ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8140/18 от 27.08.2018 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

29 августа 2018 года

№ дела

А46-8140/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 августа 2018 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касаткиной Е.М., после перерыва помощником судьи Шамгоновой Ж.К., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства труда и социального развития Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Омской области от 26.04.2018 № 52-19-20/2672,

при участии в заседании суда:

от Министерства труда и социального развития Омской области – ФИО1, по доверенности от 27.12.2017 № ИСХ-17/МТСР17385, ФИО2, по доверенности от 17.08.2018, по паспорту, ФИО3, по доверенности от 17.08.2018, по паспорту, после перерыва - ФИО1, по доверенности от 27.12.2017 № ИСХ-17/МТСР17385, ФИО2, по доверенности от 17.08.2018, по паспорту, ФИО3, по доверенности от 17.08.2018, по паспорту,

от УФК по Омской области– ФИО6, по доверенности от 31.08.2017 № 52-1610/6760, по удостоверению РУ № 5500828, ФИО4, по доверенности от 15.08.2018, по удостоверению, ФИО5, по доверенности от 16.03.2018, по удостоверению, после перерыва - ФИО6, по доверенности от 31.08.2017 № 52-1610/6760, по удостоверению РУ № 5500828, ФИО4, по доверенности от 15.08.2018, по удостоверению, ФИО5, по доверенности от 16.03.2018, по удостоверению,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социального развития Омской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Казначейства) от 26.04.2018 № 52-19-20/2672, направленное Министерству труда и социального развития Омской области по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации.

Определением суда от 24.05.2018 данное заявление было принято судом к производству.

Определением от 21.06.2018 было назначено судебное разбирательство по делу.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, указав на то, что:

- им не превышен уровень софинансирования федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, установленный в Правилах предоставления субсидий при назначении ежемесячной доплаты в соответствии с Указом Президента РФ, от 07.05.2012 №606;

- соблюдение пропорции расходования средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ Соглашением не предусмотрено, указанное правило было установлено в законодательстве лишь с 2017 года.

Представители Управления возражали, настаивая на том, что Министерство должно было исполнять расходные обязательства бюджета субъекта, пропорционально своей доле, рассчитанной исходя из объемов взятых на себя обязательств бюджета РФ и бюджета субъекта РФ, полагая, что в данном конкретном случае имело место злоупотребление, заключающееся в том, что расходы бюджета субъекта РФ были сокращены в результате увеличения выплат, произведенных за счет федерального бюджета.

Рассмотрев материалы дела, выслушав позиции сторон, суд установил следующее.

В период с 18.01.2018 по 05.04.2018 на основании поручений Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17-960, от 29.12.2017 № 07-04-05/09-1038, от 01.01.2018 № 07-04-05/17-1621 и в соответствии с приказом УФК по Омской области от 17.01.2018 в Министерстве была проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в частности, соблюдения условий, определяющего объем финансового обеспечения расходных обязательств поручателя субсидии, в целях софинансирования которых представлена субсидия.

Проверяемый период с 01.01.2016 по 31.12.2017.

В результате проведенной проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - Указ № 606) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Пунктом 1) Указа Правительству Российской Федерации было предписано:

осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации (подпункт в);

определить до 1 ноября 2012 г. объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта (подпункт д).

Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства РФ от 31.10.2012 N 1112 были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации (далее – Правила №1112).

22 января 2016 года между Министерством труда и социальной защиты РФ (далее – федеральное Министерство) и Правительством Омской области (далее – высший исполнительный орган) было заключено Соглашение №12-2/606/81 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование вышеназванных расходов, в соответствии с которым федеральное Министерство взяло на себя обязательство предоставить в 2016 году субсидию в размере 177 895 100 рублей.

Как было установлено в пункте 2 Соглашения, условиями предоставления субсидии являются наличие в бюджете Субъекта бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Субъекта, возникающего при назначении ежемесячной выплаты, в размере 188 547 480 рублей.

В ходе камеральной проверки было установлено, что фактические расходы средств в финансовом году на ежемесячную выплату по Соглашению составили 260 338 113,00 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета выплачено 130 483 319,84 рублей (50,1%);

- за счет средств бюджета Омской области - 129 854 793,16 рубля (49,9%).

Полагая, что заявителем нарушена пропорция софинансирования, установленная Соглашением, Управление вынесло оспариваемое представление, согласно которому в действиях Министерства установлено нарушение бюджетного законодательства, которое составило в денежном выражении 4 098 240,23 руб.

Как указано в представлении, УФК ПО Омской области требует:

- рассмотреть информацию об указанном нарушении, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 25 дней с момента получения представления;

- о результатах исполнения представления проинформировать не позднее 5 дней с даты исполнения представления.

Далее представление содержит указание на то, что неисполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заявитель полагает, что данное представление не соответствует требованиям закона, нарушает его права и законные интересы, а потому обратился в суд.

Требования заявителя оставлены судом без удовлетворения по следующим причинам.

Как было указано выше, правоотношения сторон Соглашения (фактически – федерального бюджета и бюджета субъекта РФ) регламентированы вышеназванным Указом Президента РФ № 606, Правилами №1112, а также Бюджетным кодексом РФ.

При анализе указанных нормативных актов суд пришел к следующим выводам.

Как следует из Указа Президента РФ, высшим органам субъектов РФ рекомендовано установить ежемесячную выплату с учетом обязательств федерального бюджета по софинансированию указанных расходов, которые устанавливаются «исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году».

Пунктом 2 Правил №1112 предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты.

Как указано в пункте 3 Правил, условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты;

б) формирование и ведение в субъекте Российской Федерации реестра получателей ежемесячной денежной выплаты;

в) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значения показателя, устанавливаемого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, значению показателя результативности использования субсидии, установленному соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение);

г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости, а также о миграционном и естественном приросте за 3 года, предшествующие текущему финансовому году (пункт 4 Правил).

Перечень субъектов, которым предоставляется софинансирование, ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. В соглашении предусматриваются:

а) сведения о наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия, с указанием реквизитов указанного акта;

б) целевое назначение субсидии;

в) порядок осуществления контроля за соблюдением субъектом Российской Федерации условий соглашения;

г) сроки, порядок и форма представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значения показателя результативности использования субсидии в отчетном финансовом году по отношению к году, предшествующему отчетному году;

д) размер предоставляемой субсидии, условия ее предоставления и расходования;

е) сведения о размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты;

ж) значение показателя результативности использования субсидии;

з) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленного значения показателя результативности использования субсидии;

з(1)) сроки перечисления субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон, регулирующие порядок предоставления субсидии;

к) обязательства субъекта Российской Федерации по формированию и ведению реестра получателей ежемесячной денежной выплаты;

л) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

м) условие о вступлении в силу соглашения.

В соответствии с пунктом 9 Правил уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты, определяется по формуле: , где: - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты; - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670.

Пунктом 10 оговорено, что уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации за счет субсидии не может быть установлен выше 66 процентов в 2016 году и ниже 5 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 12 установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса РФ (в редакции на дату заключения Соглашения) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Как указано в части 3 данной статьи, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Частью 3 данной статьи оговорено, что распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Между тем, как было указано выше и следует из анализа Правил №1112, а также текста Соглашения от 22.01.2016, конкретный объем субсидии (сумма выделяемых средств) устанавливается лишь при условии, что субъект РФ берет на себя расходное обязательство в конкретном объеме и это обязательство установлено в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

С учетом указанных обстоятельств суд соглашается с доводами заинтересованного лица в том, что субъект РФ должен осуществлять выплату, исходя из пропорции, рассчитанной исходя из сумм средств выделяемой субсидии из федерального бюджета, установленной в Соглашении, и суммы расходного обязательства, взятого на себя субъектом и также указанного в Соглашении (в пункте 2).

В противном случае, по мнению суда, у субъекта РФ возникает возможность по исполнению собственных расходных обязательств, установленных законом о бюджете, за счет средств федерального бюджета, что приведет к злоупотреблению правом пользования межбюджетными трансфертами.

Доводы заявителя о том, что им не превышен допустимый уровень софинансирования, предусмотренный Правилами №1112, не принят судом во внимание, поскольку, как следует из анализа вышеприведенных нормативных актов, непосредственно предполагаемый размер расходного обзятельства как Федерации, так и субъекта, определяется при заключении Соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

требование Министерства труда и социального развития Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Омской области от 26.04.2018 № 52-19-20/2672, направленного Министерству труда и социального развития Омской области по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.Г. Захарцева