ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-7927/15 от 21.08.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

августа 2015 года

№ дела

А46-7927/2015

Резолютивная часть судебного акта объявлена 21.08.2015

Решение в полном объёме изготовлено 26.08.2015

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Компания СТА» ( ИНН <***> ОГРН <***>)

к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций,

в заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности №62 от 13.08.2015 (паспорт),

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 02.12.2014 №ИСХ-ДИО/19990 (удост.),

УСТАНОВИЛ:

закрытого акционерного общества «Компания СТА» (далее также – заявитель, общество, ЗАО «Компания СТА») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением  к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций.

В судебном заседании заявитель поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении.

          Представитель заинтересованного лица требования не признал.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, суд установил  следующие обстоятельства.

14.04.2015 Департаментом по результатам рассмотрения обращения ЗАО «ПФ «СТА-дизайн» в письме № Исх-ДИО/6978 отказано в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на здании по адресу: <...> на основании п. 1 ч. 15 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (не соответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента).

Установка и эксплуатация крышной рекламной конструкции на здании по вышеуказанному адресу, по мнению Департамента, приведет к нарушению п. 6.1; 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений»: п. 6.1 - расстояние от рекламных конструкций до железнодорожного переезда менее 50 м, п. 6.6. - расстояние от предполагаемого места установки рекламной конструкции до дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» менее 50 м.

ЗАО «СТА», не согласившись с отказом в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по заявлению № 9-15 рм, обратилось в суд с заявлением о признании данного решения незаконным.

          Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств  в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя в силу следующего.

            Согласно части 1 статьи 198 АПК  РФ   граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска действует в рамках положения «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска», утвержденного решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011 года, в соответствии с которым Департамент принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска; выдает разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска; является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска; выполняет функции продавца прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска.

В соответствии с Решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011 (п. 23 пп. 6) функциями Департамента в области рекламы и дизайна, в том числе, является принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска.

В соответствии с п. 15 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установлены основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1)несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2)    несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме
территориального планирования или генеральному плану;

3)нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4)нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5)     нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6)нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (ст. 19. п. 13 ФЗ «О рекламе»).

 Как указал в своем письме Департамент, установка и эксплуатация рекламной конструкции по адресу: пр. Маркса, д. 41, корп. 56 приведет к нарушению п. 6.1, п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» - расстояние от рекламных конструкций до железнодорожного переезда 50 м, а также расстояние от предполагаемого места установки рекламной конструкции до дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» менее 50 м.

В соответствии с пунктом 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1 статьи 19 Закона о рекламе).

Частью 15 статьи 19 Закона о рекламе установлены основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано, в качестве одного из оснований для принятия такого решения п. 1 ч. 15 ст. 19 ФЗ «О рекламе» предусмотрено несоответствие проекта рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента.

ГОСТ 52044-2003 является национальным стандартом в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом, как указано в абз. 2 п. 2 ст. 15 данного закона.

Частью 1 ст. 46 ФЗ № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей определенным целям, в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Размещаемые рекламные конструкции должны соответствовать требованиям законодательства о рекламе и требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1.2. Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, "железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (п. 15.2. Правил дорожного движения).

В Правилах дорожного движения содержится ссылка на ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Указанный ГОСТ является обязательным к применению с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

В п.4.2. ГОСТа сказано:

«4.2. Не допускается размещать плакаты, афиши, устанавливать приспособления в полосе отвода дороги, а также производить разметку, которые могут быть приняты за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения либо могут снижать их видимость или эффективность, либо ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения.

Не допускается размещать на знаках, на их оборотной стороне, светофорах и опорах, на которых они расположены, плакаты, транспаранты и другие устройства, не имеющие отношения к организации движения».

Пункт 4.3. этого же ГОСТа устанавливает, что: «Знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения».

Таким образом,  при приближении к железнодорожному переезду водитель должен видеть дорожные знаки, разметку, светофор, которые предупреждают о подъезде к переезду, и руководствоваться их требованиями, а средства наружной рекламы не должны создавать препятствий в видимости таких знаков, светофоров, разметки, не должны ослеплять водителя, что позволит безопасно пересечь переезд.

Заявитель полагает, что рекламная конструкция, которую он хочет разместить, не противоречит требованиям организации и безопасности дорожного движения, не закрывает знаков, которые регулируют движение через железнодорожный переезд, не ограничивает видимость водителям, не располагается в непосредственной близости от дорожного знака или железнодорожного переезда.

Предполагаемое место установки рекламной конструкции находится не по ходу движения автомобилей через железнодорожный переезд, а сбоку от него, поэтому водитель, двигаясь в сторону переезда со стороны пр. К. Маркса данную рекламную конструкцию физически не увидит, а при движении в обратном направлении зона взгляда водителя, подъехавшего к ЖД переезду, исключает видимость рекламной конструкции, поскольку ее расположение предполагается не вдоль дороги, а сбоку от нее, под углом.

Рекламная конструкция видна водителю при движении по улице Пушкина по направлению к пр. К. Маркса на расстоянии как минимум 20 метров перед железнодорожным переездом. Переезд расположен на расстоянии не менее 40 м от здания, на котором предполагается установка конструкции. При визуальном осмотре расстояние от ЖД переезда до здания, на котором предполагается установка конструкции, соответствует требованиям ГОСТа о расстоянии.

Кроме того, Департамент не указал, каким образом рассчитано расстояние от конструкции до ЖД переезда и чем подтверждается указанное в выданном отказе расстояние.

В п.6.1. ГОСТ 52044-2003 установлено, что реклама не должна быть размещена на одной опоре, в створе и одном сечении с дорожными знаками и светофорами. В п.6.6. ГОСТ 52044-2003 указано, что допускается 50% снижение показателей расстояний от средств наружной рекламы до дорожных знаков, если средства наружной рекламы размещаются после дорожных знаков по ходу движения.

Таким образом, пункт 6.1. ГОСТа, в котором устанавливаются расстояния от рекламных конструкций до знаков, светофоров, железнодорожных переездов применяется в тех случаях, когда реклама установлена перед знаками и/или переездом по ходу движения (поскольку п.6.6 говорит о рекламе после знаков по ходу движения)

Между тем, предполагаемая рекламная конструкция по ходу движения, как было указано выше, при движении с пр. К. Маркса не будет видна, а в случае, если водитель будет ехать со стороны улицы Пушкина по направлению к пр. К. Маркса, конструкция будет находиться на другой стороне дороги, то есть не по ходу движения— на противоположной стороне, да еще и сбоку от дороги. То есть конструкция не будет находиться ни перед железнодорожным переездом, ни после него, поскольку она относится к другой стороне улицы, не по ходу движения транспорта.

ГОСТ 52044-2003, требованиями которыми надлежит руководствоваться, предполагает соблюдение требований в отношении тех средств организации дорожного движения (знаков, светофоров, разметки), размещение, нанесение и установка которых осуществлены надлежащим, уполномоченным на то субъектом в соответствии с нормами закона, определяющими правила такого размещения, установки. Однако не предполагается соблюдение требований ГОСТа в отношении объектов, размещенных незаконно, иное бы привело к нарушению принципов законности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В качестве способа восстановления нарушенных прав общество усмотрело необходимость возложить на заинтересованное лицо обязанность выдать разрешение на установку рекламной конструкции по адресу: пр. Маркса, 41/56.

Суд при разрешении данного вопроса учитывает, что способ восстановления нарушенных прав должен соответствовать закону и способствовать реальному восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

Арбитражный суд полагает, что указанный способ восстановления нарушенного права соответствует основному требованию.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости обязать Департамент совершить испрашиваемые действия.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена в том числе и государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования Закрытого акционерного общества «Компания СТА» ( ИНН <***> ОГРН <***>) в полном объеме.

Признать недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: пр. Маркса, 41/56, оформленный письмом № Исх-ДИО/6978 от 14.04.2015, как несоответствующий требованиям закона «О рекламе».

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) выдать разрешение на установку рекламной конструкции по адресу: пр. Маркса, 41/56.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Закрытого акционерного общества «Компания СТА» (ИНН <***> ОГРН <***>) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение в части признания недействительным ненормативного акта государственного органа подлежит немедленному исполнению – признанный недействительным ненормативный акт не подлежит применению с даты принятия решения суда.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья           С.Г. Захарцева