АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
002008:20
28 августа 2013 года
№ дела
А46-7483/2013
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2013
Решение в полном объеме изготовлено 28.08.2013
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Крещановской Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела, возбужденного по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агро" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания №21/3/21-4 от 13.06.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.11.2012 (паспорт),
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 21.11.2012 (удостоверение),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агро" (далее – ООО «Ресурс-Агро», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее – ГУ МЧС по Омской области, заинтересованное лицо, надзорный орган) о признании недействительным предписания №21/3/21-4 от 13.06.2013.
Заявление мотивировано неправомерностью возложения на заявителя обязанностей по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, разработке паспорта на него и эксплуатационно-технической документации, в связи с тем, что согласно свидетельствам о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, принадлежащих заявителю ограничения (обременения) прав не зарегистрированы. ООО «Ресурс-Агро» не знало и не должно было знать, что среди приобретенных объектов находится объект, имеющий статус защитного сооружения гражданской обороны.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания. Спорное защитное сооружение состоит на учете в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий под инвентарным номером № 4/30, что подтверждается выпиской из Журнала учета защитных сооружений ГО Омской области ГУ МСЧ по Омской области. В связи с чем, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности заявитель должен выполнять требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и создавать необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что 13.06.2013 на основании распоряжения заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности КАО г. Омска УДН ГУ МЧС по Омской области от 25.04.2013 территориальным отделом надзорной деятельности САО г. Омска УДЛН ГУ МЧС пор Омской области проведена внеплановая проверка ООО «Ресурс-Агро» с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 13.08.2012 № 30/3/30-5, срок для исполнения, которого истек 05.05.2013. В связи с установлением фактов не исполнения требований предыдущего предписания и выявлением новых нарушений, надзорным органом было выдано новое предписание № 21/3/21-4 от 13.06.2013.
Не согласившись с выданным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 Закона N 28-ФЗ).
В статье 13 названного Закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, защитное сооружение определяет как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - как защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583, организации, на учете которых находятся ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Пунктом 4 приказа МЧС России от 09.08.2010 N 381 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны" (далее - Административный регламент) установлено, что объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
В силу пункта 5 Административного регламента предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансах защитные сооружения гражданской обороны, в журнале защитных сооружений гражданской обороны.
Сведения о наличии защитных сооружений представляются в МЧС РФ в установленном порядке.
В соответствии с приложением № 5 к пункту 2.1 Правил, а также с выпиской из Журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Омской области ГУ МЧС по Омской области инв. № 358 защитное сооружение, расположенное на территории ООО «Ресурс-Агро» в адресу: <...>, стоит на учете в МЧС под инвентарным номером №4/30.
При эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности заявитель обязан выполнять требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и создавать необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как военное врем, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
- защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
- герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Из чего следует, что у заявителя имеется обязанность в организации правильного учета, содержания помещения, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС ГО.
Из материалов, представленных заинтересованным лицом видно, что при проверках в 2011, 2012 годах были выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений, в связи с чем, заявителю выдавались предписания об устранении выявленных нарушений. Оспариваемое предписание в настоящем деле выдано по результатам проверки исполнения предыдущего предписания. Из акта проверки следует, что проверяющим органом выявлены факты невыполнения предписаний, а именно не выполнены в срок следующие мероприятия:
- не разработан паспорт на защитное сооружение гражданской обороны;
- не разработана эксплуатационно-техническая документация на защитное сооружение гражданской обороны;
- не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени;
- не исправны системы жизнеобеспечения (электроснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации, отопления).
В связи с чем, и было выдано оспариваемое предписание.
Кроме того, следует отметить, что постановлением мирового судьи судебного участка № 107 Кировского административного округа от 05.10.2012 заявитель был привлечен к административной ответственности за невыполнение требований предписания № 30/3-1-6 от 28.10.2011, в котором были перечислены аналогичные нарушения.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что ни нынешнему, ни предыдущему руководителю ООО «Ресурс-Агро» не было известно о наличии у заявителя защитного сооружения гражданской обороны, а также в каком их имеющихся нежилых помещений оно находится, поскольку данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заинтересованным лицом представлена ксерокопия титульного листа Плана приведения в готовность объектового формирования гражданской обороны, утвержденного генеральным директором ООО «Ресурс-Агро» ФИО3 еще 16.03.2004 года.
При проведении проверок Управление руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Заявителем ни в заявлении, ни в ходе судебного разбирательства не указано какие нормы действующего законодательства были нарушены заинтересованным лицом при выдаче оспариваемого предписания.
В то же время заинтересованным лицом представлены документы в обоснование своих возражений, что указано выше, оценив которые, суд пришел к выводу о законности выданного предписания.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд становив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении заявленного требования, расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ следует отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-
Р Е Ш И Л :
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-Агро" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания №21/3/21-4 от 13.06.2013, оставить без удовлетворения.
Решение подлежит исполнению немедленно.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Судья
Л.А. Крещановская