природу (это не прибыль от использования имущества) и цель - поддержка производства.
В связи с этим, возможно применение правила статьи 6 ГК РФ, согласно которой, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Следовательно, перечисление части полученных средств субсидии в бюджет собственника получателя субсидии, а не направление их на снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, является нарушением целевого характера использования средств. И совершение соответствующих действий должно рассматриваться как бюджетное нарушение, влекущее за собой возврат средств субсидии в бюджет и привлечение виновных к ответственности в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям, то есть денежным средствам, предусмотренным для исполнения бюджетных обязательств.
Из изложенного следует, что перечисление денежных средств в счет обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по поддержке сельхоз товаропроизводителей нельзя принять прибылью в том смысле, который вкладывается истцом, при предъявлении требования о взыскании части прибыли с ответчика.
Учитывая положения ч. 2 ст. 17 Закона о государственных унитарных предприятиях, которой установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, а также постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 года № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», согласно подпункту «н» пункта 1 которого федеральный органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что объектом налогообложения, согласно п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признается доход, полученный от реализации товаров и внереализационные доходы (статьи 249, 250 НК РФ).
Статья 250 НК РФ не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
Бюджетные субсидии предоставляются для поддержки предприятия, они не получены в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Из материалов дела следует, что фактически прибыль предприятия сложилась, в том числе и из субсидий, предоставленных федеральным бюджетом, что подтверждается представленными документами.
Определение чистой прибыли, подлежащей уплате в федеральный бюджет должно учитывать субсидии, полученные в целях поддержания и развития деятельности предприятия.
На основании вышеуказанного, средства, перечисленные предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не могут быть учтены в качестве прибыли при оплате 25% подлежащие перечислению в доход федерального бюджета.
Аналогичная правовая позиции изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2016 Ш04-ЭС16-6008, от 18.07.2016 №303-ЭС 16-7270, от 29.09.2016 №304-ЭС 16-12172.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также исходя из положения ст. 41, п. 1 ст. 248, ст. 250 и ст. 251 НК РФ, ст. 38 БК РФ, суд приходит к выводу о том, что предоставленные предприятию из федерального субсидии могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия, представителем которого в настоящее время является истец.
Таким образом, поскольку денежные средства в виде субсидий получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение, то направление части полученных субсидий на уплату собственнику в виде соответствующих процентов приведет к недостижению цели изначального их выделения, что противоречит установленному ст. 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетного финансирования.
Следовательно, при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, истец обязан исключить из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные предприятием из федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что для определения суммы денежных средств, с которых 25% подлежат уплате в бюджет, необходимо от чистой прибыли, полученной предприятием в 2015 году (6 447 118,20 руб.) вычесть все полученные предприятием субсидии в 2015 году ( 2 736 000 руб.).
Таким образом, сумма подлежащая перечислению в бюджет составляет 571 529,55 руб.
На необходимость расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления и недопустимость их перераспределения в пользу собственника имущества предприятия, а также исключение субсидий при определении размера прибыли федеральных государственных унитарных предприятий с целью перечисления в доход федерального бюджета, указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 №304-ЭС 16-12172.
Таким образом, истцом не доказано наличие обязательства ФГУП «Омское» перечислить в бюджет часть прибыли в сумме 3 410 338,65 руб., а также ее размер, поскольку указанная в отчетности прибыль сформирована не только от хозяйственной деятельности предприятия, а также за счет полученных в установленном порядке сумм субсидий.
Более того, материалами дела подтверждается, что ответчик перечислил денежные средства в размере 1 611 779,55 руб. в федеральный бюджет исходя из полученной прибыли 6 447 118,20 руб., т.е. не исключая сумму полученной им субсидии.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком представлены доказательства получения чистой прибыли в ином размере.
Истцом доказательств получения ответчиком прибыли непосредственно от использования закрепленного за ним имущества на сумму 3 410 338,65 руб. суду не представлено.
На основании вышеизложенного, суд, в отсутствие доказательств наличия в 2015 году у ответчика чистой прибыли в сумме 3 410 338,65 руб. от использования государственного имущества (без учета полученной субсидии), не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требованиях.
Согласно статье I68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии со статьей I 10 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истец в силу положений пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, при участии в рассмотрении дел в арбитражном суде в качестве истца и ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Федеральному агентству научных организаций в удовлетворении исковых требований о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Омское" в доход федерального бюджета задолженность по перечислению доначисленной части чистой прибыли за 2015 год в размере 3 410 338,65 руб. отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Н.А. Горобец