ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7261/14 от 01.09.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

сентября 2014 года

№ дела

А46-7261/2014

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2014 года

Полный текст решения подготовлен 03 сентября 2014 года

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём Ляшевой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области  (ИНН 8024993 , ОГРН 5553037650 ) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 3079101 , ОГРН 5504006822 ) о признании незаконным отказа в переводе земель из одной категории в другую, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Омского муниципального района Омской области,

при участии в судебном заседание: 

от заявителя – Исматова Н.Н. (доверенность от 10.02.2014 б/н, удостоверение);

от заинтересованного лица – Рейтер М.А. (удостоверение, доверенность от 06.02.2014);

от третьего лица – Вишнивецкий В.В. (удостоверение, доверенность от 09.01.2014),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области  (далее – Администрация сельского поселения, заявитель) обратилась в арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) о:

1) признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений
Омской области в переводе земель из одной категории в другую в отношении
земель сельскохозяйственного назначения от 12 мая 2014 года № 08/4749;

2) обязании Министерства имущественных отношений Омской области
перевести земельные участки с кадастровыми номерами:

55:20:120701:398, местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 780 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район, с. Морозовка, ул. 60 лет Победы, 4. Площадь земельного участка составляет 12 297,00 кв.м.,

55:20:120701:399, местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 1040 м. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район, с. Морозовка, ул. 60 лет Победы, 4. Площадь земельного участка составляет: 20 077,00 кв.м.,

из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения кладбищ).

Определением от 10.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация Омского муниципального района Омской области.

В ходе судебного разбирательства от заявителя поступило письменное ходатайство в порядке статьи 49 АПК РФ об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым  Администрация сельского поселения просит:

Данные уточнения приняты судом.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнённые заявленные требования поддержала в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражала, высказалась согласно представленному в порядке статьи 131 АПК РФ письменному отзыву.

Представитель третьего лица поддержал позицию Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, указав на невозможность в данном случае предоставить   акт   выбора   земельных   участков   и   решения о предварительном согласовании мест размещения объектов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Омского районного суда Омской области по делу № 2-1336/11 (полный текст изготовлен 12.09.2011) по заявлению прокурора Омского района Омской области бездействие Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного законодательства, признано незаконным.

Кроме того, Омский районный суд Омской области обязал Администрацию Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области: сформировать земельные участки, занятые под сельские кладбища, расположенные на территории Морозовского с/п: кладбище общей площадью 3 га, расположенное в 1100 м. по направлению на северо-восток относительно жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Морозовка, ул. Зеленая, 2; кладбище общей площадь. 3 га, расположенное в 1200 км. по направлению на юго-восток относительно жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, д. Ракитинка, ул. Центральная, дом 1, в срок до 30.03.2012;  организовать на территории Морозовского с/п новое место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 30.03.2012.

Во исполнение названного решения Администрацией сельского поселения были проведены мероприятия по постановке на кадастровый учёт земельных участков, занятых указанными выше кладбищами, в результате которых собственником (ЗАО «ПК «ОША») образованных земельных участков (с кадастровыми номерами: 55:20:120701:398, местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 780 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район, с. Морозовка, ул. 60 лет Победы, 4. Площадь земельного участка составляет 12 297,00 кв.м.; 55:20:120701:399, местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося за пределами земельного участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 1040 м. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район, с. Морозовка, ул. 60 лет Победы, 4. Площадь земельного участка составляет: 20 077,00 кв.м.) были получены соответствующие свидетельства о регистрации прав.

Впоследствии на основании договора пожертвования от 25.09.2013 спорные земельные участки были безвозмездно переданы в собственность Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, о чём в материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации прав от 27.12.2013 серии 55 АБ №№ 011377, 011378.

Во исполнение указанного выше решения суда 19.03.2014 заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Омской области с ходатайством № 02-17/155 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:120701:398 и 55:20:120701:399 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения.

В своём ответе от 10.04.2014 № 08/3535 Министерство указало, что  ходатайство необходимо представить на каждый земельный участок по форме, утверждённой приложением 1 к постановлению № 90-п; категорию земельных участков необходимо указать в соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, к ходатайству не были представлены: устав органа местного самоуправления; согласие правообладателя земельных участков на перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую с указанием отсутствия иных вариантов размещения объектов; на планово-картографическом  материале  необходимо указать масштаб; акты о выборе земельных участков с приложением решений о предварительном согласовании мест размещения объектов и схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

14.04.2014 Администрация сельского поселения, с учётом обозначенных замечаний, повторно обратилась с соответствующими ходатайствами в Министерство имущественных отношений Омской области.

25.04.2014 в дополнение к ранее представленным ходатайствам Администрация Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области  направила в Министерство письменные ответы Администрации Омского муниципального района Омской области  от 25.04.2014 №№ 14/ОМС-3010, 14/ОМС-3011, констатирующие отсутствие у неё полномочий по распоряжению испрашиваемыми земельными участками.

По результатам их рассмотрения заинтересованное лицо в письме от 12.05.2014 № 08/4749 сообщило, что к ходатайствам не приложены акты о выборе земельных участков, решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории;

в ходатайствах не указаны сведения о среднем уровне кадастровой стоимости земель по Омскому муниципальному району Омской области, который в соответствии с приказом Минимущества от 20 ноября 2013 года № 53-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного; назначения Омской области» составляет 27000 (двадцать семь тысяч) руб./га;

в графе «Цель перевода» необходимо указать, для размещения каких именно объектов испрашивается перевод земельных участков.

Полагая, что такой отказ в переводе испрашиваемых земельных участков нарушает права и законные интересы Администрации сельского поселения, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учётом уточнений).

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, заслушав представителей, лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом,   понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 Кодекса).

На основании статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перевод земель из одной категории в другую. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).

В силу части 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ).

В соответствии с частью 4.1 статьи 2 названного Закона документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

Статьёй 3 Закона № 172-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Омской области от 12.07.2006 № 90-п.

Как указывалось выше, 14.04.2014 Администрация Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, устранив отмеченные заинтересованным лицом недостатки, обратилась в Министерство имущественных отношений Омской области с повторными ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:120701:398 и 55:20:120701:399 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Из данных ходатайств следует, что в качестве обоснования перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую заявитель указал, что «земельный участок, безвозмездно переданный в собственность Морозовского сельского поселения под кладбища, расположен на землях сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, в то время как, в соответствии с пунктом 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение кладбищ возможно на землях населённых пунктов специального назначения»; целью такого перевода является «приведение на территории Морозовского сельского поселения мест захоронения в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также исполнение решения Омского районного суда Омской области от 08.09.2011 года № 2-1336/2011 по иску прокурора Омского муниципального района Омской области в интересах Российской Федерации и неопредёленного круга лиц».

К указанным ходатайствам заявителем были приложены следующие документы: Устав Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области; копии свидетельств о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований № 024512, о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации 55 № 001487684, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; копии свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки; ситуационный, планово-картографический материал с указанием местоположения испрашиваемых земельных участков; кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки; выписки из ЕГРП на испрашиваемые земельные участки; выписка из ЕГРЮЛ на Администрацию Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области; копия справки из налогового органа   о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам; копия решения суда Омского района Омской области от 08.09.2011 № 2-1336/2011 по иску прокурора Омского муниципального района Омской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Кроме того, суд отмечает, что письмом от 25.04.2014 № 02-17/281 Администрация Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в дополнение к ходатайствам от 14.04.2014 направила в адрес заинтересованного лица ответы Администрации Омского муниципального района Омской области о невозможности подготовки актов выбора испрашиваемых земельных участков, как на сформированные и учтённые в государственном кадастре недвижимости  (письма от 25.04.2014 № 14/ОМС-3010, № 14/ОМС-3011).

Законность и обоснованность таких отказов Администрации Омского муниципального района Омской области о выборе находящихся в собственности Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области земельных участков, расположенных на территории Омского муниципального района и предварительном согласовании места размещения объекта,  были установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 по делу № А46-7265/2014.

В данном судебном акте отмечено, что испрашиваемые Администрацией Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:120701:398 и 55:20:120701:399 сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости и принадлежат на праве собственности последней (свидетельства о государственной регистрации права серии 55-АБ № 011377 и серии 55-АБ № 011378).

Данные обстоятельства в силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.

Вместе с тем, отказывая в рассмотрении ходатайств, Министерство имущественных отношений Омской области указало  на отсутствие документов, предусмотренных Постановлением Правительства Омской области от 12.07.2006 № 90-п, а именно: актов о выборе земельных участков, решений о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

Суд, изучив материалы дела в совокупности и взаимосвязи, учитывая изложенные выше правовые нормы, а также принимая во внимание фактические обстоятельства рассматриваемого спора – отсутствие у заявителя объективной возможности в получении необходимых актов о выборе спорных земельных участков, решений о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, приходит к выводу о том, что отказ Министерства имущественных отношений Омской области в оспариваемой части, изложенный в письме от 12.05.2014 № 08/4749, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

  В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в том числе указывается на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд, принимая во внимание, что заинтересованное лицо, являющееся органом, уполномоченным принимать решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо принятие решения об отказе в таком переводе, по существу обозначенные выше ходатайства заявителя не рассматривало, указанные акты не принимало, считает, что надлежащим способом устранения нарушенного права является: возложение на Министерство обязанности принять акты о переводе земель спорных земельных участков из категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с учётом невозможности предоставления   акта   выбора   земельных участков и решений о предварительном согласовании мест размещения объектов, в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации. Данный способ устранения нарушенного права заявителя, по мнению суда, является обоснованным и соответствующим Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Администрацией сельского поселения требований в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Заявленные Администрацией Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области  (ИНН 5528024993, ОГРН 1055553037650) требования удовлетворить.

Признать отказ Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) от 12 мая 2014 г. № 08/4749 в рассмотрении ходатайства, в части указания на отсутствие актов выбора земельных участков, решения о предварительном согласовании места размещения объектов, Администрации поселения от 14.04.2014 № 02-17/240 незаконным.

Признать бездействие Министерства имущественных отношений Омской области незаконным в связи с невыполнением действий, предусмотренных статьёй 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области принять акты о переводе земель из одной категории в другую с кадастровыми номерами   55:20:120701:398,   55:20:120701:399,  с  учётом невозможности   предоставления   акта   выбора   земельных участков и решений о предварительном согласовании мест размещения объектов.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск). Вступившее в законную силу решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте арбитражного суде в сети «Интернет».

Судья                                                                                                      В.И. Чернышев