ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8187/14 от 04.02.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

11 февраля 2016 года

№ дела

А46-8187/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыжих С.Г., рассмотрев в судебном заседании требования общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска и Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ», федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области, о признании незаконным ненормативного акта, отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, при участии в судебном заседании:

от заявителя - Жур А.А. по доверенности от 29.05.2015, личность удостоверена паспортом,

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Семенова Е.Г., по доверенности от 18.08.2015, удостоверение,

от Администрации города Омска – Веселкова И.А., по доверенности от 29.10.2015, удостоверение,

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – не явились, извещены надлежащим образом,

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области – не явились, извещены надлежащим образом,

от муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» – Ковригина С.П., по доверенности от 22.07.2015, личность удостоверена паспортом,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит:

- признать недействительным и не порождающим правовых последствий распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 16.09.2013 № 4566-р «О предоставлении в аренду муниципальному предприятию города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» (далее – МП г.Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ», предприятие) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» в части предоставления предприятию в аренду сроком на 10 лет для рекреационных целей под парк земельного участка площадью 30 000 кв.м с кадастровым номером 55:36:140107:2811 с разрешённым использованием: для строительства санатория. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 620 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Куломзинская, дом 66;

- признать незаконным и отменить изложенный в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 17.04.2014 № 09/4973 отказ Администрации города Омска (далее - Администрация) в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2811 для строительства санатория;

- в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов общества обязать Администрацию города Омска в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО “Перспектива” земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2811 для строительства санатория и заключить с обществом договор аренды указанного земельного участка.

Определением суда от 17.06.2014 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и муниципальное предприятие города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ».

Решением Арбитражного суда Омской области от 03.09.2014 в удовлетворении требований ООО «Перспектива» отказано.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 17.12.2014 решение от 03.09.2014 Арбитражного суда Омской области отменено. По делу принят новый судебный акт. Требования ООО «Перспектива» удовлетворены полностью.

Постановлением суда Западно – Сибирского округа от 30.04.2015 решение Арбитражного суда Омской области от 03.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по настоящему делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Постановлением суда Западно – Сибирского округа от 30.04.2015 установлено при новом рассмотрении выяснить следующее: установить, каким образом допущенные нарушения процедуры проводимой по статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, повлияли на права общества; рассмотреть вопрос о возможности определения земельному участку с установленным видом разрешенного использования «для строительства санатория» иной цели использования – для рекреационных целей под парк; оценить правомерность разрешения вопроса о возможности строительства санатория на спорном земельном участке; выяснить вопрос о том, что явилось основанием для постановки участка на государственный кадастровый учет.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом запрошено кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2061.

Определением суда от 17.06.2015 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области.

Определением суда от 09.07.2015 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Участниками судебного процесса представлены письменные пояснения на поставленные судом кассационной инстанции вопросы.

В судебном заседании представитель Общества требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Администрация г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска и муниципальное предприятие г. Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» требование ООО «Перспектива» не признали, указав на отсутствие нарушений прав заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Омской области от 01.08.2013 по делу № А46-3066/2013 признано незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО «Перспектива» от 28.04.2012 для строительства санатория вблизи строения № 66 по ул. Куломзинская в КАО г. Омска и непринятии решения о предварительном согласовании размещения санатория вблизи строения № 66 по ул. Куломзинская в КАО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка.

На Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска была возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка вблизи строения № 66 по ул. Куломзинская в КАО г. Омска для строительства санатория площадью 30 000 кв.м. согласно заявлению общества, поданному 28.04.2012; по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; по оформлению результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка под строительство санатория площадью 30 000 кв.м.; по принятию решения о предварительном согласовании размещения санатория, утверждающего акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Результаты выбора земельного участка были оформлены актом о выборе земельного участка для строительства объекта, утверждённым распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 01.10.2013 № 2453-р «О предварительном согласовании места размещения санатория вблизи строения № 66 по улице Куломзинская в Кировском административном округе г. Омска»; место размещения санатория определено согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.10.2013 № 1688-р.

На обращение общества в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 07:2811 площадью 30 000 кв.м. под строительство санатория ООО «Перспектива» уведомили письмом от 17.04.2014 № 09/4973 о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка .

В качестве оснований для отказа обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка указано, что:

- распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 16.09.2013 № 4566-р участок предоставлен в аренду МП г.Омска «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» сроком на 10 лет;

- необходимо принимать во внимание Решение Омского городского Совета от 20.11.2013 № 183 «О внесении изменений в некоторые решения Омского городского Совета», постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах».

Считая отказ незаконным, а ненормативный правовой акт Департамента имущественных отношений Администрации города Омска недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим требованием за защитой нарушенного права.

Требования заявителя суд находит не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законность оспариваемого ненормативного правового акта оценивается судом на момент издания такого акта.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что заявитель не доказал факт нарушения прав оспариваемым распоряжением и извещением об отказе в предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка ввиду следующего.

Оспариваемое распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска принято на основании заявления муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ», в пределах возложенных полномочий, определенных положением о Департаменте, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 для целей не связанных со строительством – для размещения парка.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по настоящему делу было установлено, что статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.

Между тем в нарушение процитированных выше норм законодательства информация о земельном участке с кадастровым номером 55:36:140107:2811, предоставляемом на праве аренды предприятию, Департаментом в средствах массовой информации не опубликовывалась.

Отменяя названное постановление, суд кассационной инстанции указанные выводы суда апелляционной инстанции поддержал, но при этом установил, что судом не дана оценка обстоятельствам возможности участия общества в предусмотренной статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации процедуре предоставления земельного участка, в связи с чем не установлено, повлияло ли допущенное нарушение на права общества.

Материалами дела установлено, что ООО «Перспектива» испрашивало земельный участок для строительства санатория в порядке предварительного согласования места размещения объекта.

Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определялся с учетом положений статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учёта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 настоящего Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

По результатам предварительного согласования места размещения объекта за счет заинтересованного лица выполняются кадастровые работы и осуществляется постановка земельного участка на государственный кадастровый учет испрашиваемого участка (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Обязанность обеспечить выбор испрашиваемого обществом земельного участка, утвердить схему расположения такого участка, оформить результаты выбора указанного земельного участка актом о выборе земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте территории, а также принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта установлена вступившем в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 01.08.2013 по делу № А46-3066/2013.

При этом из текста указанного судебного акта не следует об обязательстве уполномоченного органа обеспечить выбор испрашиваемого обществом земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2061.

Из материалов дела следует, что за счет общества и в его интересах не проводились кадастровые работы по формированию испрашиваемого земельного участка, как предусмотрено положениями Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из чего можно сделать вывод, что право приобретения земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2811 на испрашиваемом праве не нарушено, т.к. данное право отсутствует.

Вопрос формирования земельного участка для строительства санатория рассмотрен на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 30.05.2012 и принято решение о несоответствии размещения объекта проекту планировки территории, однако, следуя тексту выписки из протокола № 9 решением комиссии указано, что использование спорного земельного участка для строительства санатория возможно в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом определено формировать земельный участок на аукцион в порядке пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пояснительной записки схемы расположения земельного участка следует, что формирование земельного участка осуществлялось в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. без предварительного согласования места размещения объекта. Таким образом, можно сделать вывод, что предоставление указанного земельного участка предполагалось исключительно с аукциона.

Формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2811 исходя из представленного кадастрового дела произведено путем образования земельного участка посредством раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2061, местоположение которого установлено в 70 м южнее относительно 4 – этажного здания с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суворова, д. 110 на основании утвержденной распоряжением директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 28.09.2012 № 1502-р схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения № 66 по улице Куломзинская в Кировском административном округе города Омска.

Согласно преамбуле ненормативного акта Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 28.09.2012 № 1502-р решение принято в рамках полномочий структурного подразделения органа местного самоуправления.

Спорный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости 14.02.2013, т.е. задолго до принятия итогового судебного акта по делу № А46-3066/2013 в рамках которого суд обязал обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО «Перспектива».

Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 16.09.2013 № 4566-р муниципальному предприятию города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30.-летия ВЛКСМ» по его заявлению, образованный земельный участок предоставлен в аренду сроком на 10 лет для рекреационных целей под парк.

Общество не имело интереса в приобретении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2811 для целей не связанных со строительством – для размещения парка, обратного материалы дела не содержат, в связи с чем, не заинтересовано в оспаривании указанного ненормативного акта, т.к. не доказало факт нарушенного права либо интереса в приобретении обозначенного участка для целей не связанных со строительством.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:2811 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Омск и находится в границах парка являющегося территорией общего пользования.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Совокупностью указанных норм права обеспечивает сохранение в публичной собственности общедоступных городских скверов, предназначенных для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах Парка Победы им. 30-летия Победы.

Освоение территории парка культуры и отдыха имени 30-летия Победы началось в 60-е годы XX века на основании проекта, выполненного московским институтом «Гипрокоммунстрой» под руководством архитектора В.Н. Антонинова (1959 год). По этому проекту выполнена существующая система прудов и водоемов, сформирована система зеленых насаждений с аллеями из разных пород деревьев, сооружена защитная дамба вдоль пойменной части парка, начато формирование пойменной части парка.

Решением Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся города Омска от 6 мая 1975 года № 215 «О присвоении строящемуся парку культуры и отдыха на левом берегу р. Иртыш наименования «Парк культуры и отдыха имени тридцатилетия Победы» в ознаменование тридцатой годовщины Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов строящемуся парку культуры и отдыха на левом берегу реки Иртыш присвоено наименование «Парк культуры и отдыха имени тридцатилетия Победы».

В 1975 году в связи с празднованием 30-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов на территории парка заложен мемориальный комплекс «Мемориальный комплекс Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы», являющийся объектом культурного наследия.

Решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 26.06.1980 № 239/10 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Омской области» Мемориал воинам-сибирякам, героическим защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны, созданный к 30-летию Победы, включен в список памятников истории и культуры Омской области, подлежащих государственной охране как памятник местного значения.

Согласно подпунктам 18. 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 указанного Закона должны действовать, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций.

В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления городского округа имеют право осуществлять в рамках предоставленных полномочий деятельность по организации обустройства городских парков. Тем самым им обеспечивается возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации процедура предоставления спорного земельного участка для строительства неприменима, так как она может создать препятствия для сохранения социально значимых объектов городского парка культуры и отдыха. Возложение на Администрацию города Омска обязанности предоставить заявителю под строительство спорный земельный участок по процедуре, предусмотренной положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушит публичные права городского округа - города Омска Омской области в лице администрации по организации обустройства городского парка как единого рекреационного комплекса. Вышеназванные доводы согласуются с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 № 604/12 по делу
 № А12-2570/2011.

В соответствии с Генеральным планом города Омска испрашиваемый ООО «Перспектива» земельный участок находится в границах территории существующих зеленых насаждений.

В составе Генерального плана города Омска утверждены: схема ограничения использования территории города Омска (карта расположения особо охраняемых природных территорий), в соответствии с которой спорный земельный участок находится в границах рекреационной зоны «Прибрежная» (расширение парка им. 30-летия Победы); схема озеленения города Омска, в соответствии с которой спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне рекреационного и природоохранного назначения (парки, скверы, сады, бульвары, особоохраняемые природные территории); схема комплексной оценки территории города Омска (карта экологического каркаса), согласно которой спорный земельный участок находится в границах рекреационной зоны «Прибрежная» (расширение парка им. 30-летия Победы).

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с положениями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях создания условий рационального использования территорий города Омска с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории города Омска, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения историко-культурного наследия приняты Правила землепользования и застройки города Омска, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201.

Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта изменений в правил землепользования и застройки должна осуществляться с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Следовательно, Правила землепользования и застройки города Омска должны соответствовать Генеральному плану города Омска в части функционального зонирования территории.

В настоящее время Решением Омского городского Совета от 18.02.2015 № 313 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008» земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:2811 отнесен к территориальной зоне Р4-402 (прибрежная зона отдыха).

Согласно статье 47 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск рекреационные зоны (Р) выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.

В состав рекреационных зон могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Прибрежная зона отдыха (Р-4) включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в прибрежной зоне отдыха приведены в таблице № 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил. Согласно статье 42 Правил строительство санаториев в зоне Р4 не предусмотрено.

Указанное подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования территории города Омска в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201 представленным в материалы дела.

Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; и т.д.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (частью 9 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно частям 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте.

Постановлением Администрации города Омска от 13.02.2015 № 292-п «Об особо охраняемой природной территории местного значения - природном рекреационном комплексе «Прибрежный» создана особо охраняемая природная территория местного значения - природный рекреационный комплекс «Прибрежный», общей площадью 2862604 кв.м, в состав которой входит, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:2811, площадью 30 000 кв.м, местоположение установлено в 620 м на северо-восток от здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Куломзинская, дом 66 («Парк культуры и отдыха имени тридцатилетия Победы»).

Согласно пункту 1.1 постановления Администрации города Омска от 13.02.2015 № 292-п природный рекреационный комплекс «Прибрежный» является зоной с особыми условиями использования территории, где запрещается строительство объектов капитального строительства.

Кроме того, распоряжением исполняющего обязанности директора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.12.2015 № 3107 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2811 определен вид разрешенного использования – «охрана природных территорий». Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и отображены в техническом документе от 25.01.2016 представленном в материалы дела.

Из положений части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебной защите подлежит лишь нарушенное право или нарушенный законный интерес. При этом условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта того, какими именно оспариваемыми действиями заинтересованных лиц вызвано нарушение. При этом необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица недействительным при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого акта (решения, действия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При этом иной вид разрешенного использования спорного участка на момент возникновения спорных отношений между сторонами не свидетельствует о возможном предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, т.к. процедура предварительного согласования места размещения объекта обществом не была соблюдена, кадастровый учет спорного участка осуществлен по заявлению органа местного самоуправления, что исключает возможность его предоставления заявителю в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого распоряжения недействительной, а также отказа в предоставлении ООО «Перспектива» испрашиваемого земельного участка, отсутствует. Также отсутствует нарушенное право заявителя подлежащее восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» требований отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой