ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7320/10 от 17.08.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

23 августа 2010 года

№ дела

А46-7320/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи  С.Г. Захарцевой,

при ведении протокола   секретарем судебного заседания Пошиванюк Л.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Государственного унитарного предприятия Государственного учреждения «Лечебно-исправительное Учреждение для больных наркоманией №2 УХ-16/2» г. Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного Учреждения Управления Пенсионным фондом РФ в Советском административном округе г. Омска

о признании незаконными действий налогового органа, признании законным расчета ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2", признании недействительным акта сверки, обязании налогового органа списать пени

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Михайлова О.С. (доверенность №22 от 10.07.2010, удостоверение ОМС №001625), Панкротов А.Г. (доверенность №56/2-4098 от 12.08.2010, удостоверение ОМС №000629), Шмидт В.А. (доверенность №21 от 10.07.2010);

от заинтересованного лица – Кирсанов С.С. (доверенность №15/00065 от 12.01.2010, удостоверение УП №340079);

от ГУ УПФ РФ в САО г. Омска – Горчакова Т.А. (доверенность №000003 от 11.01.2010);

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Государственного учреждения «Лечебно-исправительное Учреждение для больных наркоманией №2 УХ-16/2» ГУ УИН Минюста России по Омской области (далее по тексту ГУП ГУ «ЛИУ-2 УХ-16/2», заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее по тексту ИФНС России по САО г. Омска, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным действия налогового органа по расчету пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период 2002-2009 в общей сумме 465938,53 руб., признании законным расчет начисления пеней ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период 2002-2010, признании недействительным акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №669 и обязании налогового органа списать с ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период 2002-2009 в общей сумме 465938,53 руб.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил требования (заявление, протокол судебного заседания от 12.08.2010), в соответствии с которыми просит признать пени в сумме 465938, 53 руб. безнадежными ко взысканию и обязать ИФНС России по САО г. Омска списать с ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" данные пени. Указанные уточнения приняты судом.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное Учреждение Управления Пенсионным фондом РФ в Советском административном округе г. Омска (определение от 08.06.2010).

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что в соответствии со статьей 59 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» пени, начисленные налоговым органом должны быть признаны безнадежными ко взысканию.

Налоговый орган требования заявителя не признал, считает, что требования не законны и не обоснованны, а пени начислены правомерно в соответствии с Федеральным Законом №167-ФЗ от 15.12.2001.

Кроме того, инспекция считает, что требования заявителя не могут быть исполнены налоговым органом и должны быть предъявлены в Пенсионный фонд РФ согласно Постановлению от 17.10.2009 №820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

Пенсионный фонд поддерживает позицию о необоснованности требований заявителя, оснований для признания пеней безнадежными к взысканию не имеется, поскольку учреждение не ликвидировано.

Представитель ГУ УПФ РФ по САО г. Омска пояснил, что согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 №307-ФЗ «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 и плановый период 2011, 2012 годов» главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР за расчетные периоды с 2002 по 2009 года включительно, является Федеральная налоговая служба.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что по данным налогового органа у ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на которую были начислены пени в сумме 465938,53 руб.

ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" направило в Государственное Учреждение Управления Пенсионным фондом РФ в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту ГУ УПФ РФ по САО г. Омска, пенсионный фонд) запрос о состоянии расчетов по пеням. На данный запрос 15.04.2010 был получен ответ №исх.006963, согласно которому по данным реестра Федеральной налоговой службы на 01.02.2010 за предприятием числятся пени, начисленные на обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование в сумме 465938,53 руб.

Письмом от 22.04.2010 №56/2-1718 ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" обратилось в ГУ УПФ РФ по САО г. Омска, в котором просит списать задолженность по пеням.

ГУ УПФ РФ по САО г. Омска письмом от 11.05.2010 №008772, сообщило учреждению, что согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 №307-ФЗ «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 и плановый период 2011, 2012 годов» главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР за расчетные периоды с 2002-2009 года включительно, является Федеральная налоговая служба и с заявлением о списании задолженности следует обращаться непосредственно в орган, администрирующий данные платежи.

Предприятие по вопросу списания пеней обратилось в налоговый орган, от которого был получен ответ (в устной форме) о невозможности списания пеней.

Полагая, что налоговым органом, нарушены права и законные интересы учреждения, ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пени в сумме 465938,53 руб. безнадежными к взысканию и обязании ИФНС России по САО г. Омска списать указанные пени.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 №212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 №820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» безнадежными к взысканию и списываются признается недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее - недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:

а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);

в) смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается:

а) Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

б) Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Форма решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается при наличии следующих документов:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица;

б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

в) копия свидетельства о смерти физического лица или копия решения суда об объявлении физического лица умершим.

Иных оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию задолженности, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского Кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 3 статьи 49 вышеуказанного Кодекса).

Согласно пояснений заявителя, ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" с 2007 года находится в стадии ликвидации, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица (запись внесена 19.03.2007) и представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица от 30.06.2010.

Однако доказательств, подтверждающих внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации заявителя, в материалы дела не представлено.

Поскольку ГУП ГУ "ЛИУ-2 УХ-16/2" не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, а решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности применяется только в отношении ликвидированного лица, то списание пеней, как безнадежных к взысканию является не возможным.

Ссылка заявителя на то, что списание задолженности должно производится на основании Постановления правительства РФ от 12.02.2001 №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» не принята судом, поскольку положения указанного Постановления применяются в отношении сумм задолженности, возникших до 01.01.2001 года, а недоимка, на которую начислены оспариваемые пени, согласно пояснений налогового органа и заявителя, образовалась в период с 2002 по 2009 года. Доказательств того, что данная недоимка образовалась до 01.01.2001 года в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Государственного унитарного предприятия Государственного учреждения "ЛИУ-2 УХ-16/2" о признании пени в сумме 465938 рублей 53 копейки безнадежными к взысканию и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска списать данные пени с Государственного учреждения "ЛИУ-2 УХ-16/2" отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Судья С.Г. Захарцева