АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
13 октября 2011 года
дело № А46-8281/2011
Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2011 года
Полный текст решения подготовлен 13 октября 2011 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемисовой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению департамента имущественных отношений Администрации г. Омска
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области
о признании незаконными отказов в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, обязании совершить действия,
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.03.2011 (паспорт гражданина РФ),
от заинтересованного лица – ФИО2 доверенности от 11.01.2011 № 06/8 (удостоверение № 90),
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее – заявитель, департамент, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области, Управление) о признании незаконным отказа Главного управления по земельным ресурсам Омской области, выраженного в письме от 22 апреля 2011 года № 0201/3753, в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:070102:545, отказа Главного управления по земельным ресурсам Омской области, выраженного в письме от 22 июня 2011 года №0201/5917, в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081.
Заявитель просил обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области предоставить департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельные участки, расположенные на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:070102:545, 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081.
В обоснование заявленного требования Департамент указал, что им переданы заинтересованному лицу все необходимые документы для предоставления ему истребуемых земельных участков.
Отказ Главного управления в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070102:545 мотивирован тем, что в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года № 22-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» для рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков для организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа необходимо представить проект планировки соответствующих территорий муниципального образования городской округ город Омск (далее - проект планировки территории).
Отказ Главного управления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081 мотивирован тем, что департамент не является лицом, заинтересованным в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование указанных земельных участков. В соответствии с Решением Омского городского Совета от 27 октября 2010 года №361 «О правилах организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска», организатором пассажирских перевозок является структурное подразделение Администрации города Омска, осуществляющее функции по организации транспортного обслуживания населения города Омска. Таким структурным подразделением является департамент транспорта Администрации города Омска, в соответствии с Положением о департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 10 августа 2005 года № 397-п «О департаменте транспорта Администрации города Омска».
Департамент считает отказы Главного управления в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:070102:545, 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081 несостоятельными, незаконными и необоснованными.
Требуемый Управлением Проект планировки соответствующей территорий муниципального образования городской округ г. Омска среди документов, необходимых для предоставления земельных участков, нормативно не установлен. Земельные участки необходимы для осуществления полномочий, возложенных на органы местного самоуправления. В связи с тем, что заявитель является органом местного самоуправления, в полномочия которого входит приобретение в интересах органов местного самоуправления объектов недвижимости и иного имущества в собственность муниципального образования г. Омск, оспариваемый отказ нарушает его права и создаёт препятствия к реализации возложенных на него полномочий.
В представленном в порядке статьи 131 АПК РФ отзыве на заявление Управление просило в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв заинтересованного лица. Также представитель Департамента отметил, что продолжительное по времени решение указанного вопроса приводит к тому, что бюджетные денежные средства, потраченные на мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельных участков для организации разворотных площадок транспорта общего пользования, будут израсходованы напрасно, поскольку сформированные участки по истечении определённого периода времени снимаются с кадастрового учёта.
ГУЗР Омской области в судебном заседании требование не признало, указав, что оспариваемые отказы не нарушают прав заявителя в силу отсутствия у последнего полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и по организации транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению обустройства и содержания разворотных площадок городского пассажирского транспорта. Именно для этих целей просит предоставить земельные участки департамент. Приказ ГУЗР Омской области от 30.11.2010 № 29-п, на который ссылается заявитель, устанавливает исключительно порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, но не основания для отказа в их предоставлении. Также заинтересованное лицо отметило, что в настоящее время земельный участок, которому ранее присвоен кадастровый номер 55:36:070102:545, снят с кадастрового учёта и не может являться объектом гражданского права.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
В ходе реализации общегородской целевой программы «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года», утверждённой решением Омского городского Совета от 10.10.2007 № 56, заявителем за счёт средств местного бюджета осуществлены мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельных участков для организации разворотных площадок транспорта общего пользования, в том числе с кадастровыми номерами: 55:36:070102:545, 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081.
Для предоставления указанных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования департамент 20.10.2010 и 12.04.2011 обратился в ГУЗР Омской области с соответствующими заявлениями.
В нарушение статьи 11 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», пункта 17 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, а также пунктов 7.3., 7.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска для целей, не связанных со строительством», утверждённого Приказом ГУЗР Омской области от 30.11.2010 №29-п, Главное управление не рассмотрело в установленный срок данные заявления и не подготовило проекты решений о предоставлении земельных участков либо ответы об отказе в предоставлении земельных участков с обоснованием отказа.
По результатам проверки деятельности Главного управления в связи с бездействием при принятии решений о предоставлении земельных участков прокуратурой города Омска 20.01.2011 и 23.06.2011 руководителю ГУЗР было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Письмами от 22.04.2011 22.06.2011 заинтересованное лицо отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Полагая, что данные отказы не соответствует закону, нарушают права и законные интересы, департамент обратился с требованиями о признании его незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путём предоставления заявителю в постоянное (бессрочное) пользование перечисленных им земельных участков.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С заявлением департамент обратился 30.06.2011 (отметка входящего штампа суда на первой странице заявления), т.е. в срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
По положениям статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Согласно статье 61 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с главой 8 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Статьёй 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения на территории городского округа.
Среди другого имущества, необходимого для транспортного обслуживания населения, пункт 3.5.155 Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 № 22-п, выделяет отстойно-разворотные площадки на конечных пунктах маршрутной сети общественного пассажирского транспорта для снятия с линии в межпиковый период около 30 процентов подвижного состава.
Отстойно-разворотные площадки в силу пункта 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, являются местом отдыха водителей автобусов, работающих на регулярных городских автобусных маршрутах.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённый решением Омского городского Совета от 25.07.2007 года № 43, предусматривает проведение мероприятий по развитию городского пассажирского транспорта и элементов обслуживания пассажироперевозок, в том числе и формирование конечных пунктов маршрутной сети, площадок отстоя транспорта, резервирование участков под их размещение (раздел 4.2.9).
В целях реализации Генерального плана по предложению департамента транспорта Администрации г. Омска заявитель обеспечил формирование земельных участков, занятых существующими отстойно-разворотными площадками.
В соответствии со статьёй 21 Устава города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структура Администрации г. Омска формируется Мэром г. Омска и по его представлению утверждается Омским городским Советом.
Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённым постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 № 395-п, согласно которому департамент является структурным подразделением Администрации г. Омска.
Основанными задачами департамента является осуществление от имени муниципального образования г. Омск функций управления муниципальным имуществом, управление и распоряжение муниципальным имуществом г. Омска и землями, расположенными в границах г. Омска, в пределах своей компетенции (подпункты 1, 3 пункта 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска). Для выполнения указанных задач заявитель приобретает в интересах органов местного самоуправления г. Омска способами, предусмотренными действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, объекты недвижимости и иное имущество в собственность муниципального образования г. Омск.
Таким образом, обращаясь к ГУЗР Омской области, предварительно согласовав позицию с иными подразделениями администрации г. Омска, с заявлениями о представлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, необходимых для разрешения вопросов местного значения городского округа, департамент, по мнению суда, действовал от имени муниципального образования г. Омск в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Следовательно, отказ в удовлетворении таких заявлений, препятствует осуществлению департаментом возложенных на него полномочий, равно как и разрешению стоящих перед муниципальным образованием г. Омск вопросов местного значения в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В этой связи подлежит отклонению ссылка заинтересованного лица на подпункт 2 пункта 22 Положения об Администрации административного округа города Омска, утверждённого постановлением Мэра г. Омска от 31.12.2008 № 1198-п. Из указанной нормы следует, что Администрация административного округа г. Омска осуществляет функции по обеспечению благоустройства и содержания разворотных площадок городского пассажирского транспорта. Однако названные функции относятся к осуществлению правомочий по владению разворотными площадками, которые могут осуществляться указанным лицом после формирования границ земельного участка, на котором располагается такая площадка, и предоставления сформированного земельного участка на каком-либо праве муниципальному образованию. Эти функции не предполагают возможности Администрации административного округа города Омска обращаться в уполномоченный орган с целью предоставления земельного участка для использования в качестве разворотной площадки городского пассажирского транспорта.
По положениям статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, осуществляется в порядке, определённом статьями 10, 11 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ, если иное не предусмотрено областным законодательством.
Статьёй 11 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» определён порядок предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством. Согласно установленному этой статьёй порядку земельный участок предоставляется на основании заявления, которое подаётся в специально уполномоченный орган (каковым является ГУЗР Омской области согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95). В случае, если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
Орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Кроме того, правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п. Данный орган, утверждая Порядок, действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области»).
По положениям пункта 14 Порядка лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Как определено пунктом 15 Порядка, предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления, поданного в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
Согласно пункту 16 Порядка в заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры земельного участка;
3) местоположение земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 17 Порядка установлено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в недельный срок рассматривает указанное заявление и подготавливает проект решения о предоставлении земельного участка либо ответ об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, не может быть принято в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается заинтересованным лицом, что департаментом в ГУЗР Омской области были поданы заявления о предоставлении земельных участков для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа г. Омска, к которым были приложены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, а также уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведений об этих земельных участках.
Указанное свидетельствует, что департаментом исполнены все предписания пунктов 14, 15, 16, 18 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, а также статей 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» (предоставлено соответствующее заявление в уполномоченный орган, с приложением установленных указанными актами документов).
Установленных законодательством оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, не имелось.
Отмеченное заинтересованным лицом отсутствие среди приложенных к заявлениям документов проектов планировки соответствующих территорий муниципального образования городской округ г. Омск, наличие которого необходимо, по мнению ГУЗР Омской области, в силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 № 22-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области», законным основанием для отказа в предоставлении земельных участков, как полагает суд, не является.
Представление названных проектов не предусмотрено ни Законом Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», ни Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, ни какими либо другими правовыми актами. Следовательно, их отсутствие не может являться законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Суд принял во внимание, что ранее заинтересованным лицом неоднократно заявителю земельные участки на названном праве и на праве собственности предоставлялись без истребования проектов планировки соответствующих территорий муниципального образования городской округ г. Омск. В судебном заседании установлено, что 03.08.2010 Главное управление уже передало в муниципальную собственность 14 земельных участков, занятых отстойно-разворотными площадками.
Также при принятии решения суд учёл, что требуемые заинтересованным лицом проекты планировки территории являются общедоступными документами, размещёнными в сети Интернет и опубликованными в средствах массовой информации. Кроме того, из материалов дела следует, что испрашиваемые земельные участки заняты не проектируемыми, а уже существующими отстойно-разворотными площадками, используемыми много лет. Это подтверждается, в том числе, имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами земельных участков.
Заинтересованное лицо письмом от 16.08.2010 №0201/6867 уведомило заявителя о том, что после согласования проекта границ земельных участков с департаментом транспорта администрации г. Омска будет принято решение о передаче в муниципальную собственность иных земельных участков, занятых отстойно-разворотными площадками.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области письмом от 23.08.2010 №06/7050 само проинформировало Мэра г. Омска о возможности предоставления земельных участков, необходимых для развития муниципального образования, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действующим законодательством.
Довод Управления о том, что цель использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:070102:545, 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081, указанная департаментом в заявлениях о предоставлении земельных участков, иная, чем вид разрешённого использования земельных участков, указанный в кадастровых паспортах земельных участков, суд не принимается.
Такие основания отсутствовали в письмах от 22 апреля 2011 года №0201/3753 и от 22 июня 2011 года №0201/5917, которыми Главное управление отказало департаменту в предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Суд не усматривает несоответствия цели использования земельных участков, указанной в заявлениях департамента, разрешённому использованию земельных участков, указанных в кадастровых паспортах земельных участков.
Цель использования земельных участков, указанная в заявлениях департамента, не предполагает иного использования земельных участков, кроме как в соответствии с разрешённым использованием, указанным в кадастровых паспортах земельных участков.
Подпунктом «в» пункта 10 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством», утверждённого Приказом Главного управления от 30 ноября 2010 года № 29-п, предусмотрено, что для приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование получатель государственной услуги подаёт в Главное управление заявление по установленной форме, согласно приложению № 5 к Регламенту или в произвольной форме.
Указанным Регламентом не предусмотрено, что при заполнении графы заявления «Цель использования земельного участка» в неё вписывается разрешённое использование земельного участка, указанное в кадастровом паспорте.
Рекомендации или правила заполнения заявлений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, Главным правлением не утверждены.
Какие-либо ссылки на рекомендации или правила заполнения заявлений в Регламенте отсутствуют.
В этой связи при заполнении заявлений, департамент, как полагает суд, законно руководствовался соответствующими положениями федеральных законов и общепринятой терминологией.
Термин «заявление» определён в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Целью заявлений, поданных департаментом в Главное управление, является реализация конституционного права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, предусмотренного частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации.
Исходя из этого, при заполнении заявлений, в графе «Цель использования земельного участка», департамент указал вопрос местного значения, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения которого приобретается земельный участок - «Для решения вопросов местного значения городского округа - создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа».
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что позиция Главного управления, заявленная в данном деле, противоречит смыслу термина «заявление», содержащемуся в Федеральном законе от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также термину «цель», в его общепринятом смысле.
Цель использования земельного участка – это не запись, хранящаяся в государственном кадастре недвижимости (в силу Приказа Минюста России от 18 февраля 2008 года № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» в строке 9 «Разрешенное использование» кадастрового паспорта земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости).
Пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством», утверждённого Приказом Главного управления от 30 ноября 2010 года № 29-п, определены основания для отказа в предоставлении названной услуги.
Анализ содержания названных писем Управления позволяет прийти к выводу, что в них данные основания не упоминаются.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ ГУЗР Омской области в предоставлении заявителю 3 земельных участков с названными кадастровыми номерами является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенных прав департамент усмотрел необходимость возложить на заинтересованное лицо обязанность по предоставлению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, в предоставлении которых было отказано.
Однако суд при разрешении вопроса о способе восстановления нарушенных прав и законных интересов учитывает, что он (способ) должен соответствовать закону и способствовать реальному восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учёт образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учёт этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учёт, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Судом установлено, что в настоящее время земельный участок, которому ранее присвоен кадастровый номер 55:36:070102:545, снят с кадастрового учёта и не может являться объектом гражданского права.
В силу статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Учитывая снятие с кадастрового учёта перечисленных земельных участков, они не могут являться объектами гражданских прав на момент принятия настоящего решения.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя, исключает из предложенного заявителем способа восстановления нарушенных прав и интересов названный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Заявленные департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области, выраженный в письме от 22 апреля 2011 года № 0201/3753, в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:070102:545, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», Порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённому постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п.
Признать незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области, выраженный в письме от 22 июня 2011 года №0201/5917, в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», Порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённому постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п.
Обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области предоставить департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельные участки, расположенные на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:040106:3242, 55:36:190139:1081.
В удовлетворении остальной части требований, заявленных Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а после проверки решения в апелляционном порядке или в случае, если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Судья
В.И. Чернышёв