ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7712/19 от 18.07.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

24 июля 2019 года

№ дела

А46-7712/2019

Резолютивная часть решения оглашена 18.07.2019

Полный текст решения изготовлен 24.07.2019

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономоревой И.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску в лице отдела полиции № 6 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя ФИО2, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 01.02.2019;

от третьего лица – ФИО4 по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

Отдел полиции № 6 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

04.06.2019 в материалы дела от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступили возражения на заявление, в которых он утверждает, что предпринимательскую деятельность в торговых павильонах не ведет, с продавцом ФИО5 ни трудовых, ни гражданско-правовых отношений не имеет, а основным видом его деятельности является сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений.

Кроме того, согласно договору аренды № 05/07 нежилого помещения от 11.07.2015 помещение, расположенное в <...> сдано в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО6.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определением от 27.06.2019 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя ФИО6 (в настоящее время Дубс) Татьяну Александровну (<...>).

Заявитель в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Предприниматель факт правонарушения не признал, указав, что деятельность по продаже спиртных напитков не осуществляет.

Третье лицо поддержало позицию предпринимателя, представило отзыв.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

21февраля 2019 года в 21 час 50 минут был выявлен факт реализации
алкогольной продукции продавцом ФИО5, которая находясь на рабочем
месте в торговом павильоне «Магазин Фирменный» по адресу: г. Омск, ул.
Романенко 10A/3, на территории остановки общественного транспорта «Пос.
Чкаловский», находящемся по договору субаренды № 11/18 от 17.05.2018 в пользовании у индивидуального предпринимателя ФИО1 в нарушение ст.18 Федерального закона от 22.11.1995171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» незаконно реализовала алкогольную продукцию - одну бутылку водки «VIP Premium Vodka» объемом 0.5л., крепостью 40% гражданину ФИО8, не имея лицензии либо иного разрешения на осуществление данным видом деятельности.

Факт реализации алкогольной продукции, как полагает заявитель, подтверждается материалом проверки.

Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Сотрудники полиции имеют право проводить проверку и составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в силу пункта 11 части 1 статьи 12, пункта 8 части 1 статьи 13, частей 1 и 3 статьи 25 Федерального закона «О полиции», пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, приказа МВД России от 16.12.2016 №848 "О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

18 марта 2019 года участковым уполномоченным полиции ОП №6 УМВД России по городу Омску лейтенантом полиции ФИО9 в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол № 201980600991 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ.

В силу статьи 23.1 судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Во исполнение указанной нормы в адрес Арбитражного суда Омской области были направлены заявление и материалы дела об административном правонарушении, возбуждённом в отношении предпринимателя.

Статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из пункта 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Следовательно, гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.

Поскольку на момент поступления заявления в арбитражный суд заинтересованное лицо обладает статусом индивидуального предпринимателя, суд полагает возможным рассмотреть заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Рассмотрев материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 14.17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со статьёй 23 Гражданского кодекса Российской Федерации физические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.

На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.

Одной из мер государственного принуждения за нарушение требований Закона N 171-ФЗ является административная ответственность.

Как отмечено выше, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объёма готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и их розничная продажа при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

КФХ без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведённых ими вина, игристого вина (шампанского).

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) не может осуществляться индивидуальными предпринимателями в силу вышеуказанных норм.

Если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет незаконную розничную продажу алкогольной продукции, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Судом установлено, что по договору аренды №Д-Щ-25-10255-А, зарегистрированному в октябре 2013 года, земельный участок, в границах которого расположен упомянутый магазин, предоставлен индивидуальному предпринимателю ФИО10.

ФИО10 неоднократно заключал договор субаренды земельного участка с заинтересованным лицом, суду представлен один из названных договоров, который был заключен 17.05.2018 со сроком аренды с 17.05.2018 по 17.04.2019.

Между ИП ФИО1 и ИП ФИО6 (в настоящее время Дубс заключен договор аренды № 05/07 от 11.07.2015 на временное пользование нежилым помещением, площадью десять кв.м., расположенным по адресу: <...> «а». На данный момент договор пролонгирован, все условия по нему соблюдаются сторонами в полном объеме.

01.12.2018 между ИП ФИО11 и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен договор субаренды данного торгового павильона, расположенного по адресу: <...>»а». Договор субаренды заключен на один календарный год, с возможностью пролонгации и установленной платой по 10 000 рублей в месяц. Данный договор субаренды заключен сторонами с письменного разрешения арендодателя ИП ФИО1 в соответствии с п. 3.4.1 Договора аренды от 11.07.2015. Как пояснил представитель третьего лица в процессе, с 01.12.2018 ИП ФИО11 никакой предпринимательской и иной деятельности, так же как и ИП ФИО1 в названном павильоне не ведёт.

21.02.2019 в 21-50 сотрудниками полиции был выявлен факт реализации гражданкой, не являющейся индивидуальным предпринимателем, ФИО5 алкогольной продукции в торговом павильоне по адресу: <...> «а»/3. Однако доказательств того, что названное лицо осуществляло продажу алкогольной продукции в пользу или в интересах ИП ФИО1 или ИП Дубе Т.А. в материалы дела заявителем не представлено.

В материалах дела имеется объяснение, принятое УУП ОП №6 УМВД РФ по г. Омску ФИО12 от гражданки ФИО5 от 21.02.2019 года, в котором она не указывает, что является сотрудником или продавцом ИП ФИО1 или ИП ФИО11, а отражено, что она отказывается от дачи показаний в отношении себя в соответствии со ст. 51 Конституции РФ. Какой-либо документации на изъятую алкогольную продукцию, в том числе и на упомянутую водку в материалы дела не представлено.

Иных доказательств, подтверждающих вину индивидуального предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Свидетели в своих объяснениях пояснили, что ФИО5 категорически отказалась указывать своего работодателя, не назвала лицо, от чьего имени торговала продукцией.

Суд обращает внимание, что между ФИО13 и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, а не павильона, как ошибочно отмечает заявитель.

По положениям статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой Кодекса.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску в лице отдела полиции № 6 требований отказать.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции - Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42).

Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Суд по интеллектуальным правам в двухмесячный срок со дня его принятия.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

В.И. Чернышев