АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск июля 2016 года | № дела А46-8102/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2016 года. Полный текст решения изготовлен 27 июля 2016 года.
Арбитражный суд Омской области в составе: судьи Воронова Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление-7 Стройбетон «Амурское» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет,
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.02.2016;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 07.10.2015 № 2015-06
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление-7 Стройбетон «Амурское» (далее – ООО СМУ-7 СБ «Амурское», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета № 55/16-15263 от 06.05.2016 и обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости – сети водоснабжения, расположенного по адресу: <...> в новом жилом районе «Амурский» Центрального административного округа.
Определением арбитражного суда от 08.06.2016 заявление ООО СМУ-7 СБ «Амурское» принято, возбуждено производство по делу №А46-8102/2016.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
ФГБУ «ФКП Росреестра» требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
12 апреля 2016 года ООО СМУ-7 СБ «Амурское» обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, расположенного по адресу: <...> в новом жилом районе «Амурский» Центрального административного округа.
Вместе с заявлением в орган кадастрового учета был предоставлен технический план сооружения от 05.10.2015.
Осуществление государственного кадастрового учета решением от 21.04.2016 №55/16-13596 было приостановлено на три месяца по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон №221-ФЗ), в связи с тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Одновременно в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в порядке межведомственного взаимодействия органом кадастрового учета был сделан запрос в Департамент строительства Администрации города Омска о предоставлении заверенной копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Письмом б/н б/д Департамент строительства Администрации города Омска сообщил, что разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения (наружные сети водопровода) протяженностью 1355 м., расположенного по адресу: <...> в новом жилом районе «Амурский» Центрального административного округа, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации департаментом строительства не выдавалось.
В связи с тем, что ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, органом кадастрового учета принято решение от 06.05.2016 №55/16-15263 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Не согласившись с принятым ФГБУ «ФКП Россреестра» решением от 06.05.2016 №55/16-15263 ООО СМУ-7 СБ «Амурское» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что требования ООО СМУ-7 СБ «Амурское» не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
12.04.2016 ООО СМУ-7 СБ «Амурское» в лице представителя Адольфа А.В. было подано заявление о постановке на кадастровый учет сооружения (сети водопровода), расположенного по адресу: <...> в новом жилом районе «Амурский» Центрального административного округа, к которому был приложен технический план от 05.10.2015.
Исполнителем кадастровых работ выступил кадастровый инженер в лице ФИО3 (номер квалификационного аттестата 55-13-476).
Частью 5 статьи 1 Федерального закона №221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона №221-ФЗ необходимым документом для кадастрового учета сооружения является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона №221-ФЗ форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма технического плана сооружения должна соответствовать требованиям к подготовке технического плана сооружения утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке».
Согласно пункту 14 указанных требований сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта сооружения.
Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством в области градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию линейного сооружения выдавались органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено линейное сооружение, в состав Приложения включаются копии всех разрешений на ввод в эксплуатацию линейного сооружения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Исходя из смысла статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае строительства объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указаны случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона №221-ФЗ необходимыми для государственного кадастрового учета документами, представляемыми вместе с заявлением, являются технический план объекта недвижимости или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, определен статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона №221-ФЗ.
Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен статьей 7 Федерального закона №221-ФЗ.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 698 (далее - Постановление № 698, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. № 437), не содержала достаточных для осуществления государственного кадастрового учета сведений об объекте недвижимости.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 41 Федерального закона №221-ФЗ, а также пункта 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. № 403, пункта 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. № 693, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не содержит достаточных для подготовки технического плана сведений, используются в том числе сведения о таком объекте, содержащиеся в проектной документации, иных документах, предусмотренных федеральными законами (их копии также включаются в состав приложения к техническому плану).
Таким образом, в отношении объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию в соответствии с разрешением, форма которого была утверждена Постановлением № 698, государственный кадастровый учет может осуществляться в порядке статей 16, 22, 41 Закона о кадастре, на основании технического плана такого объекта, при этом копия разрешения на ввод такого объекта капитального строительства в эксплуатацию включается в состав приложения к техническому плану. Если технический план подготовлен на основании проектной документации, копия разрешения на ввод не включена в приложение к техническому плану, не представлена заявителем вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и не представлена уполномоченной на выдачу таких документов организацией по запросу органа кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 3 статьи 22 Федерального закона №221-ФЗ), то предусмотренные Федеральным законом №221-ФЗ основания для осуществления государственного кадастрового учета такого объекта отсутствуют.
Согласно Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. № 117/пр (далее - Форма № 117/пр), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана.
При этом количество вводимых в соответствии с решением в эксплуатацию зданий, сооружений, должно соответствовать количеству технических планов, сведения о которых приведены в строке "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана".
С учетом изложенного в целях осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию на основании разрешения, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель в порядке статей 16, 22, 41 Федерального закона №221-ФЗ может представить в орган кадастрового учета в том числе технический план такого объекта (с приложением копии разрешения на ввод в эксплуатацию как основания внесения сведений в технический план) или копию разрешения на ввод в эксплуатацию такого объекта, подготовленного в соответствии с Формой № 117/пр (с приложением технического плана такого объекта, подготовленного в целях получения разрешения на ввод в эксплуатацию).
Из текста заявления ООО СМУ-7 СБ «Амурское», и приложенных к нему документов следует, что в соответствии с распоряжением Департамента строительства Администрации города Омска № 425 от 18.11.2015 обществу было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Микрорайон № 5 в новом жилом районе «Амурский» в Центральном АО г. Омска. Жилой дом № 16», расположенного по адресу <...>, с инженерными сооружениями и коммуникациями № 55-ru55301000-1756-2015 от 18.11.2015.
В указанном разрешении, в соответствии с Формой № 117/пр должны быть указаны сведения обо всех технических планах созданных зданий и сооружений.
Таким образом, поскольку ООО СМУ-7 СБ «Амурское» какого-либо разрешения в орган кадастрового учета представлено не было, а Департамент строительства Администрации города Омска, ответив на межведомственный запрос, указал на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию сетей водопровода протяженностью 1355 м., расположенных по адресу: <...> в новом жилом районе «Амурский» Центрального административного округа, ФГБУ «ФКП Россреестра» вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.05.2016 №55/16-15263.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 27 Федерального закона №221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
При таких обстоятельствах основания для признания решения об отказе в осуществлении кадастрового учета № 55/16-15262 от 06.05.2016 незаконным и обязания осуществить кадастровый учет объекта недвижимости – сети водоснабжения, расположенного по адресу: <...> в новом жилом районе «Амурский» Центрального административного округа отсутствуют.
Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Т.А. Воронов