ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7542/18 от 30.07.2018 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

03 августа 2018 года

№ дела

А46-7542/2018

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2018 года.

Решение в полном объёме изготовлено 03 августа 2018 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Рейтер М.А., после перерыва секретарем судебного заседания Пилипенко П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 23-30.07.2018 дело по заявлению акционерного общества «Омскгоргаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Центр технической безопасности и диагностики «Полисервис» об отмене решения и предписания от 19.04.2018 № 05-04.1/38-18, при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 27.12.2017, личность удостоверена паспортом; ФИО2, по доверенности от 17.12.2017,

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 31.05.2018, удостоверение,

от третьего лица – не явились, извещены;

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Омскгоргаз» (далее – АО «Омскгоргаз», заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России), вынесенных 19.04.2018 за № 05-04.1/38-18.

Определением суда от 25.06.0218 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество «Центр технической безопасности и диагностики «Полисервис» (далее – ЗАО «Полисервис», ЗАО «ЦТБиД «Полисервис»).

Оспариваемым решением жалоба ЗАО «Полисервис» на действия АО «Омскгоргаз» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз» признана обоснованной.

В целях устранения допущенного нарушения антимонопольным органом выдано предписание об аннулировании закупки, согласно которому АО «Омскгоргаз» предписано аннулировать в течение 7 рабочих дней со дня получения настоящего предписания запрос предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз» и в течение 3 рабочих дней проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания.

В судебном заседании стороны высказались согласно письменным пояснениям.

ЗАО «Полисервис», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Арбитражный суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт), на официальном сайте 28.02.2018 заявитель разместил извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз», утвержденное генеральным директором АО «Омскгоргаз».

Согласно извещению о проведении Закупки (в редакции от 05.03.2018) прием заявок на участие в Закупке осуществлялся Ответчиком с 28.02.2018 по 20.03.2018.

Дата рассмотрения заявок - 21.03.2018.

Дата подведения итогов Закупки - 26.03.2018.

Согласно протоколу № 31806188587/01 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 26.03.2018 (версия 2 от 10.04.2018) на участие в Закупке поступило 7 заявок: ЗАО «ЦТБиД «Полисервис», ООО «СибЭнергоРемонт», ООО «Технология», ООО «Лидер-Эксперт», ООО «МЕТАМ», ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», ООО «Экспертно-коммерческая фирма «ДиаЛог».

К участию в Запросе предложений допущены ООО «СибЭнергоРемонт», ООО «Технология», ООО «Лидер-Эксперт», ООО «МЕТАМ». ООО «Экспертно-коммерческая фирма «ДиаЛог», ЗАО «ЦТБиД «Полисервис», ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности» отказано в допуске к участию в Запросе предложений.

В соответствии с приложением № 2 к указанному протоколу ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» отказано в допуске, в связи с непредставлением в составе заявки на участие в Запросе предложений копии свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложениями, отсутствием в справке о материально-технических ресурсах приборов для технического диагностирования газопроводов б вскрытия грунта (бесшурфового).

Победителем признано ООО «Лидер-Эксперт».

По утверждению ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» нормативная документация, регламентирующая выполнение работ, являющихся предметом запроса предложений, не содержала требований об обязательном применении методов разрушающего контроля при производстве работ по техническому диагностированию и промышленной безопасности объектов.

Требование АО «Омскгоргаз» о предоставлении в составе заявки на участие в закупке заверенной копии свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложениями противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее в том числе Закон о закупках).

Кроме того, в приложении № 2 к проекту договора содержится условие о наличии собственной аттестованной и аккредитованной лаборатории на виды работ по неразрушающему контролю, в отличие от технического задания документации о проведении запроса предложений.

Ввиду указанных противоречий последовало обращение ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» с жалобой в антимонопольный орган.

По результатам рассмотрения жалобы ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» принято оспариваемое решение и выдано предписание.

Полагая, что данные ненормативные акты не соответствует закону, нарушают права и законные интересы заявителя, АО «Омскгоргаз» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В силу статья 4 Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в том числе Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательны в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, ТР также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Поскольку ЗАО «ЦТБиД «Полисервис» в жалобе указало о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, Омским УФАС России жалоба Заявителя была принята и рассмотрена по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при проведении Запроса предложений руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскгоргаз», в соответствии с которым разработана документация по проведению запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз», утв. генеральным директором АО «Омскгоргаз» от 28.02.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к содержанию документации о закупке. Так, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2 извещения о проведении Запроса предложений предметом Закупки является оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности в 2018 году для нужд АО «Омскгоргаз»:

1. Внутренний осмотр и гидравлическое испытание сосудов;

2. Экспертиза промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением;

3. Экспертиза промышленной безопасности расходно-редукционных головок, установленных на сосудах РУ СУ Г;

4. Экспертиза промышленной безопасности ШРП;

5. Экспертиза промышленной безопасности наружных подземных газопроводов сжиженного газа;

6. Экспертиза промышленной безопасности наружных подземных газопроводов природного газа.

Заказчиком в подпункте 5.2 пункта 5 раздела 1 Документации установлено, что участник для того, чтобы принять участие в запросе предложений должен, в том числе соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом запроса предложений.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 13 указанного Федерального закона экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности1, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктами 9-9.2 Правил № 538 эксперты в области промышленной безопасности должны обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска авария* на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы.

Согласно пункту 21.2 Правил № 538 техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

а) визуальный и измерительный контроль;

б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;

г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);

д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);

е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);

ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;

з) исследование материалов технического устройства;

и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;

к) оценку остаточного ресурса (срока службы).

Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.2000 № 29 утверждены «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля», которые устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - Правила № 116).

Пунктом 412 Правил № 116 установлено, что техническое диагностирование, неразрушающий, разрушающий контроль оборудования под давлением в процессе его эксплуатации в пределах назначенного срока службы (ресурса) проводят:

- в рамках технического освидетельствования в случаях, установленных руководством по эксплуатации оборудования под давлением, а также по решению специалиста эксплуатирующей или специализированной организации, выполняющего техническое освидетельствование, в целях уточнения характера и размеров дефектов, выявленных по результатам визуального осмотра;

- при проведении эксплуатационного контроля металла элементов теплоэнергетического и иного оборудования в случаях, установленных руководствами (инструкциями) по эксплуатации соответствующего оборудования.

Пунктом 1.2 Методических указаний по проведению диагностирования технического состояния и определению остаточного срока службы сосудов и аппаратов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.09.2001 № 39, установлено, что работы по техническому диагностированию сосудов носят комплексный характер и в общем случае включают:

а) анализ технической документации;

б) наружный и внутренний осмотр, визуально-измерительный контроль сосуда;

в) контроль соответствия системы автоматизации требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96);

г) неразрушающий контроль качества сварных соединений, толщинометрию;

д) определение химического состава, металлографические исследования, оценку механических свойств основного металла и сварных соединений;

е) проведение коррозионных исследований;

ж) анализ результатов технического диагностирования и проведение расчетов на прочность;

з) анализ повреждений и параметров технического состояния сосуда и установление критериев предельного состояния;

и) проведение уточненных расчетов на прочность;

к) определение остаточного ресурса сосуда;

л) гидравлические (пневматические) испытания.

Работы по подп. «а», «6», «в», «г», «ж», «к» «л» носят обязательный характер.

Работы по подп. «д», «е», «з», «и» могут проводиться дополнительно к основным работам при технической необходимости.

Приказом Ростехнадзора от 06.02.2017 № 47 утверждено Руководство по безопасности «Инструкция по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов» (далее - Руководство по безопасности), согласно пункту 22 которого техническое диагностирование газопровода состоит из основных этапов, в том числе технического диагностирования газопровода без вскрытия грунта (бесшурфовое) и шурфового технического диагностирования газопровода.

В состав работ по оценке технического состояния газопровода во вскрытых шурфа включаются, в том числе определение физико-механических свойств металла трубы, неразрушающий контроль монтажных сварных соединений по результатам визуального и измерительного контроля и др. (пункт 49 Руководства по безопасности).

Таким образом, положения указанных нормативных актов, на которые также ссылается Заказчик в техническом задании Документации, подтверждают применение методов неразрушающего и разрушающего контроля при техническом диагностировании объектов промышленной безопасности, однако, довод АО «Омскгоргаз» о том, что участнику закупочной деятельности необходимо предоставить заверенную копию свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложением является необоснованным, ввиду следующего.

В подпункте 8.5 пункта 8 раздела 1 Документации Заказчиком установлены требования к содержанию заявки на участие в Запросе предложений. Так, заявка на участие в Запросе предложений должна содержать заверенные участником копии паспорт производственной лаборатории или свидетельства об аттестации лаборатории на виды работ по неразрушающему контролю с приложениями (подпункт 3.18), свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложениями (подпункт 3.19).

Условия допуска и отстранения от участия в Запросе предложений установлены в пункте 7 Документации. Одним из оснований не допуска участника к участию в Запросе предложений является не предоставление документов, входящих в состав заявки на участие в Запросе предложений, согласно пункту 8.5 Документации.

В техническом задании Документации (раздел 2) установлены требования о наличии у исполнителя лицензии или разрешений на оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

- наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по экспертизе промышленной безопасности, переоформленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые участник обладает лицензией;

- наличие паспорта производственной лаборатории или свидетельства об аттестации лаборатории на виды работ по неразрушающему контролю с приложениями,

- наличие свидетельства об аккредитации лаборатории на виды работ по разрушающему контролю с приложениями.

Заказчиком в техническом задании Документации (раздел 2) указано описание товаров и материалов, используемых при оказании услуг, в том числе: наличие собственной аттестованной и аккредитованной лаборатории на виды работ по неразрушающему контролю; наличие собственной аккредитованной лаборатории на виды работ по разрушающему контролю.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 538 экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

Подпунктом «в» пункта 104 Правил № 116 установлено, что для обеспечения технологических процессов при выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту или реконструкции (модернизации) специализированная организация, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, должна иметь, в том числе контрольное оборудование, приборы и инструменты, необходимые для выявления недопустимых дефектов сварных соединений. Для выполнения работ по неразрушающему и разрушающему контролю качества сварных соединений специализированная организация должна иметь или привлекать на договорной основе аттестованную в установленном порядке лабораторию.

В соответствии пунктом 10 Руководства по безопасности проведение работ по техническому диагностированию газопроводов осуществляется организациями, имеющими в своем составе квалифицированный персонал и аттестованную лабораторию неразрушающего контроля, владеющими необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

Пунктом 9 Руководства по безопасности «Методика технического диагностирования пунктов редуцирования газа», утвержденного приказом Ростехнадзора от 06.02.2017 № 48, установлено, что проведение работ по техническому диагностированию пунктов редуцирования газа осуществляется организациями, имеющими в своем составе квалифицированный персонал и аттестованную лабораторию неразрушающего контроля, владеющими необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

Таким образом, из указанных нормативных документов вытекает обязательное наличие у организации, осуществляющей техническое диагностирование объектов промышленной безопасности (газопроводов), в своем составе аттестованной лаборатории неразрушающего контроля.

В связи с чем, установление Заказчиком в Документации требования о наличии у участника Закупки собственной аккредитованной лаборатории на виды работ по разрушающему контролю, без права привлечения такой лаборатории на договорной основе (в случае возникновения необходимости применения методов разрушающего контроля при техническом диагностировании объектов промышленной безопасности Заказчика), является необоснованным.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений представлены копии свидетельств об аттестации и аккредитации лаборатории неразрушающего контроля с приложениями.

При таких обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что действия АО «Омскгоргаз», выразившиеся в отказе обществу в допуске к участию в Запросе предложений, по причине не предоставления им в составе заявки копии свидетельства об аккредитации лаборатории разрушающего контроля с приложениями, являются необоснованными, нарушают его права и законные интересы.

Довод АО «Омскгоргаз» о том, что наличие технической ошибки (техническое задание проекта договора не соответствует техническому заданию Документации) не может служить основанием аннулирования результатов закупки, является ошибочным.

Исходя из требований части 5 статьи 4 Закона о закупках на официальном сайте размещается, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Совместно с Документацией Заказчиком на официальном сайте размещен проект договора с приложениями (раздел V Документации), согласно которому исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по техническому диагностированию и экспертизу промышленной безопасности для нужд АО «Омскгоргаз» на условиях и в сроки предусмотренных договором и техническим заданием (приложение № 2 к договору), являющимся неотъемлемой частью договора, проанализировав которое, Комиссией установлено, что техническое задание проекта договора не соответствует техническому заданию Документации (разделу II).

Так, в подпункте 4 пункта 2 технического задания приложения № 2 к проекту договора содержится описание товаров и материалов, используемых при оказании услуг, в том числе: наличие собственной аттестованной и аккредитованной лаборатории на виды работ лишь по неразрушающему контролю. Тогда как, в техническом задании Документации (раздел 2) установлены требования о наличии у участника собственной аттестованной и аккредитованной лаборатории на виды работ по неразрушающему контролю и разрушающему контролю.

Условиями Документации предусмотрено, что при заключении и исполнении договора не допускается изменение его условий по сравнению с указанными в протоколе составленном по результатам Запроса предложений, кроме случаев, предусмотрены пунктом 12.6 Документации (пункт 12.5).

В пункте 12.6 Документации предусмотрены условия, которые заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе изменить, в перечне которых отсутствует условие о требованиях к участнику закупки.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Вместе с тем, процедура Запроса предложений проходила в соответствии с Законом о закупках и заключение договора на условиях, не предусмотренных Документацией, не допустимо.

Таким образом, прилагаемый к Документации проект договора противоречит положениям самой Документации.

Пунктом 3.3.2 проекта договора было предусмотрено, что при исполнении обязательств по настоящему Договору исполнитель обязан руководствоваться (в зависимости от объекта на котором оказываются услуги в рамках на стоящего Договора):

- правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06 ноября 1998 года №64 (ПБ 03-246-98);

- правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 27 мая 2003 года №40 (ПБ 12-609-03);

- правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 года №91 (ПБ 03-576- 03);

- правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 года № 9;

- методическими указаниями по проведению диагностирования технического состояния и определения остаточного срока службы сосудов и аппаратов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06 сентября 2001 года № 39 (РД 03-421-01); 4;

- инструкцией по диагностированию технического состояния подземных стальных газопроводов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 9 июля 2001 года № 28 (РД 12-411-01) и иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами Российской Федерации.

Однако заказчиком не было учетно, что указанные нормативные документы, которыми исполнитель обязан руководствоваться при производстве работ в рамках договора, утратили свою силу.

Учитывая вышеизложенные обстоятельствах антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о признании в действия АО «Омскгоргаз» нарушений части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции, выразившихся в ограничении, устранении, недопущении конкуренции при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности в 2018 году для нужд общества.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссией учтено, что срок подачи заявок на участие в Запросе предложений окончен 20.03.2018, в связи с чем, внесение изменений в Документацию не представляется возможным, ввиду чего, ранее проведенный запрос предложений подлежал аннулированию.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований полностью.

По правилам части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют своё действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования акционерного общества «Омскгоргаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

С момента вступления решения суда в законную силу считать отменёнными обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области 10.05.2018.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой