ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8257/19 от 19.06.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

июня 2019 года

№ дела

А46-8257/2019

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 июня 2019 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсеньевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-Строительные Системы» (ИНН 5505208095, ОГРН 1105543011727) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № А61-22-021/19/юл от 29.04.2019 в части размера административного штрафа,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-Строительные Системы» – Федянин А.В. по доверенности от 08.05.2019 (паспорт),

от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Сычев Д.С. по доверенности от 31.12.2018 № 97 (удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью  «Инженерно-Строительные Системы» (далее также - заявитель, ООО «Инженерно-Строительные Системы») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также - заинтересованное лицо, Сибирское управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № А61-22-021/19/юл от 29.04.2019 в части размера административного штрафа.

Указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению.

В судебном заседании заявитель поддержал требования, просил признать оспариваемое постановление незаконным в части меры ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., ходатайствовал о снижении размера штрафа до 100 000 руб. Также указал, что по существу факты выявленных нарушений не оспаривает, предприняты меры к устранению допущенных нарушений, на совершение правонарушения впервые, а также сослался на сложное финансовое положение.

Заинтересованное лицо настаивало на законности и обоснованности оспариваемого постановления по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагало, что исключительные обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения отсутствовали.

Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 19.02.2019 по 20.03.2019 проведено расследование тяжелого несчастного случая, произошедшего 19.02.2019 в 14 часов 30 минут по адресу: город Омск, ул. Губкина, 1, на территории акционерного общества «Газпромнефть-ОНПЗ», планшет 70, титул 8127 в помещении компрессорного зала «Воздушной компрессорной с азотной станцией» с маляром ООО «Инженерно-Строительные Системы» Балашевым С.С., по результатам которого составлен акт от 20.03.2019 (далее также - Акт).

Комиссией по расследованию несчастных случаев установлено, что за обществом с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (далее также – ООО «Спецтранс») в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также - ОПО) 06.09.2018 зарегистрирован ОПО – автогидроподъемник модели HORYONG 210, заводской номер 02976, IV класса опасности под номером А61-00200-0001пс. 13.12.2018 между ООО «Спецтранс» и ООО «Инженерно-Строительные Системы» заключен договор на оказание транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом и предоставлению спецтехники № 13/12/18 (автогидроподъемник модели HORYONG 210, грузоподъемностью 200 кг., заводской номер 02976).

Исходя из содержания составленного акта, эксплуатация ООО «Инженерно-Строительные Системы» опасного производственного объекта осуществлялась с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно:

- ООО «Инженерно-Строительные Системы» допустило к управлению автомобильным гидравлическим подъемником HORYONG 210, заводской номер 02976 из люльки с помощью выносного пульта управления работника необученного и неаттестованного по профессии «машинист автовышки и автогидроподъемника»;

- ООО «Инженерно-Строительные Системы» не создало условия неукоснительного выполнения персоналом производственных инструкций.

Указанные нарушения, по мнению Управления, повлекли причинение тяжких производственных травм работнику ООО «Инженерно-Строительные Системы» - маляру Балашеву С.С.

На основании вышеуказанного акта Сибирское управление Ростехнадзора составило в отношении ООО «Инженерно-Строительные Системы» протокол от 22.04.2019 № А61-22-021/19/юл об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Постановлением № А61-22-021/19/юл Сибирского управления Ростехнадзора от 29.04.2019 Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Полагая, что при вынесении постановления административным органом не учтены обстоятельства, смягчающие вину, ООО «Инженерно-Строительные Системы» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта закреплены в статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее также – Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ). К указанным требованиям относится, в том числе, обязанность соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ООО «Инженерно-Строительные Системы» событие административного правонарушения не оспаривалось, подтверждено материалами дела, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Нарушений соблюдения процедуры привлечения ООО «Инженерно-Строительные Системы» к административной ответственности судом не установлено.

При этом суд полагает возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу штрафа до 100 000 руб., на основании следующего.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 14.02.2013 N 4-П устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Суд исходит из того, что обществом правонарушение совершено впервые, после возникновения несчастного случая выполнены все установленные законами нормы для его фиксирования, уведомления соответствующих служб и уполномоченных органов, Общество способствовало и активно участвовало в расследовании. По результатам расследования до вынесения процессуальных документов уполномоченным органом предприняты меры (отраженные в акте расследования), направленные на устранение причин несчастного случая и недопущение указанных обстоятельств в будущем. Были проведены: внеочередная проверка знаний рабочих люльки в комиссии ООО «Инженерно-Строительные Системы» (в объеме производственных инструкций); Внеплановый инструктаж по охране труда работниками ООО «Инженерно-Строительные Системы» связанных с эксплуатацией подъемных сооружений; работники ООО «Инженерно-Строительные Системы» ознакомлены с обстоятельствами и причинами несчастного случая. Кроме того указанное правонарушение было совершено ООО «Инженерно-Строительные Системы» впервые, что говорит о наличии смягчающих обстоятельств.

Также, Общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, указывает на сложное финансовое положение, в подтверждение которого представлены: бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год, согласно которой чистая прибыль составила 1 664 руб., отчет о дебиторской и кредитной задолженности по состоянию на 31.12.2018, из которой следует наличие дебиторской задолженности в сумме 55 610,4 руб., а также документы, подтверждающие наличие долговых обязательств перед поставщиками на общую сумму около 20 000 000 руб. и непогашенного кредитного обязательства (кредитный договор № КР/402017-001284 от 05.12.2017 на сумму 5 000 000 руб.).

Ввиду изложенного, сумма штрафа в размере 200 000 руб. для Общества является существенной.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что снижение меры ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., будет соответствовать характеру совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-Строительные Системы» (ИНН 5505208095, ОГРН 1105543011727) удовлетворить.

Изменить постановление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания № А61-22-021/19/юл от 29.04.2019 в части назначения наказания: снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) до вступления его в законную силу, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определения о возбуждении производства по делу, а также последующих определениях суда. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

С.Г. Захарцева