ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7369/2022 от 28.07.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

августа 2022 года

№ дела

А46-7369/2022

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2022 года,

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Распутиной В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия г.Омска «Электрический транспорт» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.06.2021, паспорт), ФИО2 (доверенность от 29.03.2022, паспорт);

от заинтересованного лица – ФИО3 (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом),

31.12.2021, удостоверение, диплом),

У С Т А Н О В И Л :

муниципальное предприятие г.Омска «Электрический транспорт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании недействительным уведомления от 9 марта 2022 года № КУВД-001/2022-7297048/1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 25 февраля 2022 года № КУВД-001/2022-7297048 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, представленных для государственной регистрации прав в связи с непредставлением и отсутствием информации об уплате государственной пошлины (в размере 22 000 рублей) за осуществление государственной регистрации прав (прекращения права хозяйственного ведения), а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт».

В судебном заседании заявитель требование поддержал, Управление возражало против его удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 16 от 13.01.2022 года «О закреплении имущества на праве оперативного управления» предписано:

1. Прекратить право хозяйственного ведения МП г. Омска «Электрический транспорт» на недвижимое имущество: нежилое помещение, номер на поэтажном плане    первого этажа:  1, общей площадью 63,3  кв. м., находящееся в здании, расположенном по адресу: <...>, кадастровый номер 55:36:040106:12887, реестровый номер 001018941.

2. МП г. Омска «Электрически транспорт» передать, учреждению принять, по акту приема-передачи имущества, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Закрепить за учреждением имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, на праве оперативного управления.

4. МП г. Омска «Электрический транспорт» в течении трех дней с даты подписания предоставить в департамент имущественных отношений Администрации города Омска, акт приема-передачи имущества, указанного в п. 1 настоящего распоряжения.

5.       МП г. Омска «Электрический транспорт» осуществить мероприятия,
направленные на государственную регистрацию прекращения права
хозяйственного ведения на недвижимое имущество, указанное в пункте 1
настоящего распоряжения.

6.       Учреждению осуществить мероприятия, направленные на
государственную регистрацию права оперативного управления на имущество
указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.

25 февраля 2022 года, МП г.Омска «Электрический транспорт» обратилось с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области осуществить государственную регистрацию прав, в отношении объекта недвижимости, помещения, кадастровый номер 55:36:040106:12887, характеристики и ее значение площадь: 63,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, назначение помещения нежилое, гараж.

09.03.2022 года, МП г. Омска «Электрический транспорт», было получено уведомление о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 25 февраля 2022 года № КУВД-001/2022-7297048 представленных для государственной регистрации прав, в связи со следующим: информация об уплате государственной пошлины (в размере 22 000 рублей) за осуществление государственной регистрации прав (прекращения права хозяйственного ведения) по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Полагая, что указанное уведомление о возврате является незаконным МП г.Омска «Электрический транспорт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит настоящее требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) установлено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным законом сведений.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

В силу статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, а также на основании предусмотренных федеральным законом, а также других документов, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В соответствии с Законом о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Действия, связанные с постановкой и ведением кадастрового учета объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого недвижимое имущество приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Согласно пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно статьи 11 Федерального закона № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организациями уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб., за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, фактически, имело место прекращение права хозяйственного ведения Предприятия в отношении имущества в связи с переходом права к новому правообладателю путем наделения его правом оперативного управления на поименованное имущество.

Из текста распоряжения Департамента имущественных отношений  следует, что он принят в результате совместного заявления МП г. Омска «Электрический транспорт» и БОУ г.Омска «Лицей № 29».

Проанализировав указанные нормоположения, суд пришел к выводу о том, что в случае изъятия из хозяйственного ведения Предприятия недвижимого имущества и предоставления этого имущества иному лицу независимо от вида вещного права (в рассматриваемом случае на праве оперативного управления), что имело место в спорном случае, государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения бывшим правообладателем уплачиваться не должна. Условием наличия такой обязанности у бывшего правообладателя вещного права, по убеждению суда, является отсутствие перехода прав к новому правообладателю.  

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку уведомление заинтересованного лица не основано на нормах права, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

В соответствии с пунктами 3 частей 4 и 5 указанной выше нормы права, решение арбитражного суда должно содержать указание на обязанность заинтересованного лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения.

Из смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

При этом избранный таким лицом способ защиты должен соответствовать имеющемуся нарушению права и обеспечивать его восстановление.

Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Такой способ должен быть определён, исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием спорного ненормативного правового акта (совершения неправомерных действия либо бездействия).

В рассматриваемом случае суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области рассмотреть заявление муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт» от 25 февраля 2022 года № КУВД-001/2022-7297048 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с учетом отсутствия у заявителя обязанности по уплате государственной пошлины.

В соответствии с частью 2 статьи 168, частью 1 статьи 110 АПК РФ при вынесении итогового судебного акта по делу суд распределяет судебные расходы.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требование муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт» удовлетворить.

Признать недействительным уведомление от 9 марта 2022 года № КУВД-001/2022-7297048/1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 25 февраля 2022 года № КУВД-001/2022-7297048 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, представленных для государственной регистрации прав в связи с непредставлением и отсутствием информации об уплате государственной пошлины (в размере 22 000 рублей) за осуществление государственной регистрации прав (прекращения права хозяйственного ведения).

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт», а именно, рассмотреть заявление муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт» от 25 февраля 2022 года № КУВД-001/2022-7297048 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с учетом отсутствия у заявителя обязанности по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу муниципального предприятия г. Омска «Электрический транспорт»
(ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         В.Ю. Распутина