АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Омск июля 2015 года | № дела А46-7043/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2015 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьиПермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым Д.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Омскхлебопродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании Постановления №15070/юл от 08.06.2015,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 08.07.2015 (личность удостоверена паспортом),
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности № 10 (предъявлено удостоверение),
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Омскхлебопродукт» (далее по тексту – ОАО «Омскхлебопродукт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Сибирское управление Ростехнадзора, заинтересованное лицо) об оспаривании Постановления №15070/юл от 08.06.2015, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 200 000 рублей.
В обоснование заявленного требования Общество указало на незаконность оспариваемого постановления в части назначения наказания. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ № 4-П от 25.02.2014, просило оспариваемое постановление в означенной части изменить.
В представленном отзыве на заявление Сибирское управление Ростехнадзора требование ОАО «Омскхлебопродукт» отклонило, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд при отсутствии возражений участвующих в деле лиц завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения и.о.заместителя руководителя ФИО3 от 22.04.2015 № 5-06/279 была проведена плановая выездная проверка по соблюдения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
- техническим устройствам: ленточным конвейерам №4, №46, №5, №56, №6, №66, расположенным в силосных корпусах элеватора; ленточным конвейерам №10, №11, №12, №13, №17, №8-8а, №7, № б/н (ленточный безроликовый) расположенным в рабочей башни элеватора; ленточным конвейерам №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №20 расположенным в зерносушилке РД-2х25; ленточным конвейерам №1, №2, №3, №4, №4а расположенным в зерносушилке А1-ДСП-50; ленточным конвейерам №1, №2, №20, №21 расположенным в автоприёме № 1-2; ленточным конвейерам №1, №2, №4 расположенным в автоприёме № 5-6; нориям НЦ-175 №7, НЦ-350 №8, И-350 №9, И-350 №10 расположенным в силосных корпусах элеватора; нориям И-350 №1, Н-350 №2 расположенным в автоприёме № 1-2;нориям И-350 №1, И-350 №2, И-350 №3, II-100 №4 расположенным в зерносушилке РД-2x25-70; нориям II-175 №1, Н-200 №2, II-175 №3, II-200 №4, П-250 №5 расположенным в зерносушилке А1-ДСП-50; скребковому конвейеру № 25 УТФ-8/320, винтовому конвейеру РЗ-БКШ-200, расположенному в рабочей башни элеватора; скребковым конвейерам № 2УТФ-3/320, № 3 Р-350 расположенным в силосном корпусе №1 (на перекрытии); аспирационным сетям №№1-13, №20, №№22-42, №70, №74, №№76-77, №50, №53 расположенным в здании элеватора; аспирационным сетям №№58-59, №№65-69, расположенным в автоприёме № 1-2; аспирационным сетям №54, №75 расположенным в автоприёме № 3-4; аспирационным сетям №№61-63, №№71-73 расположенным в зерносушилке РД-2х25-70; аспирационной сети №49 расположенной в автоприёме № 5-6; аспирационным сетям №№76-78, расположенным в зерносушилке А1-ДСП-50, применяемым на опасном производственном объекте - элеваторе, не проведена экспертиза промышленной безопасности (фактический срок службы технических устройств превышает двадцать лет (в эксплуатации с 1965 г.),
- здания и сооружения на опасных производственных объектах - цех по производству крупы (овсоцех), цех по производству крупы (просоцех),предназначенные для осуществления технологического процесса, хранения сырья или продукции подлежат экспертизе промышленной безопасности,
- Норийные трубы: норий НЦ-350 №1, НЦ-350 №2, НЦ-350 №3, НЦ-350 №4, НЦ-350 №5 (рабочая башня элеватора); нории НЦ-350 №8 (силосный корпус); норий П-350 №1, П-350 №2 (автоприем №1, №2) проходящие внутри бункеров не рассчитаны на внутреннее остаточное давление пылевоздушного взрыва и внешнее давление сыпучего продукта в бункерах и силосах,
- не установлены огнепреграждающие устройства на трубопроводах: с головок норий №№1-5 в надвесовые бункера элеватора; с головок норий в надсушильные бункера зерносушилки РД-2х25; с головок норий в надсушильные бункера зерносушилки А1-ДСП-50.
- на нориях НЦ-350 №1, НЦ-350 №2, НЦ-350 №3, НЦ-350 №4, НЦ-350 №5 элеватора при высоте норийных труб Ннор более 36,0 м не установлены взрыворазрядные устройства на обеих норийных трубах на высоте не более 1/3 Ннор от башмака нории,
- на нориях НЦ-350 №1, НЦ-350 №2, НЦ-350 №3, НЦ-350 №4, НЦ-350 №5 эксплуатируемых в элеваторе не установлены устройства контроля сбегания ленты,
- в элеваторе на автоприёме сырья №2 с
автомобильного транспорта не предусмотрена магнитная защита,
- не соответствует нормативным требованиям площадь легкосбрасываемых конструкций в помещении на 7-м этаже рабочей башни элеватора,
- не переоформлена лицензия на осуществление деятельности эксплуатация взрывоопасных производственных объектов от 05.12.2007 № ЭВ-61-000248 (ЖЗ), в связи с изменением, перечня видов деятельности, перечня выполняемых работ,
- не проведена аттестация: по общим требованиям промышленной безопасности генерального директора ФИО4,
- при назначении на должность не проведена первичная аттестация по нормативно-технической документации хранения и переработки растительного сырья инженера по ОТ ФИО5
- не разработан технологический регламент опасных производственных объектов,
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий не соответствует «Положению о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»,
- план ликвидации аварий и защиты персонала не пересмотрен комиссией,
- допускается работа привода вентилятора аспирационной сети № 31 с неполным комплектом клиновых ремней,
- вдоль подсилосных ленточных конвейеров не предусмотрена установка кнопок «стоп» через каждые 10м.,
- стеклянные колпаки светильников не защищены сеткой,
- окно на 4-м этаже элеватора не имеет ограждения на всю ширину,
- негерметичны колпаки на светильниках , расположенных на 4-м этаже, весовом этаже элеватора.
По данному факту административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.06.2015.
На основании указанного протокола 08.06.2015 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 15070/юл, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 200 000 руб.
ОАО «Омскхлебопродукт», полагая, что данное постановление является необоснованным и незаконным, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждения аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий на территории Российской Федерации определяются и регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно требованиям промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, изложенных в части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что указанные в нем требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, ОАО «Омскхлебопродукт» были нарушены.
Наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела, и Обществом не оспаривается. Порядок привлечения ОАО «Омскхлебопродукт» к административной ответственности не нарушен.
Между тем, при решении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд считает необходимым учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Пунктом 2 указанного Постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
В судебном заседании представитель ОАО «Омскхлебопродукт», ссылаясь на положения указанного выше Постановления, ходатайствовал о снижении размера административного штрафа. Отметил, что с учетом финансового положения Общества, мероприятий и затрат, произведенных организацией в рамках обеспечения промышленной безопасности функционирования производства, затрат, необходимых на выполнение мероприятий, отраженных в постановлении о назначении административного наказания, штраф в размере 200 000 рублей не отвечает принципам административного судопроизводства.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, а также руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, суд приходит к выводу о том, что назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд считает возможным снизить размер штрафа в 2 раза, до 100 000 рублей, что соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам целесообразности и законности административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование открытого акционерного общества «Омскхлебопродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №15070/юл от 08.06.2015 в части привлечения открытого акционерного общества «Омскхлебопродукт» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.В.Пермяков