ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7630/15 от 29.09.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

сентября 2015 года

№ дела

А46-7630/2015

Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Луговик М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Хортицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (ИНН 5524003294, ОГРН 1055527016445) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельного участка, о признании ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, об  обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учёт земельного участка, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - кадастрового инженера Кривых Жанны Николаевны,

при участии в судебном заседании:

от заинтересованного лица – Соболев К.Ю. по доверенности от18.02.2013               № 55/2013-03 (служебное удостоверение);

от заявителя – Уцорова И.Е. на основании протокола о результатах выборов главы поселения от 11.10.2010 (паспорт);

от третьего лица – представитель не явился, извещен,

                                       У С Т А Н О В И Л:

Администрация Хортицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учёт земельного участка согласно межевого плана от 04.02.2015.

Определением Арбитражного суда Омской области от 03.07.2015 указанное заявление принято к производству.

Определением Арбитражного суда Омской области от 31.07.2015 рассмотрение указанного заявления назначено на 31.08.2015.

Определением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2015 суд в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  произвел замену состава суда по делу № А46-7630/2015.

признать незаконным решение (№ 55/15-18987 от 23 апреля 2015 года) Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельного участка, расположенного: Омская область, Нижнеомский район, в 1 км по направлению на юго-запад от ориентира деревня Озерное;

        признать ошибку в сведениях о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 55:16:000000:84, содержащихся в проекте перераспределения земель совхоза «Сидоровский» Нижнеомского муниципального района Омской области;

          обязать орган кадастрового учёта провести государственный кадастровый учёт земельного участка.

В судебном заседании истец с учётом уточнения свои требования поддержал.

Ответчик в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, отражённым в отзыве и дополнениях.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

12.01.2015 года в орган кадастрового учёта с заявлением (рег. № 35-1606131) об осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости обратилась кадастровый инженер Кривых Жанна Николаевна с приложенным межевым планом от 12.01.2015, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В приложенном межевом плане содержится заключение кадастрового инженера, согласно которому «на образуемом земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют.

В соответствии со сведениями государственного фонда данных образуемый земельный участок с обозначением :ЗУ1 определяется на территории бывшего совхоза «Хортицы», земли которого находятся в общей долевой собственности граждан.

Земельный участок образуется под существующим кладбищем. Согласно справке № 46 от 26 января 3015 года, выдана Администрацией Хортицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Шнекой области, кладбище образовано в 1932 году, то есть до разграничения государственной собственности на землю.

При разграничении государственной собственности на землю, земельные участки под кладбищами оставались в ведении сельских советов, на территории которых они находились и не могли находиться в общей долевой собственности граждан. В свое время кладбище не отобразили в проекте перераспределения земель совхоза «Хортицы» и поэтому оно определяется на землях, которые находятся в общей долевой собственности граждан.

В общую долевую собственность гражданам передавались сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокос, пастбище.

23.01.2015 на основании рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учёта были выявлены согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта образуемого земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Нижнеомский район, в 1 км по направлению на юго-запад от ориентира деревня Озерное, в связи с тем, что представленные для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем принято решение №55/15-2169 от 23.01.2015 о приостановлении осуществления кадастрового учёта.

Представленный межевой план подготовлен в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со сведениями государственного фонда данных образуемый земельный участок :ЗУ1 определяется на территории бывшего совхоза «Хортицы», земли которого находятся в общей долевой собственности граждан.

После повторного обращения с заявлением в филиал ответчика по Омской области было вынесено решение от 03.02.2015 № 55/15-3686 об отказе в снятии приостановления согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что сведения государственного фонда данных, образуемый земельный участок :ЗУ1 определяется на территории бывшего совхоза "Хортицы", земли которого находятся в общей долевой собственности граждан.

По аналогичным обстоятельствам вынесено решение об отказе в снятии приостановления № 55/15-5038 от 10.02.2015.

В исковом заявлении Администрация указала, что согласно части 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 18 Закона о погребении и похоронном деле). Данный земельный участок образуется под существующим кладбищем согласно справки № 46 от 26 января 2015 года. Кладбище образованно в 1932 году, то есть до разграничения государственной собственности на землю. При разграничении государственной собственности на землю, земельные участки под кладбищами оставались в ведении сельских советов, на территории которых они находились и не могли находиться в общей долевой собственности граждан. В свое время кладбище не отобразили на проекте перераспределения земель совхоза "Хортицы" и поэтому оно определяется на землях, которые находятся в общей долевой собственности граждан.

23.04.2015 ответчиком было принято решение №55/15-18987 об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку рекомендации обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана в электронной форме в соответствии с выявленными  замечаниями Администрации я не выполнила.

Полагая принятое филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области решение незаконным и необоснованным, истец обратился в суд с настоящим иском об исправлении ошибки и обязании поставить земельный участок на кадастровый учет.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования истца подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

По положениям части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно ст. 20, 22 Закона о кадастре обязательным приложением к заявлению, представляемому в орган кадастрового учета при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 12 статьи 38 Закона о кадастре).

Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № 412 утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (далее - Требования).

В соответствии с пп. 5 п. 20 Требований при подготовки межевого плана используются утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Также пункт 2 Раздела 1 Требований определяет, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Порядок предоставления информации из государственного фонда данных прописан в Приказе Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Проведение кадастровых работ по образованию земельного участка осуществляет кадастровый инженер. Именно кадастровый инженер в ходе осуществления кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен собрать максимально полную информацию об исходном земельном участке. Источником таких сведений могут быть карты из государственного фонда данных.

Так согласно проекту перераспределения образуемый земельный участок определяется на территории бывшего совхоза «Хортицы», земли которого находятся в общей долевой собственности граждан (земельный участок с кадастровым номером 55:16:000000:84).

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иски по спорам об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, ответчиком по такому иску является правообладатель (правообладатели) смежного земельного участка (смежных земельных участков).

Согласно правовой позиции суда кассационной инстанции по названной категории дел, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.09.2014 по делу № А46-14018/2013, судам необходимо исследовать вопросы, касающиеся границ земельного участка (площади, текстового описания); являлось ли кладбище действующим на дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке; обозначено ли кладбище в материалах землеустройства; включен ли земельный участок, сформированный под кладбище, в границы населенного пункта и когда; соблюдены ли при формировании земельного участка под кладбище градостроительные, санитарные и экологические правила; исследовать материалы землеустройства, в том числе межевой план земельного участка, документы территориального планирования, подтверждающие установление границ земель населенных пунктов, или их изменение относительно границ, определенных в материалах государственного картографического фонда, документы о площади и конфигурации пересечения земельного (лесного) участка с территорией формируемого под кладбище земельного участка, исследовать их в совокупности, в том числе с межевым планом; в случае необходимости рассмотреть вопрос о назначении экспертизы или привлечении специалистов, проводивших межевание спорных земельных участков.

Исходя из заявленных в настоящем деле исковых требований, границы земельного участка будут установлены в результате исправления ошибки в случае, если наличие такой ошибки будет установлено.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу пункта 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно пункту 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

Из совокупности положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 и пунктами 4 и 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, вытекает, что при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иски по спорам об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, ответчиком по такому иску является правообладатель (-правообладатели) смежного земельного участка (- смежных земельных участков).

Материалами дела подтверждено, что согласно данным кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 55:16:000000:84, относится к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В силу действия части 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам:

1)жилым;

2)общественно-деловым;

3)производственным;

4)инженерных и транспортных инфраструктур;

5)рекреационным;

6)сельскохозяйственного использования;

7)специального назначения.

Согласно части 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс) в состав территориальных зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Статьей 34 Градостроительного кодекса определен порядок установления территориальных зон. В соответствии с частью 1 статьи 34 кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

-       функциональных зон и параметров их планируемого развития,
определенных генеральным планом поселения;

-определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

-сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

-планируемых изменений границ земель различных категорий.

В силу действия части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков. Согласно части 3 статьи 36 кодекса действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

С учетом вышеизложенных норм земельного и градостроительного законодательства в обоснование своих исковых требований истец должен был представить утвержденные в установленном порядке генеральные планы сельских поселений, правила регламенты, разработанные в границах земель населенных пунктов, включающих образованные земельные участки, на которых предполагается размещение мест погребения, кладбищ, а также межевые планы земельных участков, образованных в границах населенных пунктов.

В соответствии с Инструкцией о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ о порядке сноса надмогильных памятников, утвержденной 16.10.1931 Постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов (далее - Инструкция от 16.10.1931), под кладбища отводятся особые участки земли: в городах и селениях городского типа - по постановлению горсовета, в сельских местностях - по постановлению райисполкома. Отвод производится в городах - органами коммунального хозяйства, в сельских местностях - райисполкомами по согласованию с органами санитарного надзора.

Несмотря на то, что Администрация Хортицкого сельского поселения
Нижнеомского муниципального района Омской области обязана организовать на
территории поселения места захоронения, соответствующие требованиям
земельного,градостроительного,санитарно-эпидемиологического законодательства, путем отвода земельных участков под размещение мест погребения, определения границ кладбищ, получения положительных заключений экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз, и соблюдение этих правил при предоставлении земельного участка либо реконструкции кладбища предписано Законом № 8-ФЗ и Правилами № 84, суд должен исходить из того, каким образом был сформирован истцом земельный участок под кладбище, не были ли нарушены при его формировании градостроительные, экологические, санитарные правила.

Истцом не представлено доказательств, в полной мере позволяющих определить, что спорные земельные участки сформированы без учета естественных границ.

Заявление истца о том, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:16:000000:84 содержат кадастровую ошибку, не подтверждается материалами дела.

Суд признаёт недоказанным факт того, что при определении границ спорного земельного участка была допущена именно кадастровая ошибка по смыслу, указанному в статье 28 Закона о государственном кадастре.

Статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяет два вида кадастровой ошибки: техническая ошибка в сведениях и кадастровая ошибка в сведениях. При этом технической ошибкой в сведениях признаётся ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. В свою очередь кадастровой ошибкой является воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Обратившись в суд с настоящим требованием, истец фактически оспаривает право общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:16:000000:84в существующих границах и площади.

В материалы дела ответчиком представлена кадастровая выписка от 15.09.2015  55:16:000000:84, из которой следует, что правообладателями различных долей названного участка являются физические лица, право которых в настоящий момент не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.

Из пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Пунктом 1 статьи 11 указанного кодекса определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Принимая во внимание статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (согласно которой одной из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности), пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (согласно которому одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере), предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.

Предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведёт к его восстановлению.

Способы защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации субъективных прав. Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

В рассматриваемом случае суд не усматривает наличия кадастровой ошибки, в связи с чем считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ подпунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре предусмотрено, что предоставление для кадастрового учета документов по форме либо содержанию не соответствующих требованиям указанного закона является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, а последующее не устранение обстоятельства, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с подпунктом 6 части 2 статьи 27 этого же закона - основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Истец сам в исковом заявлении отразил, что поскольку в  своё время кладбище не отобразили в проекте перераспределения земель совхоза «Хортицы» и поэтому оно определяется на землях, которые находятся в общей долевой собственности граждан.

При таких обстоятельствах до разрешения спора о праве требования истца удовлетворены быть не могут.  

Руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

  В удовлетворении заявленных Администрацией Администрации Хортицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                  В.И. Чернышёв