ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7802/11 от 19.07.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-7802/2011

26 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ляпустиной Н.С.,

рассмотрев 19.07.2011 в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экономики Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммерческая фирма «СибТайм» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (удостоверение, доверенность от 13.06.2009, № 15/09, сроком действия 3 года);

от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 02.07.2011, сроком действия 1 год).

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экономики Омской области (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческая фирма «СибТайм» (далее по тексту - заинтересованное лицо, общество, ООО «КФ «СибТайм») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица факт нарушения по существу не оспорил указав, что правонарушение совершено впервые.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что 15.06.2011 в отдел лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области поступило заявление ООО «КФ «СибТайм» о переоформлении лицензии ОМС № 000263 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в связи с изменением местонахождении организации с 08.04.2011. На основании решения единственного участника общества № 14 от 29.03.2011 в единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения, в частности местонахождение общества изменено. Местонахождение до изменения: 644075, <...> РККА, д. 185, после изменения с 08.04.2011: 644009, <...> Октября, д.186.

Заявление о переоформлении лицензии в связи с имением местонахождения лицензиата было подано ООО «КФ «СибТайм» в Министерства экономики Омской области с нарушением установленного пунктом 13 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» тридцатидневного срока со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии, а именно указанное заявление ООО «КФ «СибТайм» должно было подать до 10.05.2011.

Указанные обстоятельства послужили основанием, для составления уполномоченным лицом протокола об административном правонарушении б/н от 17.06.2011.

На основании названного протокола Министерство экономики Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «КФ «СибТайм» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.

В статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ под отношениями по обороту алкогольной продукции понимается, в том числе, и деятельность по розничной продаже данной продукции.

В силу пункта 1 статьи 11 названного Закона производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртсодержащей и иной продукции либо в технической или иных не связанных с производством указанной продукции целях), и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Пунктом 2 статьи 18 указанного выше Федерального закона предусмотрена выдача лицензий, в том числе на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По положениям пункта 8 этой же статьи Закона лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах 9 и 10 (производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции), выдаются в порядке, установленном Законом.

Статьей 19 Закона урегулирован порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанной статьи Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Закона, организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Согласно пунктам 19 и 20 статьи 19 Закона в лицензии, в том числе, указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемый вид деятельности.

В силу пунктов 3, 6, 14 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 № 727, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются (пункт 3).

При осуществлении организацией лицензируемой деятельности на нескольких территориально обособленных объектах, находящихся по разным адресам, лицензии должны быть получены на каждый объект. Под термином «территориально обособленный объект» следует понимать объект (производство, склад), осуществляющий лицензируемый вид деятельности и находящийся по адресу, отличающемуся от адреса других объектов, входящих в состав данной организации (пункт 6).

В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; наименование, юридический адрес организации и адрес (место фактической деятельности) осуществления ею лицензируемого вида деятельности; вид деятельности и наименование продукции, на производство или оборот которой выдается лицензия, с указанием годовых объемов производства; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); срок действия лицензии; условия осуществления данного вида деятельности; регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи (пункт 14).

Из вышеизложенного следует, что организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности только по адресам, указанным в лицензии.

Пунктом 12 статьи 19 Закона № 171-ФЗ установлено, что в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (пункт 13 статьи 19 Закона № 171-ФЗ).

Закон Омской области от 28.12.2005 № 717–ОЗ «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области» устанавливает порядок осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Омской области по государственному регулированию оборота алкогольной продукции на территории Омской области.

Указом Губернатора Омской области от 10.03.2006 № 29 утверждено Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области (приложение № 1).

Названное Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области определяет порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Министерство экономики Омской области (далее - Министерство) в силу пункта 1 Положения о Министерстве экономики Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 19.02.2004 № 33, является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики Омской области, определение путей развития экономики Омской области и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Омской области.

Согласно подпунктам 5, 7 пункта 3 указанного Положения Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в следующих сферах: осуществления лицензирования видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с федеральным законодательством отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, лицензирование которых осуществляют иные уполномоченные органы исполнительной власти Омской области; государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции на территории Омской области.

Таким образом, что алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.

Из материалов дела следует и заинтересованным лицом по существу не оспорено, что в ходе проведения вышеуказанной проверки заявителем был выявлен факт нарушения ООО «КФ «СибТайм» установленного пунктом 13 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» тридцатидневного срока для подачи заявление о переоформлении лицензии в связи с имением местонахождения лицензиата.

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона арбитражного процесса должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это положение не отменяется возложением бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола на административный орган.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела документы являются достаточными доказательствами совершения заинтересованным лицом вмененного ему правонарушения.

Часть 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что у ООО «КФ «СибТайм» не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы настоящего арбитражного дела не представлено, доводов в обоснование этого не заявлено.

Поскольку факт совершения ООО «КФ «СибТайм» названного правонарушения, подтвержден материалами дела и обществом по существу не оспорен, суд находит выводы Министерство экономики Омской области о наличии в действиях заинтересованного лица признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованными.

Таким образом, суд находит квалификацию заявителем деяния ООО «КФ «СибТайм» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, а следовательно и требование о привлечении заинтересованного лица к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению.

За совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.

Пунктом 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учреждением совершено впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено), учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то, что иные обстоятельства, поименованные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не усматриваются из материалов дела, суд находит возможным в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить ООО «КФ «СибТайм» наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческая фирма «СибТайм», идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>, расположенное по адресу: 644009, <...> Октября, д. 186, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в течение этого срока, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В.Глазков