ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7167/2021 от 22.06.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

23 августа 2021 года

№ дела

А46-7167/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2021 года, решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Баландина В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (ИНН 5502050244, ОГРН 1025500530252) к обществу с ограниченной ответственностью "СтройТраст"(ИНН 5501236824, ОГРН 1115543037268) о взыскании,

без вызова участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее – КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СтройТраст» (далее – ООО «СтройТраст», ответчик) о взыскании 637 500 руб. штрафных санкций, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Определением Арбитражного суда Омской области от 23.04.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик, надлежащим образом извещённый о рассмотрении дела, в том числе, путём размещения информации на сайте арбитражного суда (сервис «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) представил отзыв на иск.

Суд рассмотрел дело в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам, в удовлетворении исковых требований отказал (резолютивная часть от 22.06.2021).

30.06.2021 зарегистрировано заявление об изготовлении мотивированного решения по делу № А46-7167/2021.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ, суд установил следующее.

20.04.2018 между казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее - учреждение) и ООО «СтройТраст» (далее - подрядчик) был заключен государственный контракт № Ф.2018.131310 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Омск - Муромцево Седельниково, участок км 229+000 - км 251+000 (выборочно) в Муромцевском муниципальном районе Омской области в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (далее - контракт) на сумму 85 000 000,00 рублей.

Согласно пункта 7.4.6 контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.

В соответствии с п. 7.4.7 контракта подрядчик обязан в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком предоставить государственному заказчику копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную подрядчиком и декларацию о принадлежности субподрядчика к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации.

Как указывает истец, в нарушение вышеуказанных пунктов декларации и договоры субподряда в объеме 15 % от цены контракта представлены не в полном объеме и с нарушением сроков.

За представление документов, указанных в пп. 7.4.7 - 7.4.11 контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков, а также за непривлечение субподрядчиков в объеме, установленном Контрактом в соответствии с п. 7.4.11 Контракта подрядчик обязан нести гражданско-правовую ответственность перед государственным заказчиком.

Пунктом 9.16 Контракта установлено, что в связи с неисполнением условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Подрядчик выплачивает Государственному заказчику штраф в размере 637 500,00 руб.

Так у ООО «СтройТраст», образовалась задолженность в размере 637 500,00 руб.

19.12.2018 учреждением с целью урегулирования спора в досудебном порядке в адрес ответчика была направлена претензия № 07-08/4597 о взыскании штрафных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

Требования истца от 19.12.2018 № 07-08/4597 остались ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив материалы дела, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со статьёй 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта (пункт 8 части 1). К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4).

Согласно статье 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1). Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4).

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6). Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 2).

Из материалов дела следует, что 28 февраля 2018 года Истцом было размещено извещение № 0152200004718000130 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Омск-Муромцево-Седельниково, участок км 229+000-км 251+000 (выборочно) в Муромцевском Муниципальном районе Омской области.

Согласно извещению, было установлено требование к участникам аукциона: «Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ)».

20 апреля 2018 года между Истцом и Ответчиком был заключен государственный контракт № Ф.2018.131310, в котором было установлено требование (п. 7.4.7 контракта), об обязанности подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНКО в объеме 15% от цены контракта.

Так же Истец пунктом 9.16 контракта установил штрафные санкции за неисполнение вышеуказанного требования в размере 637 500 рублей.

Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП (субъектов малого предпринимательства) или СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из Числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 6 статьи 30 определено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 30).

Из приведенных норм Федерального закона № 44-ФЗ следует, что условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП, СОНКО включаются в контракт только в том случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) сам не является СМП или СОНКО.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Вместе с тем в пункт 7.4.6 контракта включено условие об обязанности подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.

В соответствии с п. 7.4.7 контракта подрядчик обязан в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком предоставить государственному заказчику копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную подрядчиком и декларацию о принадлежности субподрядчика к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации.

Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.

При этом указание на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, в данном пункте проекта контракта отсутствует.

Соответственно, к такому победителю применять условия, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466, в контракте не требуется.

Таким образом, в случае если в извещении об осуществлении закупки установлено указанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, но победителем данной закупки становится СМП или СОНКО, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, к нему не предъявляется. Соответственно, к такому победителю применять условия, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466, в контракте не требуется.

Учитывая изложенное, суд считает, что Учреждением нарушены требования части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку при подобном требовании аукционной документации привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, имеющих указанный специальный статус, обязан и участник закупки, сам являющийся субъектом малого предпринимательства. Следовательно, к ответчику не могут предъявляться требования, установленные 7.4.7, 9.16 контракта.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», отсутствуют.

Судом установлено, что истец при обращении в суд оплатил государственную пошлину в надлежащем размере.

Принимая во внимание отказ в удовлетворении требований, государственная пошлина за рассмотрение иска подлежит на основании положений ст. 110 АПК РФ отнесению на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области отказать.

По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья В.А. Баландин