АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
01 июня 2009 года
№ дела
А46-7059/2009
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Суставовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» г.Омска
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Омска
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно существа спора – Главное управление по земельным ресурсам по Омской области
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действие
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 09.10.2009 (паспорт <...>);
представителя заинтересованного лица – ФИО2, действующей на основании доверенности от 08.08.2008 № 02/13863 (удостоверение № 095/08),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «ВЕГА» г.Омска (далее по тексту – ООО «ВЕГА», налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее по тексту – Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Омска, заинтересованное лицо), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно существа спора, Главного управления по земельным ресурсам по Омской области, в котором просило:
1. признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по ул.ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения;
2. обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Омска в трехмесячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу обеспечить выбор земельного участка по ул. ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения, согласно заявлению ООО «Вега», поданному в Главное управление по земельным ресурсам Омской области 05.11.2008 № 04-02/1170, оформить в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства социального центра по обслуживанию населения с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обосновывая заявленные требования, ООО «ВЕГА» ссылается на то, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Омска не совершил действий по обеспечению выбора земельного участка для строительства социального центра по обслуживанию населения на основании обращения Главного управления по земельным ресурсам Омской области, основанного на заявлении ООО «ВЕГА».
Письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области нельзя рассматривать как отказ в размещении объекта, так как такое решение может быть принято только на основании представленного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Омска оформленного акта о выборе земельного участка с приложением утвержденных схем расположения земельных участков.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Омска представил письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с требованиями заявителя не согласился и просил суд отказать в их удовлетворении, поскольку выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства осуществить невозможно, так как на испрашиваемой территории расположены многоквартирные жилые дома.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области письменного отзыва в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
ООО «ВЕГА» зарегистрировано 12.11.2004 в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1045501029463.
05.11.2008 ООО «ВЕГА» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении ООО «ВЕГА» указало предполагаемое местоположение земельного участка: в районе жилого дома, по адресу: ул. Ф.Крылова, 5, предполагаемый размер земельного участка с его обоснованием: 1000 кв.м, площадь застройки 400 кв.м, площадь парковки 100 кв.м, площадь озеленения 500 кв.м, этажность 4-2. Цель выбора - строительство социального центра по обслуживанию населения.
Письмом от 27.01.2009 № 0402/477 Главное управление по земельным ресурсам Омской области сообщило заявителю о том, что заявления ООО «ВЕГА» от 05.11.2008 № 04-02/1166, № 04-02/1170 о выборе земельных участков для строительства торгового комплекса с аптекой по ул. Гуртьева и социального центра по обслуживанию населения по ул.Крылова в Ленинском административном округе в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации направлены в Администрацию города Омска.
По поручению Администрации города Омска данные обращения рассмотрены Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Омска. По результатам рассмотрения Главным управлением по земельным ресурсам Омской области получены ответы, копии которых были направлены в адрес ООО «ВЕГА» для ознакомления.
Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска от 11.12.2008 № 06/21143, адресованного начальнику Главного управления по земельным ресурсам Омской области ФИО3, следует, что:
«Запрашиваемый для строительства социального центра по обслуживанию населения земельный участок по ул. Серова расположен в существующей жилой застройке, на придомовой территории жилых домов № 20 по ул.Серова и № 6 по ул. Ул. Маркова в Ленинском административном округе города Омска, земельные участки которых не сформированы.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном жилом доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме имеют первоочередное право на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные объекты, входящие в состав такого дома.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации вопросы формирования земельных участков для дополнительного размещения объектов в границах застроенных территорий могут быть рассмотрены только после разработки проектов межевания застроенных территорий.
Учитывая, что в настоящее время не выполнен проект межевания данной территории, при размещении дополнительного объекта могут быть нарушены интересы пользователей прилегающей территории.
В связи с изложенным, обеспечить выбор запрашиваемого земельного участка для строительства социального центра не представляется возможным».
Поскольку данный ответ Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска не основан на нормах земельного законодательства, а бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска нарушает права и законные интересы ООО «ВЕГА» сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось с заявлением о признании указанного бездействия незаконным.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования ООО «ВЕГА» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.
В свою очередь процедура выбора земельного участка для строительства начинается с подачи мотивированного заявления гражданином или юридическим лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть указаны все необходимые характеристики, объективные сведения об испрашиваемом участке, или их возможных вариантах.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 18 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п «О Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска» Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска является органом, осуществляющим полномочия Администрации города Омска, в том числе, по вопросам принятия решений о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающих акты о выборе земельного участка, а также по вопросам утверждения проектов территориального землеустройства.
Согласно пункту 18 данного Положения Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска подготавливает предложения о выборе земельных участков.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска обеспечивает варианты размещения объекта по заявлению. Приведение лицом в заявлении желаемого месторасположения не свидетельствует о том, что иных вариантов предложено быть не может, кроме того, указание на месторасположения призвано лишь ускорить процесс выбора вариантов Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
В статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации содержится перечень требований к содержанию заявления, а также необходимых документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства.
Так, в заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела, поданное ООО «ВЕГА» заявление соответствует нормам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, земельное законодательство регламентирует последовательность определенных действий, включающую в себя осуществление выбора земельного участка, проведение работ по его формированию, государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка.
При том, на стадии утверждения акта выбора земельного участка возможно как принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, поскольку выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
Как было указано выше, согласно подпункту 8 пункта 18 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска организует и обеспечивает формирование земельных участков для предоставления с предварительным согласованием мест размещения объектов, принимает решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельного участка и утверждает проекты территориального землеустройства.
Согласно материалам дела ООО «ВЕГА» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.
В ответ на свое заявление ООО «ВЕГА» получено письмо от Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 27.01.2009 № 0402/477.
В данном письме указано, что на основании заявлений ООО «ВЕГА» направлены обращения в Администрацию города Омска. В ответ на указанное обращение Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска сообщил: «Запрашиваемый для строительства социального центра по обслуживанию населения земельный участок по ул. Серова расположен в существующей жилой застройке, на придомовой территории жилых домов № 20 по ул.Серова и № 6 по ул. Ул. Маркова в Ленинском административном округе города Омска, земельные участки которых не сформированы. Учитывая, что в настоящее время не выполнен проект межевания данной территории, при размещении дополнительного объекта могут быть нарушены интересы пользователей прилегающей территории. В связи с изложенным, обеспечить выбор запрашиваемого земельного участка для строительства социального центра не представляется возможным».
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В данном случае заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что заявление ООО «ВЕГА» было рассмотрено Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска в соответствии с процедурой, предусмотренной земельным законодательством, не было принято решение ни о предварительном согласовании места размещения объекта, ни об отказе в размещении объекта.
Вышеуказанные обстоятельства дают основание считать бездействие заинтересованного лица, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка по ул. ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска, примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка с приложением утвержденных проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами выбора, повлекшим ущемление права заявителя на аренду земельного участка, необходимого для строительства, поскольку отсутствие акта о выборе создает препятствие для дальнейших действий заявителя по согласованию земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, действие (бездействие) незаконным.
При таких обстоятельствах бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка по ул. ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска, примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения, признается арбитражным судом не соответствующим земельному законодательству.
Поскольку указанное выше бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска является незаконным, суд полагает необходимым в качестве способа устранения нарушения законных прав и интересов заявителя обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в трехмесячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу обеспечить выбор земельного участка по ул. ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска, примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения, согласно заявлению ООО «ВЕГА», поданному в Главное управление по земельным ресурсам Омской области 05.11.2008, оформить в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства социального центра по обслуживанию населения с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая, что заявленные ООО «ВЕГА» требования удовлетворены, заявителю надлежит возвратить из бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «ВЕГА» г.Омска требования удовлетворить полностью.
Признать бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка по ул. ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска, примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения, незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в трехмесячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу обеспечить выбор земельного участка по ул. ФИО4, вблизи жилого дома № 5, в Ленинском административном округе г.Омска, примерной площадью 1000 кв.м, для строительства социального центра по обслуживанию населения согласно заявлению ООО «ВЕГА», поданному в Главное управление по земельным ресурсам по Омской области 05.11.2008, оформить в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства социального центра по обслуживанию населения с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ВЕГА», расположенному по адресу: 644090, <...> а, кв. 96, ИНН <***>, из федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1 от 18.03.2009.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.
Судья О.Ю. Суставова