ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7037/09 от 11.06.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г. Омск, ул. Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

16 июня 2009 года

Дело № А46-7037/2009

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 11 июня 2009 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Чулкова Ю.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,

при участии в судебном заседании:

представителей общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» ФИО1 по доверенности от 09.10.2008 (паспорт <...> выдан УВД ЛАО г. Омска 13.06.2001),

представителя Администрации города Омска ФИО2 по доверенности от 16.03.2009 (удостоверение № 220),

представителей Департамента имущественных отношений Администрации города Омска ФИО3 по доверенности от 30.10.08 (удостоверение № 612/08), ФИО4 по доверенности от 14.07.2008 (удостоверение № 228/08),

представителя Главного управления по земельным ресурсам Омской области ФИО5 по доверенности от 12.01.2009 (удостоверение № 91),

представитель муниципального предприятия города Омска «Городского кадастрового бюро «Земля и недвижимость» не явился,

представитель общества с ограниченной ответственностью «Земля и право» не явился,

представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» о признании недействительным бездействия Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, при участии в деле Главного управления по земельным ресурсам по Омской области, муниципального предприятия города Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость», общества с ограниченной ответственностью «Земля и право», Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в качестве третьих лиц,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» (далее – заявитель, ООО «Фирма «Алекто-Электроникс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным бездействия Администрации г. Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент имущественных отношений), выразившегося в нарушении сроков предоставления в собственность общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» земельного участка, расположенного по адресу: <...>, под зданием корпуса 101 А, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» на праве собственности, и земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации здания в соответствии с нормами выделения земельных участков по земельному и градостроительному законодательству Российской Федерации.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель письменно уточнил требования и просил признать незаконным бездействие Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в нарушении месячного срока утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, расположенного по адресу: <...>, предусмотренного пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), исчисляемого со дня поступления заявления ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» из Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области) в Администрацию города Омска (23.11.2008), что повлекло нарушение сроков выделения земельного участка в собственность ООО «Фирма «Алекто-Электроникс», а также обязать Департамент имущественных отношений устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Фирма «Алекто-Электроникс», всвязи с чем в месячный срок со дня вынесения решения суда утвердить и выдать ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, как то предусмотрено пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, или предоставить в тот же срок мотивированный отказ.

Кроме того, заявитель просил взыскать с Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска расходы на оплату услуг адвоката в сумме 10 000 рублей.

Представитель Департамента имущественных отношений в судебном заседании требования заявителя не признал и просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, в настоящее время землеустроительные работы не завершены надлежащим образом, проект границ земельного участка не представлен на утверждение в Департамент имущественных отношений, соответственно утверждение проекта границ Департаментом имущественных отношений в настоящий момент невозможно, так как проект границ, который был бы изготовлен в соответствии с нормами действующего законодательства (а именно с учетом интересов смежных пользователей), не существует.

Администрация города Омска в судебном заседании и в письменном отзыве на заявление, считая требование заявителя необоснованным, указала на то, у нее отсутствуют полномочия по принятию решения о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, следовательно, она не является надлежащим ответчиком, поскольку принятие такого рода решений на дату подачи заявки относится к исключительной компетенции иного органа.

ГУЗР Омской области в судебном заседании и в письменном отзыве на заявление, считая требование заявителя подлежащим удовлетворению, указало на то, что согласно пункту 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи земельных участков могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, следовательно, предоставление земельного участка возможно только при наличии кадастрового паспорта.

Муниципальное предприятие города Омска «Городского кадастрового бюро «Земля и недвижимость» (далее - МП г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость»), общество с ограниченной ответственностью «Земля и право» (далее – ООО «Земля и право»), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

06.11.2007 Общество обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением исх. № 57/ОС о предоставлении в собственность ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» земельного участка, расположенного по адресу: <...>, под зданием корпуса 101-А, принадлежащего заявителю на праве собственности, и земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации здания в соответствии с нормами выделения земельных участков по земельному и градостроительному законодательству Российской Федерации.

23.11.2007 ГУЗР Омской области направило в адрес Общества письмо № 0401/14253, которым сообщило, что в Администрацию города Омска направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении указанного земельного участка и проведения работ, необходимых для его формирования.

09.12.2007 заявителем было получено письмо № 4831 от 06.12.2007, подписанное директором МП г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» ФИО6, в котором сообщалось, что Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска поручил вышеуказанной организации провести комплекс землеустроительных работ на данном земельном участке за счет заинтересованного лица.

17.12.2007 между ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» (Заказчик) и МП г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» (Исполнитель) был заключен договор № 279 на выполнение землеустроительных работ, в соответствии с пунктом 1.1. которого Исполнитель обязался выполнить следующие работы:

- по территориальному землеустройству земельных участков и (или) их частей, расположенных по адресу: <...>;

- подготовку пакета документов для принятия решения об утверждении проекта территориального землеустройства (проект границ);

- подготовку документов о межевании, необходимых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 3.2. указанного выше договора Исполнитель обязался выполнить работы в течение 100 рабочих дней при условии получения от Заказчика полного пакета документов.

22.05.2008 ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» в результате нарушения оговоренных договором сроков обратилось в МП г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» с письмом исх. № 19/08/ОС с требованием расторгнуть с 22.05.2008 договор № 279 от 17.12.2007 на выполнение землеустроительных работ.

08.04.2008 между ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» (Заказчик) и ООО «Земля и право» (Подрядчик) был заключен договор № 35 на выполнение землеустроительных работ, в соответствии с пунктом 1.1. которого ООО «Земля и право» приняло на себя обязательства по выполнению следующих землеустроительных работ:

- по территориальному землеустройству при разделении земельного участка, расположенного по адресу: <...>;

- подготовку пакета документов в орган местного самоуправления для принятия решения об утверждении проекта территориального землеустройства (проект границ);

- подготовку документов о межевании, необходимых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Пунктом 1.3. указанного выше договора стороны согласовали срок выполнения работ 9 месяцев, то есть до 09.01.2009.

После того, как между ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» и ООО «Земля и Право» был заключен договор на выполнение землеустроительных работ, 20.01.2009 указанная землеустроительная организация передала в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска пакет документов для утверждения Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, проспект Карла Маркса, д. 41.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска письмом (исх. № 09/6879 от 27.02.09) вернул ООО «Земля и право» пакет документов 27.02.2009.

Полагая, что Администрация города Омска и Департамент имущественных отношений обязаны были в срок не позднее 24.12.2008 утвердить и выдать ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Общество обратилось с заявлением о признании бездействия Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений, выразившегося в нарушении месячного срока утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, расположенного по адресу: <...>, незаконным.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что 02.11.2007 ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» обратилось с заявлением в ГУЗР Омской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...> под зданием корпуса, 101А, принадлежащего Обществу на праве собственности.

ГУЗР Омской области в ответе от 23.11.2007, направленном в адрес заявителя сообщило, что в Администрацию города Омска направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении указанного земельного участка и проведения работ, необходимых для его формирования.

Статья 36 ЗК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, действующее земельное законодательство регламентирует последовательность определенных действий, включающую в себя направление соответствующего заявления с приложением кадастровой карты, либо в случае отсутствия кадастровой карты, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-03 установлено, что орган местного самоуправления Омской области принимает решение о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу Положения о ГУЗР Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области» главное управление по земельным ресурсам является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами принимает решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» верно было направлено в ГУЗР Омской области заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...> под зданием корпуса, 101 А, принадлежащего заявителю на праве собственности.

Поскольку ГУЗР Омской области осуществляет функции по взаимодействию с Администрацией города Омска по вопросам своей компетенции, указанное заявление Общества было направлено в Администрацию города Омска.

По мнению заявителя, с момента получения заявления Общества Администрацией города Омска в соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ (в действовавшей редакции на день обращения) на нее, как на орган местного самоуправления, легли обязанности по утверждению проекта границ территориального землеустройства.

Однако суд находит указанное утверждением Общества неверным, поскольку согласно Положению о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п Департамент имущественных отношений, являясь структурным подразделением Администрации города Омска, организует землеустроительные и кадастровые работы в отношении объектов землеустройства и объектов земельных отношений на территории города Омска, что объясняет направление ГУЗР Омской области документов в Администрацию города Омска (письмо от 23.11.2007 № 0401/14253).

При этом направление заявления в Администрацию города Омска с целью проведения работ необходимых для его формирования, не влечет для Администрации города Омска никаких правовых последствий, связанных с не предоставлением земельного участка заявителю в сроки, предусмотренные земельным законодательством.

Именно Департаментом имущественных отношений как лицом, которое утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых картах, с целью организации землеустроительных и кадастровых работ, лежит предусмотренная пунктом 7 статьи 36 ЗК обязанность по утверждению и выдаче в месячный срок заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

На момент обращения в ГУЗР Омской области указанная норма носила следующее содержание «в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» установление на местности границ объектов землеустройства является одним из элементов землеустройства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 ЗК РФ, действующим на момент направления ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» заявления в ГУЗР Омской области, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В обоснование правомерности своих действий Департамент имущественных отношений указывает на то обстоятельство, что им в адрес ООО «Земля и право» на представленную для рассмотрения схему земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно корпуса № 101А - 3-этажного здания с почтовым адресом: г. Омск, Центральный административный округ, пр. К. Маркса, дом 41, был дан ответ о том, что земельный участок, занимаемый 3-этажным зданием корпус № 101 А, должен быть образован из земельного участка, учтенного в Государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3035, площадью 247903, с разрешенным использованием «для производственных целей под строение». Информация об исходном земельном участке с кадастровым номером 55:39:09 02 05:3180 противоречит сведениям Государственного кадастра недвижимости, предоставленным в кадастровом плане территории от 01.12.2008 г. № 36/08-47448, также ООО «Земля и право» было предложено доработать представленную схему с учетом имеющихся замечаний.

Департамент также ссылается на то, что поскольку в настоящее время землеустроительные работы не завершены надлежащим образом, проект границ земельного участка не представлен на утверждение в департамент имущественных отношений, соответственно утверждение проекта границ департаментом имущественных отношений в настоящий момент невозможно, так как проект границ который был бы изготовлен в соответствии с нормами действующего законодательства (а именно с учетом интересов смежных пользователей) не существует.

Однако суд находит указанные доводы Департамента несостоятельным в силу следующего.

Как следует из указанных выше норм права, схема расположения земельного участка является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, следовательно, изготовление этого проекта является обязательным элементом процедуры предоставления земельного участка.

Таким образом, праву заявителя на получение в собственность земельного участка корреспондирует предусмотренная пунктом 7 статьи 36 ЗК обязанность исполнительного органа государственной власти, в данном случае Департамента имущественных отношений, по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

При этом результатом надлежащего выполнения указной обязанной должно быть не совершение каких-либо действий, направленных на ее исполнение, а достижение конкретного результата для заявителя в виде утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Причем указанная норма требует от исполнительного органа государственной власти исполнение возложенной обязанности в месячный срок, и иное истолкование указанной нормы сведет на нет определение законодателем срока для совершения указанных выше действий и приведет к непосредственному нарушению прав лица, обратившего с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Департамент имущественных отношений был обязан в срок не позднее 24.12.2008 исполнить обязанность, возложенную на него пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ.

Неисполнение в установленный срок указанной обязанности привело к нарушению прав и законных интересов ООО «Фирма «Алекто-Электроникс».

Согласно частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

В данном случае заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что заявление Общества было рассмотрено Департаментом имущественных отношений в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.

Вышеуказанные обстоятельства дают основание считать бездействие Департаментом имущественных отношений, выразившееся в нарушении месячного срока утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, расположенного по адресу: <...>, предусмотренного пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, не соответствующим закону.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, действие (бездействие) незаконным.

При таких обстоятельствах указанное бездействие Департамента имущественных отношений признается судом не соответствующим закону.

Поскольку указанное выше бездействие Департамента имущественных отношений является незаконным, суд полагает необходимым в качестве способа устранения нарушения законных прав и интересов заявителя обязать Департамента имущественных отношений в месячный срок со дня вынесения решения суда утвердить и выдать ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, как то предусмотрено пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, или предоставить в тот же срок мотивированный отказ, как это просит заявитель.

Требования заявителя, предъявленные к Администрации города Омска, удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Как указано выше, суд не согласился с утверждением Общества о том, что именно на Администрацию города Омска как на орган местного самоуправления, возложена обязанности по утверждению проекта границ территориального землеустройства, мотивируя это тем, что согласно Положению о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п, Департамент имущественных отношений, являясь структурным подразделением Администрации города Омска, организует землеустроительные и кадастровые работы в отношении объектов землеустройства и объектов земельных отношений на территории города Омска, что объясняет направление ГУЗР Омской области документов в Администрацию города Омска (письмо от 23.11.2007 № 0401/14253).

При этом направление заявления в Администрацию города Омска с целью проведения работ необходимых для его формирования, не влечет для Администрации города Омска никаких правовых последствий, связанных с не предоставлением земельного участка заявителю в сроки, предусмотренные земельным законодательством.

Именно Департаментом имущественных отношений как лицом, которое утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых картах, с целью организации землеустроительных и кадастровых работ, лежит предусмотренная пунктом 7 статьи 36 ЗК обязанность по утверждению и выдаче в месячный срок заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, структура Администрации города Омска состоит из должностей, не входящих в состав ее структурных подразделений (первые заместители Мэра города Омска, заместители Мэра города Омска), отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений. Согласно пункту 6 статьи 8 Устава города Омска органы местного самоуправления являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

02.11.2007 ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» обратилось с заявлением в ГУЗР Омской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...> под зданием корпуса 101 А, принадлежащего заявителю на праве собственности.

Руководствуясь Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» от ГУЗР Омской области 22.11.2007 (вх. № 15724) в Администрацию города Омска поступило обращение о предоставлении проекта границ земельного участка.

Администрация города Омска 22.11.2007 перенаправило указанное обращение в департамент имущественных отношений, о чем свидетельствует виза и.о. Мэра города Омска ФИО7

Постановлением Мэра города Омска от 06.10.2005 № 470-п «О распределении обязанностей между руководителями Администрации города Омска» Гамбург Ю.В. - первый заместитель Мэра города Омска, директор департамента имущественных отношений Администрации города Омска - осуществляет полномочия Мэра города Омска по вопросам управления и распоряжения земельными участками, расположенными в границах города Омска.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что бездействие со стороны Администрации города Омска отсутствует.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, ели арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия Администрации города Омска следует отказать.

Суд находит подлежащим удовлетворению требование Общества о взыскании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска расходов на оплату услуг представителя - адвоката в сумме 10 000 рублей.

Как следует из материалов дела, 18.03.2009 между ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» и адвокатом Омской областной независимой коллегии адвокатов Трофимовым А.В. был заключен договор об оказании юридической помощи (далее – договор от 18.03.2009), в соответствии с пунктом 3.1. которого ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» уплатило адвокату Трофимову А.В. вознаграждение за оказание юридической помощи в размере 10 000 (Десяти тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, к которым статья 106 названного Кодекса относит расходы на оплату услуг адвоката и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями статьи 110 АПК РФ.

В соответствии с частью 2 указанной статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно п. 20 приложения к информационному письму президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд должен учитывать закрепленный в законодательстве принцип свободы в заключении договоров, в том числе и на юридические услуги, а также то, что гонорар представителя зависит от многих факторов, а его сумма не может быть ограничена ни коллегией адвокатов, ни какими-либо другими органами. При этом существующие средние тарифы на различного рода юридические услуги могут быть взяты за основу при анализе разумности размера расходов на оплату услуг представителя по конкретному делу.

Таким образом, лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 121 от 05.12.2007).

Проанализировав договор от 18.03.2009, квитанцию № 20969 от 18.03.2009 на сумму 10 000 руб., суд считает, что предъявленные ко взысканию в рамках настоящего дела расходы в сумме 10 000 руб. являются разумными и подлежат взысканию в заявленной сумме.

Поскольку требования заявителя удовлетворены частично, взысканию в пользу заявителя с Департамента имущественных отношений как со стороны по делу подлежит государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная при подаче заявления по платежному поручению № 121 от 17.03.2009.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» удовлетворить частично.

Признать бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в нарушении месячного срока утверждения и выдачи обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, расположенного по адресу: <...>, предусмотренного пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исчисляемого со дня поступления заявления общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» из Главного управления по земельным ресурсам Омской области в Администрацию города Омска (23.11.2008), что повлекло нарушение сроков выделения земельного участка в собственность ООО «Фирма «Алекто-Электроникс», незаконным.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска устранить нарушение прав и законных интересов заявления общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс», в связи с чем в месячный срок со дня вынесения решения суда утвердить и выдать заявления обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс» схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, как то предусмотрено пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, или предоставить в тот же срок мотивированный отказ.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, расположенного по адресу: 644099 <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электроникс», расположенного по адресу: 644046, <...>, расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

Настоящее решение о признании бездействия незаконным подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.П. Чулков